Categories:

Родилось из комментария в журнале друга.

otpuskКогда у тебя самого есть святыни, принципы, отношение к миру, к людям, сложившиеся определенным образом, идущие из раннего детства, ты веришь, что и у других это есть. И дико узнавать, что другие видят всё совсем иначе. Что для них нет ничего святого. Или святое - совсем другое. Это ведь тоже из семьи идет. Из тех книг, что читал, тех фильмов, что смотрел, из тех потрясений, которые испытывал. Есть нечто поколенческое, что присуще только людям примерно одного возраста, где работают приметы времени детства-юности, становления, как Евтушенко, стиляги, хрущевки для пятидестяников, новости космоса и серванты с телевизором на несколько семей для шестидесятников, Битлз и "Альтист Данилов" для семидесятников, и так далее. А есть то, что идет сквозь поколения - отношение к погибшим воинам, к матери-отцу-семье, к Родине.

Очень много думаю о людях, о жизни. И прихожу к выводу, что единственное, на что мы можем реально воздействовать, за что несем полную ответственность - это мы и наши дети. Никого другого мы целенаправленно изменить не можем. Мы можем только дать толчок для раздумий для других. А реально можем только себя изменить к лучшему и ребенка вырастить Человеком. Дать ему как можно больше любви и веры в лучшее. А любовь - это и есть ответственность за того, кого мы любим.
Каждый в ответе только за свои поступки, мысли и чувства.
Когда мне бывает особенно горько, я думаю о том, что моя совесть чиста - мои поступки были обусловлены любовью и созиданием, а не разрушением и ненавистью. Что бы ни видели в них другие люди. Каждый видит то, на что способен сам. И видят тебя хорошим люди хорошие. Умеющие понять и сострадать.
И это примиряет меня с действительностью, как бы ни было мне порой больно от непонимания, осуждения, попыток унизить или оскорбить. Если твоя совесть чиста, ты не станешь грязнее или ниже только оттого, что некто тебя видит униженным и оскорбленным. Видимо, они мало читали Достоевского, чтобы понимать, что душа - это главное в человеке. Душа, а не обстоятельства жизни. И грязный юродивый порой куда выше благополучного приличного графа.
Зачастую благополучие - это тоже испытание для души.