Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

"Бытие №2", "Практика", реж. Виктор Рыжаков.

Бытие
Шизофренический спектакль:-) О том, что если "желто-зеленые пятна смысла" стереть мокрой тряпкой из мозга, останется "что-то ещё". О том, что всегда есть что-то, когда кажется, что ничего нет. Спор ощущения и логики. Диалоги чувства и разума. Текст некой "Антонины Великановой", пациентки психиатрической больницы с диагнозом "острая шизофрения". Беседы врача, Аркадия Ильича (Александр Баргман) и Антонины (Светлана Иванова), Бога и жены Лотта. На фоне 13-ти ведер с солью (с горкой), символизирующей вечность (но какую вечность? Мертвую? Соль - консервант, но жизни в тех консервах нет. Трупы.) Жена Лотта, обернувшаяся на свой дом, превратилась в соляной столп. Сохранилась - зачем?
Медный таз - в начале как Луна, в финале - как ракета, на которой стартуют в вечность из соляной пустыни (сцена усыпана солью из ведер) герои?
Музыкальное сопровождение баяниста (Айдар Гайнуллин) оказывается четвертым действующим лицом спектакля. Третье лицо, очень важное, харизматическое, магнетическое - сам Иван Воропаев, "рубаха-парень" в кепке, то читающий письма АВ к нему, то поющий нескладные частушки странного содержания, смысл которых я не сумела совместить с происходящим на сцене. Хотя у меня было ощущение, что смысл искать и не надо. Поначалу я внимательно слушала текст и смотрела на актеров, пытаясь ничего не упустить. Упустить трудно, ибо почти весь текст повторяется в разных вариациях, причем у обоих актеров отличная дикция - кажется, что и это было важным при выборе исполнителей. Яркий Баргман и пластичная "незаметная" Иванова, из тех, чьи лица не узнать в другой роли, на которых можно творить, рисовать всё, что угодно, проговаривали текст быстро, но внятно. Но потом я увидела Воропаева, сидящего на краю сцены. И всё:) Я уже глаз не могла от него оторвать, смотрела на него: он проговаривал губами вместе с актерами слова, закрывал самозабвенно глаза, словно в любовном экстазе, сжимал кулаки, наклонялся всем телом вслед движениям актеров, смотрел с улыбкой отрешенно в пол, погружясь в текст, словно проживал его ещё раз, создавал заново - а в том, что автор именно он, сомнений у меня нет - только мужчина может создать такой абсурдный текст, наполненный непостижимой на первый взгляд логикой, стройный, неожиданный, жесткий: "Не ищите красного понедельника во вчерашнем дне." Не ищите смысла, просто чувствуйте, но не по-женски, "духом", а всем существом. Не любите родителей только за то, что они родители, их не выбирают. "Если мать меня обидела, я не буду её любить, я буду к ней хорошо относиться, но любить не буду." Это - право. Отдать долг, но не любовь.
Почему эта женщина, обиженная матерью (чем, так и остается незвестным), оказалась в психушке? И кто из них двоих - врач или пациентка - более здоров, нормален, и что есть норма?
Спектакль-вопрос без ответа. Я смотрела на Вырыпаева и больше всего мне хотелось поговорить с ним о нем самом. Задать ему много вопросов. Только вот кажется, что он сам - сплошной вопрос без ответа:))))
P.S. Шла скорее на Рыжакова - уважаю и люблю его за "Ты. Счастье мое" А. Червинского и "С любимыми не расставайтесь" А. Володина с курсом Золотовицкого и Земцова ШС МХАТ и "Валентинов день" по Вырыпаеву- тонкие, щемящие работы, талантливые, вдумчивые, трогательные. Выбор "Бытия" удивил, я не поняла, почему Рыжаков его взял. Пыталась понять. Он сам стоял рядом, смотрел на сцену, лицо его порой искажала внутренняя боль, мною снова не понятая. Он сопереживал. Духовный, душевный, в нем есть какая-то мягкая тайна, таинственная мягкость, молчаливая родовая интеллигентность: на "Новой драме" я подошла к нему, наклонилась, чтобы поблагодарить за его спектакли - в ответ было легкое удивление человека с чувством собственного достоинства, знающего, что он отвечает за свои дела и поступки.
Но вот зачем он сделал этот спектакль, что побудило его к этому, что он хотел им сказать - свое, важное - не поняла. Вопрос без ответа.

Фото отсюда


UPD. Спасибо Даше anonimous_star за попадание, а Тане bboriska и Оле olivina за приятную и умную компанию - рада была всех увидеть и пообщаться:)))
Tags: Практика, Театр 7-8
Subscribe

  • Карен Джангиров

    Без моего ведома идут поезда, летят самолеты, плывут корабли, запускаются спутники, объявляются войны, начинаются снегопады, метели, дожди... А за…

  • Карен Джангиров

    Человек — это тайна, в уголке которой плачет большое животное

  • Питер Хейн

    КОГДА НЕВЕЖДЫ Оставив мудрость увядать в песках зыбучих из знания мы сотворили Бога, но лучшее обречено стать худшим, КОГДА НЕВЕЖДЫ ЗНАЮТ СЛИШКОМ…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments