Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

МИСТЕРИЯ-БУФФ. ВАРИАНТ ЧИСТЫХ. ЦИМ.

Буфф
Спектакль является совместной постановкой Theatre de la Manufacture (Франция) и Актерского Режиссерского Театрального общества (А.Р.Т.О.).

Новая постановка коллектива Николая Рощина основана на тексте пьесы «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского. В спектакле использованы тексты первого и второго вариантов пьесы. Руководствуясь словами автора «Революция расплавила все, - нет никаких законченных рисунков, не может быть и законченной пьесы» Рощин и его группа представляют новый вариант – ВАРИАНТ ЧИСТЫХ. Убегающие от революционного потопа остатки интеллигенции собираются в Последней Усадьбе умирающего мира. В ожидании неотвратимого, они ищут различные пути к спасению: пытаются строить новый Ковчег, выбирают себе нового Царя, провозглашают Демократию, устраивают себе Ад, затем Рай и пр. Но исчерпав все силы, приходят к пониманию неотвратимости новой, последней революции, которая заключается в самоотводе старого человечества из этого мира. Из программки.

Получилось всё - и мистерия, и буфф, и Маяковский, и жуткое ощущение революции, неотвратимости, ужаса ото всего, что она несет.
В зале высокие шаткие 5 рядов. Сцена закрыта от зрителя красным плюшевым занавесом, чуть темнее - и цвет крови.
К микрофону выходит "Маяковский", вводит нас в атмосферу происходящего. Затем взору открывается сцена в бело-черно-красных тонах. Черные шикарные костюмы, черный неестественно длинный рояль, накрытый белым полотном - "стол", за которым пируют "белые". Огромные бокалы, которые наполняют льющиеся сверху струи. Всё чуть слишком, как у Маяковского, экспрессия в игре актеров, выразительное акцентирование текста, стилизованный под немые фильмы грим актрис, кокаин столовыми ложками, даже спички для папирос - каминные.
5 картин, каждый раз за занавесом перемены нехитрых, на первый взгляд, декораций: "рояль" оказывается "шкатулкой"-ковчегом, в котором лежат люди, сценой для "артистов" с личинами карикатур начала прошлого века, превращается в стол, за которым происходит последняя перед смертью трапеза, эшафотом, на которой находится гильотина, безжалостно рубящая головы.
Вдруг сверху на зрителей вываливаются петли из толстых канатов, словно предлагая подумать и над таким исходом. И тут же на сцене появляется "повешенный", который болтается вместе со стулом, периодически опираясь на него снова, перепрыгивая с места на место, вызывая смех в зале. Смех возникает не раз, словно режиссер специально расслаблает зрителя перед финалом. Это напомнило мне спектакли Коляды, на которых зритель сначала смеется, впуская в себя детскую эмоцию, включается в сопереживание героям, а в конце ему уже трудно удержаться от слез. Воспоминания о Коляде усилили и периодически льющаяся сверху вода, ритмичные пляски под "дождем" словно в трансе.
Сцена ада была настолько ужасной в какой-то натуральности, развратности, что я, человек в пост, увы, не постящийся, испытала острое чувство греховности.
Красный цвет на сцене открывается в финале, когда "Маяковскй" срывает белые покрывала с красных революцинных "агиточных" фигур, окруживших гильотину. Вместо погибших пришли "новые" люди?

Поверх закрывшегося занавеса падет алый флаг с белым кругом, в центре которого... не свастика, как на гитлеровском флаге, а перекрещенные серп и молот, только дома сын подсказал, что это флаг нынешних неофашистов. Даже не зная этого, испытала ужас от одной картинки.

Очень сильный по воздействию, накалу и своевременный спектакль. Техническая сложность его словно подчеркивает трудность жизни в эпоху перемен.

Очень была рада увидеть выпускника ШС МХАТ прошлого года Глеба Иванова - молодец, справился с трудной задачей, все играли на разрыв аорты, а он был самым молодым среди актеров, но на уровне. Смотрела на него на поклонах и вспоминала, как увидела его на премьере "Человек-подушка" в МХТ год назд, подошла и сказала, что верю в его будущее, потому что он очень талантлив. Радостно видеть подтверждение своей вере в человека.

Мне кажется, этот спектакль - событие в театральной жизни Москвы.
Tags: Театр 7-8
Subscribe

  • Киноевгеника: Продакшн Дизайн

    Сын сделал новый ролик, рассказывает про художника-постановщика, но если по-умному, то про пост-продакшн. Живо, с примерами из разных фильмов. Сам…

  • Из темноты пещер

    Сынок сделал новый мультик. К Юрию Гагарину относится с огромным уважением, на 2 курсе за свои деньги снял фильм про Гагарина. Говорил тогда, что…

  • Киноевгеника: Цвет в кино

    Сын сделал очередной ролик своего цикла рассказов о кино. На сей раз речь о том, как работает цвет в фильме. Под роликом ссылка на бесплатную…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments