Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

Томас А. Харрис. "Я хороший, ты хороший". Взрослый

Взрослый.
Примерно в возрасте десяти месяцев с ребенком начинают происходить замечательные вещи. До сих пор его жизнь состояла, в основном, из беспомощных, непроизвольных реакций на требования и понуждения окружающих. У него был Родитель и Ребенок. Но сам он был лишен способности управлять своими реакциями или каким-то образом влиять на внешний мир. Он не ставил перед собой никаких целей, он просто принимал то, что выпадало ему на долю.

Однако к 10 месяцам у него появляется способность к передвижению. Он умеет манипулировать объектами и ползать. Он освобождается от оков неподвижности. Не так давно, каких-нибудь 2 месяца назад, младенец мог заплакать оттого, что был не в состоянии без посторонней помощи переменить неловкую позу. В 10 месяцев он уже внимательно изучает игрушки и находит им применение. Согласно исследованиям, проведенным Гезелем и Илгом, 10-месячный ребенок способен вертеть в руках чашку и сделать вид, что он пьет. Он засовывает предметы в рот и пробует жевать их. Ему нравятся доступные формы общения, он "строит глазки", "надувает губки", девочки проявляют первые признаки кокетства.

10-месячный человек обнаруживает, что он может что-то делать по своей воле. Это новое самосознание и есть начало Взрослого. "Взрослые" данные накапливаются по мере того, как ребенок открывает для себя, чем реальная жизнь отличается от её "заученной концепции" в Родителе и "эмоциональной концепции" в Ребенке. Во Взрослом формируется "обдуманная концепция", основанная на анализе собственного опыта.

Двигательная активность, которой Взрослый обязан своим рождением, в дальнейшем часто выручает в трудных ситуациях. Человек идет прогуляться, чтобы "проветрить мозги". Ходьба снимает внутреннее напряжение. В записи сохраняется, что движение - это хорошо, оно помогает отделить главное от второстепенного и тем самым лучше уяснить себе, в чем, собственно, состоит суть проблемы.

В первые годы Взрослый ещё слаб, он проходит стадию "предварительных испытаний". Приказы Родителя и страх Ребенка легко берут над ним верх. Мама говорит, указывая на хрустальную вазу: "Нет, нет, отойди! Не трогай!" Малыш может отпрянуть и даже заплакать, но при первом же удобном случае он постарается потрогать непонятный предмет, чтобы узнать, что это такое. Несмотря на все препятствия, Взрослый у большинства людей продолжает развиваться и, по мере того как человек растет, работает всё более эффективно.

Взрослый занят главным образом преобразованием внешних событий во внутреннюю информацию. Эта информация обрабатывается и сортируется в соответствии с предыдущим опытом. Это совсем не похоже на деятельность Родителя, который в силу своей подражательной благоразумности, озабочен лишь насаждением готовых стандартов поведения, - не похоже и на проявления Ребенка, стремящегося реагировать на всё импульсивно, необдуманно, основываясь на своем особом восприятия действительности. С помощью Взрослого маленький человек начинает видеть различия между той жизнью, которой он обучен (Родитель), той жизнью, которая представлена в его чувствах, желаниях и фантазиях (Ребенок) и жизнью, как он её понимает сам (Взрослый).

Взрослый подобен компьютеру. Он выдает решения на основе обработки информации, поступающей из трех источников: Родителя, Ребенка и того запаса, который был заготовлен и непрервыно пополняется самим Взрослым. Одно из важнейших предназначений Взрослого - проверять Родительские данные, чтобы выяснить, какие из них остаются в силе и годны к употреблению на сегодняшний день, а от каких лучше отказаться. Другое предназначение Взрослого - исследовать собственного Ребенка, чтобы понять, соответствуют ли сегодняшние чувства реальному положению дел или это просто старые страхи, пробуждаемые устаревшими Родительскими предписаниями. Цель состоит не в том, чтобы вовсе устранить Родителя и Ребенка, а в том, чтобы отдавать себе отчет в степени достоверности данных, собранных в этих двух коллекциях.

Взрослый может начать проверку Родительских данных в очень раннем возрасте. Маленький человек чувствует себя уверенно, если находит, что большинство его Родительских данных заслуживает доверия: "Они говорили мне правду!"

"Эти машины на дороге - они действительно опасны", - заключает мальчик, увидев, как его любимую собаку чуть было не сбило промчавшимся автомобилем. "В самом деле, хорошо, что я делился игрушками с Бобби, - думает малыш, которому Бобби дал поиграть своими красивыми камушками. "И вправду, приятней остаются с сухими трусами", - решает маленькая девочка, приученная самостоятельно ходить в туалет. Если Родительские предписания основаны на реальности, то начинающий жить человек с помощью Взрослого приходит к ощущению своей полноты и цельности. То, чтО он проверяет, выдерживает испытания. Данные, собранные им в результате исследований, начинают составлять некие "постоянные величины", которым можно доверять. Его открытия подкрепляются сведениями, усвоенными ранее.

Важно подчеркнуть, что подтверждение Родительских данных не стирает тех ощущений неблагополучия в Ребенке, которые были в свое время записаны одновременно с поступлением этих данных. По мнению мамы, единственный способ оградить трехлетнего Джонни от проезжей части улицы - это хорошенько отшлепать его. Он не подозревает о реально грозящей ему опасности. Его реакция - это страх, обида, чувство беспомощности. Он не осознает, что мама любит его и заботится о его безопасности. Страх, обида и чувство беспомощности навсегда остаются в записи и не стираются, когда приходит понимание, что мама поступила правильно. Однако осознание того факта, что подобные записи неблагополучия в изобилии поставляются самой ситуацией детства, может освободить нас от их постоянного проигрывания в настоящем. У нас нет возможности стереть старые записи, но мы вольны более к ним не прислушиваться!

Взрослый подвергает критической проверке не только Родительские данные, но и данные, хранящиеся в Ребенке - для того, чтобы определить, какие из чувств можно проявлять открыто. В нашем обществе для женщины считается вполне приличным плакать на церемонии бракосочетания и неприличным - кричать на мужа во время свадебного банкета. Как плач, так и крики выражают эмоции Ребенка. Задача Взрослого - сдерживать проявления эмоций в определенных рамках.

Ещё одно назначение Взрослого - это оценивать вероятности и просчитывать варианты. У детей такая способность развивается очень медленно, да и у большинства из нас она, вероятно, ещё весьма далека от совершенства. Неприятные альтернативы, с которыми постоянно сталкивается маленький человек ("Либо ты доедаешь макароны, либо остаешься без мороженого!"), являются очень слабым стимулом для исследования вероятностей. Неучтенные вероятности лежат в основе многих наших неудач в различных ситуациях общения. Непредвиденные опасности, в отличие от предвиденных, чаще приводят к "отключению" Взрослого. В этом случае компьютеру требуется очень много времени, чтобы обработать новые данные (в таких случаях помогает хорошо знакомое правило: "сосчитать до десяти").

Способность оценивать вероятности можно развивать посредством целенаправленных усилий. Подобно мускулам тела, Взрослый растет и крепнет в ходе тренировок и практики. Если Взрослый сумеет предвидеть возможность какой-либо неприятности, то он примет меры, чтобы уменьшить её вероятность, а если она всё же случится, он, скорее всего, найдет наилучший способ, как из неё выпутаться.

Однако в сильно стрессовых ситуациях Взрослый может настолько "ослабеть", что человеком овладевают безудержные эмоции. Границы между Родителем, Взрослым и Ребенком весьма непрочны, а подчас и расплывчаты. Особенно они уязвимы для внешних сигналов, напоминающих о происшествиях того времени, когда мы были беспомощными, зависимыми детьми. Иногда "дурные новости" переполняют Взрослого до такой степени, что он оказывается в положении "наблюдателя". Человек потом говорит: "Я знал, что поступаю неправильно, но удержаться не мог".

Неправильное, иррациональное, не-Взрослое поведение характерно для состояний, которые называются душевными травмами. Опасность или "плохое известие" наносит "удар" по Родителю, Ребенку и Взрослому одновременно. Ребенок реагирует своим старым, изначальным способом - острым ощущением неблагополучия. Это может привести к различным явлениям, связанным с регрессом личности. Человек снова чувствует себя маленьким, беспомощным, угнетенным ребенком. Одно из таких явлений - потеря способности к мышлению. Подобные случаи в изобилии наблюдаются в психиатрических лечебницах, где проводится политика "закрытых дверей". Когда за очередным пациентом "закрывается дверь", он начинает деградировать очень быстро. Вот почему я выступаю против такого лечения, когда за больным ухаживают, как за ребенком. Всякое поощрение беспомощного Ребенка в индивидууме только мешает возвращению Взрослого к своим обязанностям.

Когда в наших терапевтических группах кого-либо из её членов переполняют эмоции, мы применяем специальные стоп-фразы, такие как "Почему вы не остались в своем Взрослом?" или "Какую ситуацию вы сейчас воспроизводите?" Эти вопросы являются эффективным средством для "включения" Взрослого, потому что только Взрослый может установить связь между источником нынешнего расстройства и изначальной ситуацией, в которой маленький ребенок испытал подобные чувства впервые.

Итак, в повседневные обязанности Взрослого входит проверять старые данные: подтверждать или опровергать их, раскладывать "по полочкам" для удобства в дальнейшем применении. Если это занятие проходит гладко, без особых конфликтов между исходными записями и реальностью, то компьютер высвобождается для другой очень важной деятельности - творчества. Начальный импульс творчеству дает любопытство Ребенка. Затем к детскому "хочу" присоединяется Взрослое "знаю". Для творчества очень важно располагать достаточным количеством "машинного времени". Если компьютер едва справляется с обработкой старых данных, то ничем другим он заниматься не в состоянии. Те из Родительских предписаний, которые успешно выдержали проверку, переходят в разряд "само собой разумеющихся" и уже не отнимают времени у кмпьютера. Многие из повседневных решений человек принимает автоматически. Например, когда водитель видит знак обозначающий одностороннее движение, он автоматически воздерживается от езды в запрещенном направлении. Он не загружает компьютер длительной обработкой информации относительно проектирования автомобильных дорог, числа ДТП или дизайна дорожных знаков. Если бы каждое решение приходилось бы принимать без предварительных "заготовок" или баз данных, полученных от родителей, наш компьютер никогда бы не высвобождался для творчества.

Иногда высказывается мнение, будто недисциплинированный ребенок, не связанный обычными рамками поведения, более склонен к творчеству, чем тот, кто приучен себя сдерживать. Не могу с этим согласиться. У ребенка остается больше времени заниматься творчеством - исследовать, изобретать, разбирать на части и собирать заново, если ему не нужно загружать компьютер принятием решений, для которых у него нет подходящих данных. Маленький мальчик может полнее сосредоточиться на строительстве снежной бабы, если он избавлен от необходимости вести длительную внутреннюю перепалку с Мамой по поводу того, надо или не надо надевать калоши. Если ребенку, в порядке поощрения тяги к творчеству, позволяется разрисовывать обувным кремом стены квартиры, то он будет совершенно не готов к тем неприятностям, которые ожидают его в гостях, когда он продолжит свое занятие там. Неприятности не способствуют ощущению благополучия. Очень много времени может уйти на лечение в больнице после экпериментов с перебеганием дороги перед близко идущим транспортом. Немало времени уходит и на разного рода конфликты. Особенно расточительным является конфликт, возникающий, когда то, чему учат родители, противоречит наблюдениям Взрослого. Самой лучшей предпосылкой для творчества является открытие, что содержание Родителя в большинстве случаев соответствует действительности. Подтвержденные данные можно оставить во Взрослом, положиться на них, и, больше о них не думая, перейти к другим занятиям - таким, как запуск воздушного змея, строительство песочной крепости или изучение дифференциального исчисления.

Однако у большинства детей время занято главным образом конфликтами между Родительскими данными и тем, чтО они наблюдают в реальности. Маленький ребенок, у которого отец сидит в тюрьме, а мать ради содержания детей занимается воровством, хранит, вероятно, в своем Родителе очень строгую запись: "Никогда не доверяй полицейским!" Но вот он встречает симпатичного человека, работающего в полиции. Его Взрослый имеет дело с объективными данными: с этим парнем хорошо играть в мяч, он угощает всю компанию воздушной кукурузой, он дружелюбен, он всегда разговаривает спокойным, приятным голосом. Для малыша это означает серьёзный внутренний разлад. В реальности оказалось всё совсем не так, как его учили. Родитель говорит ему одно, а Взрослый - другое. Поскольку ребенок полностью зависит от родителей, то из соображений безопасности (пусть даже очень непрочной) он, вероятнее всего, примет Родительскую точку зрения: раз полицейский, значит враг. Так зарождаются предрассудки. Маленький ребенок часто вынужден верить лжи, а не своим собственным глазам и ушам. В ходе непрерывного внутреннего диалога Родитель настолько запугивает Ребенка, что Взрослый отступает и предпочитает не вмешиваться. Поэтому принцип "раз полицейский - значит враг" принимается за истину. Это называется "заражением" Взрослого.

Родитель
Ребенок
Взрослый
Tags: Психология, Харрис
Subscribe

Posts from This Journal “Психология” Tag

  • Про логику поведения человека

    Захожу в трамвай незнакомого маршрута, оплачиваю проезд. Вслед за мной поднимаются двое мальчишек лет по 7-8. Обычно дети, если не орут, не…

  • Глупые вoпрoсы на собеседовании

    Прошла тест на проницательность, получила результат 90%. Кому интересно узнать что-то новое про себя, пожалуйста, пройдите по ссылке. Потребуется…

  • Про границы, обиды и воспитание

    Воспитанная подруга рассказывает про то, как ей по коленке больно врезала сумкой девочка, за что ни девочке, ни маме не пришло в голову извиниться.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments