Categories:

Женитьба Коляды

Сын Женя, прочитав мои посты про "Коляда-театр", где я цитировала его, сказал: "Да, мама, немного же ты запомнила из того, что я говорил.":) Ответила, что у меня мозгов не хватает сформулировать так, как он. Попросила написать пост самому. Что он вчера и сделал таки. Править, однако, не стала:))) Нашла в себе мужество оставить всё, как есть - имеет право на свою точку зрения как человек и творческая личность. Несмотря на молодость, цинизм и юношеский максимализм (вот ведь его задело, что я про максимализм сказала - да я была бы рада, если бы мне сказали, что у меня есть что-то юношеское:)) ) Ниже - его текст, к которому не прикасалась. Даже кавычки в названии не поставила.
Это мы с ним как раз перед "Женитьбой":

Я, человек молодой, циничный, страдающий юношеским максимализмом, в общем-то, понимаю, что данный эм… набор впечатлений от спектакля «Женитьба» Николая Коляды подвергнется редакции Аюшки, но все же хотелось бы сохранить чистый взгляд и холодное сердце в вопросе оценки этого произведения. К делу.

К творчеству Николая Коляды необходимо и при этом довольно-таки сложно быть готовым. Это непростое, неоднозначное, но необъяснимо интересное явление в российском и русском искусстве. И решительно определять его в какую-то уже существующую нишу нет ни смысла, ни необходимости. Коляда своей улыбкой говорит: «Да вы не беспокойтесь, я тут рядом постою», создавая тем самым совершенно отдельное и стоящее наравне со всеми направление в русском театре.
Конечно, при первом поверхностном взгляде может показаться, что на сцене происходит нечто напоминающее утренник в школе, но никак не серьезное представление и уж тем более спектакль. Слишком уж не привык взор современного зрителя к такому обширному набору выразительных средств: от павлиньих хвостов и ковриков до ультрафиолета, бьющего в глаза актерам из-за спины зрителей.

Но по прошествии какого-то времени мозг будто переключается на другой уровень, и там, где раньше виделась нелепость и домашнее безумие, вдруг оказывается очень даже продуманный режиссерский ход. Получается, что искать смысл в произведениях Коляды (конечно, конкретно «Женитьбе») – это как пытаться увидеть лес за деревьями. Сверху все видится четко и осмысленно, а вот если же окунуться с головой в само произведение, то ощущение будет странное. Произведение Коляды (и именно Коляды) получает смысл, если его брать исключительно целиком, а не разбирать по кирпичикам. И тут мы подходим к вопросу о фигуре режиссера в спектакле «Женитьба».
От «Женитьбы» Гоголя осталось название и текст. Текст, который, собственно не очень и важен. Идея и исполнение единственного Автора театра Коляды – Николая Коляды в любом произведении будет именно Коляды, а не Гоголя, Шекспира или (почему бы и нет?) Достоевского. Спектакль по мотивам «Преступления и наказания» довольно неплохо вписался бы в ряд произведений Николая Коляды, на мой взгляд. Об этом я размышлял, наблюдая на сцене мертвого Николая Васильевича и живого и улыбающегося Николая Владимировича за сценой.

Подход Коляды к постановке шедевров мировой классики я бы взялся описать так (уж не бросайтесь камнями): взять «Джоконду» да Винчи и вышить ее крестиком на холсте. И тут уже важно не что, а как. Так же поступил, по моему личному мнению, и Коляда с «Женитьбой» Гоголя. Я ничуть не хочу уменьшить заслугу Коляды, просто Гоголь и Коляда столь масштабные явления в русской культуре, что когда они сталкиваются (а мертвые, как говорится, не кусаются) побеждает сильная натура и личность. В нашем случае, Коляда. Прямо-таки задавив своим духом Николай Васильевича, Коляда превратил «Женитьбу» Гоголя в «Женитьбу» Коляды. И это бы смотрелось совершенно обычно, будь Гоголь одним из современных драматургов новой драмы, но все-таки… классик. (Тут просто уж обида фаната Гоголя, простите).
Хочется добавить, что Коляда и его актеры, скажем так, не играют спектакль. Они играют в него. Так как по большой части актеры исполняют функцию грамотно расставленных исполнителей ролей театра Коляды, то зритель, не видя честной жизни актеров на сцене, с радостью отвлекается на подготовленные Режиссером завлекалочки. Шкафы, банки, самовары, женихи – «павлины», застенчиво трущие и лобзающие свои эм… статуэтки. Невообразимое число повторов и круговых движений, вводящих зрителя в подобие транса, из которого либо выходишь с четким осознанием идеи и роли Режиссера в этом спектакле, либо выходишь ни с чем. Коляда и сам понимает, что игра эта чувствуется в дыхании его новорожденного и вводит в «Женитьбу» гениальный эпизод кукольного спектакля, когда актеры с немного извиняющейся интонацией в голосе пытаются объяснить на примере кукол систему Станиславского. И тут мы наблюдаем три спектакля – кукольный, исполняемый куклами в руках актеров, собственно «Женитьбу» Гоголя, который актеры играют сами по себе, и «Женитьбу» Коляды, которую играют актеры театра Коляды в руках у самого Коляды. Эта телескопическая система выводит нас за рамки спектакля в руки Автора и Режиссера – Николая Коляды. И позволяет увидеть его произведение во всей красе и понять его смысл. Недаром она вставлена практически в самом начале спектакля.

Конечно, остается ощущение, что смотришь не спектакль, а подглядываешь за соседями и их жизненными разборками. Коляда разбирается в грязи, вытаскивая из нее то самородок, то алмаз. Притом, если другим режиссерам важен результат, то Коляда, по-видимому, получает чуть ли не большее удовольствие от самого процесса. И тут вновь всплывает тема игры. Коляда словно большой ребенок играет в свое творчество. Ребенок этот лишен взрослого цинизма, а потому там, где все смеются над грустным, Коляда плачет над смешным. Откровенно и искренне, что в нашем современном мире очень и очень ценно.
Спектакль глубок и интересен, но сам по себе, в отрыве от Гоголя=) (смайл прошу оставить). Единственно, не совсем ясно, зачем нужен был эпизод с избиением жены. То, что и так было понятно, сунули под нос и размяли пальцами. Там, где другой режиссер сказал бы «Стоп. Хватит», Коляда размахивается и бьет зрителя прямо по темечку. С другой стороны, в этом и есть Коляда – в искренности и неожиданном подходе к нашей реальности, вечной и немного балаганной. (с)