Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Про зависть, уроки и жизненные ценности.


Когда сын был маленьким, особо ярких результатов по сравнению с другими детьми не показывал. Проблем никому не доставлял, был усидчивым, медлительным и вдумчивым. Пока все тянули руки для ответа, он соображал, и поднимал руку, когда уже другие отвечали. За 2 года до школы мы ходили к психологу на оценку готовности к школе. Психолог тогда сказал, что Женя не хочет идти в школу и не очень готов. Какие-то советы дал, типа, играть в игры со строгими правилами.

Мы вскоре переехали из Лефортово в Бутово и целый год после переезда, когда работы у меня не было, телефона тоже, никто к нам не ехал, потому что далеко, я была оторвана ото всего "лишнего", мы с сыном много гуляли, благо, тут леса, и очень много делали вместе. Складывали оригами. Вырезали какие-то корабли, расскрашивали картинки. Лепили из пластилина. Стробоскоп ему вырезала-склеила (буквально сегодня вспоминали, увидев по ТВ), крутила ему "мультики". И в игры разные играли. Купила книжки по шахматам, шашкам, хотя знала, как они ходят, делали этюды, чтобы "с умом" играть. И играли. В сказочно-фантазийные настольные с каким-то привидениями. В Монополию. Ещё была какая-то игра на акции, падение-рост, биржевая. Логические задачи решали. Психологические тесты разбирали, чтобы в нем что-то понять. Читала ему очень много. Самой было интересно. Каждый вечер смотрели диафильмы. Полчаса обязательно: темная комната, простынка на стене либо потолок, два одиночных диафильма или один двухсерийный. Компьютера, по счастью, не было:))) Готовила Женю к школе.

Женя учился хорошо с 1-го класса. Хотя я не ставила конкретно такой цели. Просто говорила: "Женя, если бы ты не мог учиться хорошо по какому-то предмету, я бы приняла это без слов. Но ты можешь. И если ты получаешь неважную оценку, это значит, что ты просто не доработал. Поленился."
Мы с ним очень много трудились в первые годы его жизни. Он был тормоз. Медлительный. Козерог, который идет к цели маленькими шажочками. Я видела, что он может и будет. Другие относились к нему снисходительно. Просто как к хорошему мальчику без особых талантов. А я видела, что он может. И многое может. Верила в него. Сердце сжималось, когда понимала, что другие этого не видят. Не верят. Хотя тоже порой руки опускались. Терпения не хватало. Когда буквы никак не мог выучить. Могла вздохнуть. Или даже сорваться. А однажды пришли с прогулки, готовлю ему есть, а он приходит и показывает, сам написал: мама. А накануне на А говорил другую букву. Я чуть не заплакала, обняла его. Йес, думаю, получилось:) Он просто не такой, как все. Другой. По своей программе развивается.

Первые три года он провел в школе рядом с домом, к которой мы были приписаны. Первый год закончил на круглые пятерки. В студии, где он занимался до школы (в садик он не ходил), узнав, очень удивились.

Учительница была строгая, требовательная, учила хорошо. Человек только была своеобразный. Любила подарки. Желательно деньгами. Но дело свое знала. Женя в школу идти не хотел. Однако был ответственный. И закончил младшую школу, 3-й класс с одной четверкой по русскому - чистописанию. У него был плохой почерк. А в 1 классе - да, забыла сказать, психолог ведь ещё сказал, что у Жени, скорее всего, будет плохой почерк - я хотела это преодолеть. Доказать, что можно иначе. Не мирилась с "диагнозом". И сделав задание по чистописанию по школьным прописям, мы переходили к прописям авторским, для себя. Они и правда, вырабатывали красивый почерк. Женя писал хорошо. Но когда писал медленно. И не нервничал. А поскольку к 3-му классу он разобрался в своей учительнице, она его обидела сильно, обвинив в том, чего он не совершал, то он уже не старался. Поэтому получил 4. Я могла сделать ей подарок, чтобы ему поставили 5. У него пополам оценок было, можно было и 5 поставить. Но я принципиально не стала этого делать. Что заработал, пусть то и будет. Оценка - видимость - не принципиальна.

"Конкурентом" на отличие был мальчик по фамилии Мясоедов, имени я не помню уже. Маленький, беленький, умный очень. Но такой маленький Мориарти. Он любил подговаривать других на проступки, детей ругали, а он был чистым, в стороне. Вот он - его мама была бизнесвумен и подарки учительнице вовремя делала - закончил выпускной год на отлично. И из общих денег, которые платили все родители, всем дарили памятные подарки. Я была председателем родкомитета. И поехала на ВДНХ за детскими головоломками, чтобы мозги развивать:) С продавщицей головоломок мы не раз беседовали, я не раз покупала что-то для Жени. Она жена Красноухова, автора многих головоломок. Живет за Подольском, на Весенней, а у меня там мои коллеги по работе на Бауманской жили. Оказалось, её знакомые. Ну и вообще, мы хорошо беседовали с ней:) И она, узнав, сколько штук мне надо было, сказала, что даст скидку хорошую. А чтобы я не ехала на ВДНХ из Бутово, договорились, что подойду к электричке рано утром, передам ей в дверь деньги, а она - головоломки. Помимо сделанной скидки, она подарила для Жени одну лишнюю головоломку:))

Так вот, всем были эти головоломки. А для Мясоедова учительница велела купить ещё и набор Лего, как единственному круглому отличнику. Хотя я не считала, что другие мамы должны платить за подарок чужому ребенку. Что это нечестно. Но ... сделала так, как было сказано. Не смогла противостоять.

Летом мама одноклассника, она же учительница нашей школы, позвонила и сказала, что надо бежать из этой школы, что там ужас. И мы пошли смотреть совершенно новую школу, у неё не было репутации, но в другую переходить не было смысла. Мы пошли всей семьей. Решение было серьезное, надо было определяться. Мужу, в общем-то, не до того, ему на работе надоедает принимать решения, дома он отдыхает. А нам с сыном надо было решать. Мы посмотрели, что в школе уже есть шторки (в прежней мы чуть не каждый год собирали на что-то), красивый актовый зал и даже искусственные цветы в туалете, что будет два языка, кружки, планов громадьё. Я сказала: "Женя, учиться тебе, решай - если нравится, мы сюда переходим" (там нужно было деньги платить, произвольный вступительный взнос, и потом ежемесяыно фиксированную сумму в 20 долларов, что по сути равнялось тому, что мы платили в первой школе "на мыло и лампочки"). Жене понравилось, и мы перевелись. Через несколько дней нам позвонила мать Мясоедова, непритная мне женщина, сплетница и... неумная, скажем, так. Недобрый человек. Узнала, куда мы перешли, тут же заплатила больше и тоже перевелась. Мы оказались снова в одном классе.

В классе было сначала 14 человек, потом их разбили на два - технический и гуманитарный. Женя и Мясоедов попали в гуманитарный. Женя - потому что уже было понятно, что он не технарь. А М. - потому что хотел уйти от классной, которая его раскусила, она оставалась в техническом, там учился её сын. Она была неподкупной. Судила по сути. И уже разбиралась с его историями. Однажды один мальчик по его наущению написал в раздевалке на куртку красивой девочки. Другой раз тот же мальчик украл у кого-то из кармана 10 рублей. Дети не понимают, когда ими манипулируют. Сделал-то он, но все понимали, что "мозгом операции" был М.

В новом классе было 8 человек. Их спрашивали на каждом уроке. Женя приходил, показывал дневник, там на каждой строчке были пятерки. Школа была творческая, много кружков, классная руководительница была просто отличная, Женька, наконец, полюбил школу. Как-то в понедельник напевал, собираясь в школу, прервал себя и удивленно сказал: "Надо же, чтобы в понедельник я шел в школу с песнями..." Раньше он вставал с трудом даже в пятницу. После какой-то ссоры мы с ним не разговаривали дня три. А после примирения он признался: "Мама, я теперь понимаю, почему говорят "школа - второй дом"". Он там забывался, отдыхал от конфликта.
Помимо отличных оценок он получал разные поощрения.

И вот они отучились почти год. У М. оценки были несколько хуже. Он чувствовал, что здесь мамины подарки не влияют на отношение к нему. Чувствовал, что его не любят. И учиться стал хуже. Мать ругала его за это.

Почти в конце года, в апреле, тепло уже было, Женя пришел из школы очень расстроенный. Говорит, мама, у меня пропал дневник. Зная, что забыть, потерять он не мог, я удивилась. С 1-го класса он всегда собирал портфель сам, можно было не проверять. И был сосредоточен, вовсе не растеряша. Он всегда знал, что задано. Выполнял задания. Ответственный. На него всегда можно было положиться.
Поэтому пропажа дневника была странной. Ладно бы он был двоечником, чтобы скрыть от грозной мамы очередную двойку. Но там были результаты его труда, предмет гордости, пусть и тихой.

Я попросила его вспомнить, как и что происходило. Он точно помнил, что положил его в ранец. Потом они играли на площадке перед классами, ранец был без присмотра у скамейки. А дома дневника уже не было. Казалось бы, кто и зачем мог украсть дневник? Это не та вещь, которой можно воспользоваться, хотеть владеть.

Договорились, что на следующий день он расскажет учительнице, спросит в других классах. Размышляя над происшедшим, я посоветовала ему посмотреть на мусорке возле школы. Дневник, если он украден, а не потерян, может быть украден только из зависти. Как символ успеха.

В других классах дневника не было. На мусорке тоже. Никто его не подбросил. Учительница не стала выяснять ничего, велела просто завести новый дневник. Мы завели, конечно. Но Женя сильно переживал. Говорит, это первый дневник без замечаний и с одними пятерками. Типа, детям показывать:)
Новый тоже был хорошим. Но всего месяц. И это уже не было важным.
Больше мы на этом не зацикливались.

Это был жизненный опыт. Для нас обоих. Экзамен на ценности.

P.S. По окончании года мама Мясоедова перевела его в другую школу. Рассказывала, что деньги отдавала неизвестно на что, хотя я видела, на что:), в школе очень много делалось, что её ребенка там не поняли, доводили и прочее. Мы вздохнули с облегчением. А сам М. и там продолжил сталкивать лбами других: в том же классе оказался мальчик из нашей первой школы.
Tags: Воспоминания, Сын
Subscribe

  • Благо_Дар

    С момента смерти моего брата прошло почти 5 месяцев. Столько всего узнала про его жизнь, отношения с другими людьми, выслушала рассказы незнакомых…

  • Про хорошее в людях, или о пользе личного общения

    Перед лоджией в квартире, где жила мама, растут деревья, ветви которых дают тень, отчего в квартире не хватает солнца. Так мне кажется, хотя я там не…

  • Из темноты пещер

    Сынок сделал новый мультик. К Юрию Гагарину относится с огромным уважением, на 2 курсе за свои деньги снял фильм про Гагарина. Говорил тогда, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments