Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

"Тутиш", МХТ им. Чехова, режи. М. Брусникина.

Тутиш
http://www.mxat.ru/performance/tutish/ Мне очень сложно писать об этом спектакле. Прогон - не полноценный спектакль. Пойду на премьеру, сравню. Но впервые спектакль любимой Марины Брусникиной вызывает ... вопросы, недоумение, сомнения, неоднозначное отношение.
Таджикский кишлак ТутИш. Умирающее селение, которыми полна и Россия тоже. Мусульмане. 6 стариков и старуха.
Несмотря на другую уже страну и вероисповедание, проблемы те же самые: дети уехали на заработки в Москву, кто пропал, кто пишет писма, но денег не шлет. Пенсии не платят. "Власть меняется" - то русского учителя шлют, то вдруг турецкого, в зависимости от того, с кем дружит президент.
Помимо 8 актеров старшего поколения, по просьбе которых этот спектакль и был задуман и создан, ещё 7 актеров молодого и среднего поколения как зеркало для старших. Молодежь - и собаки, и боевики, и дети: они ещё не подозревают, глядя на немощных стариков, что это - и их будущее. Если доживут.
Старые вспоминают и сравнивают советское время, пенсии в 35 рублей, коммунистов, которых в "новое время" было велено не хоронить на кладбище и надо было мертвецов исключать из партии, с новым, в которое пенсии вообще не платятся: плов варится из гороха, "бараний! шашлык" - из ревеня.
У них позади огромная жизнь: "только платан у почты старше". Им некуда торопиться: спектакль идет непривычно для Брусникиной неспешно, протяжно, задумчиво. Моментами устаешь - вся наша жизнь состоит из боязни не успеть, минуты дороги, неторопливость эта вполне понятна и оправдана обстоятельствами жизни этих людей, но поначалу раздражает.
Не так давно видела Павла Ващилина, спрашивала о спектакле: "Так и не скажешь, в двух словах. О смысле жизни. Грустный." В двух словах - трудно сказать, правда. Там раздражалась: второй раз, на премьеру, идти не хотелось. Думала точно, как на первом "Белом на черном": "Ну, вот это и конец, вполне можно остановиться." Ан нет. Смотрела на часы. Субботний вечер тратить на это уже не хотелось. Думала: "Вот эти старые уже актеры - точно, как те аксакалы. Знают больше, понимают лучше, но никому не нужны результаты их жизни, размышления, мудрость, советы, подсказки". А рядом - 7 молодых актеров. Красивая талантливая, любимая мною Юля Чебакова, 6 молодых мужчин, среди которых два выпускника ШС МХАТ этого года и Сережа Медведев - ну до чего же он талантливый, погруженный в действие. Думала, что пластику, движение ставил он сам, ибо опыт уже есть, но режиссер по пластике — Николай Реутов. Движения, похожи на мусульманские (танцы боевиков). Но из всех ребят Медведев - самый "злой и жестокий", подготовленный, на него смотришь и думаешь: не дай Бог ему врагом стать. Сила изнутри прет.
Как всегда у Марины: отличный текст. Хорошая литература. Тревога и боль за другого через свою усталость. Уважение и понимание ЗВУКА. Начиная с шуршания мелкой гальки, которая при движении ещё и пыль приличную дает: старушки в первых рядях держали платочки у носа. Заканчивая заунывной музыкой, пением чуждых нам мусульманских мотивов. Внимание к маленькому человеку. Такому, о ком ты сама не в состоянии задуматься.
То, чего у неё прежде не видела: в глаза бросается медлительность происходящего, свойственная старости в зыбытых Богом местах, паузы, шаркание, слова сквозь другие звуки, не всегда различимые и значимые поэтому. Много особого движения. Наличие театральных условностей: чай и водка в чайничках, понарошку, вроде как по-настоящему. Даже автомобиль, выезжающий на сцену - это что-то:)) А уж "золотые зубы" - не знаю, чья заслуга, МБ, чье чувство юмора не раз могла оценить, или актера - тонко подмеченная особенность азиатов: когда я жила в Кушке, молодые красивые туркменки специально ездили в Ашхабад спиливать передние зубы, чтобы поставить золотые коронки: это считалось и красивым, и важным подтверждением материального состояния семьи. Ужас:)
В спектакле есть и смешные детали. Но в целом на первый взгляд - ощущение тягостности.
Думала: ну вот кто пойдет на этот спектакль по отзывам посмотревших? Главные герои - старые, некрасивые в общем люди. Никому не нужные - ни государству, ни детям. Только друг другу. Мусульмане. Таджики с их, таджикскими историческими подробностями. Довольно нудный спеклакль. Совсем не развлекательный, потому что заставляет думать и о своих старых родителях. О своих российских заброшенных деревнях, в которых тоже копеечные пенсии не платят. О своей власти, которая с кем дружит, тому и карт-бланш во всем. О вражде между одними "боевиками" и другими. Белые и красные, разделенные враждой свои, - проходили мы это все. Они воюют, а мирные люди, старики, лишаются своих домов. У молодых энергию девать некуда, а старики гибнут не своей смертью.

Вышла и думаю: кто бы вместо меня сходил в субботу?
А вот за что люблю Брусникину: прошло несколько часов, передумала всё. Прочувствовала. Вспомнила, что после первого "Белое не черном" зареклась на него идти, еле высидела. А год спустя не смогла не пойти. И в третий раз. И может быть, четвертый будет. Вот и на восьмого Гуся пойду - повезло билеты купить - да, люблю этот спектакль и пойду, несмотря на насмешки тех, кто ходит только на премьеры.

Марина сидела в уголочке с талмудом и постоянно делала пометки.

Раздумала кого-то посылать вместо себя:)))
Таня, идем:)))
Tags: Театр 7-8
Subscribe

  • Карен Джангиров

    Без моего ведома идут поезда, летят самолеты, плывут корабли, запускаются спутники, объявляются войны, начинаются снегопады, метели, дожди... А за…

  • Карен Джангиров

    Человек — это тайна, в уголке которой плачет большое животное

  • Карен Джангиров

    Более всего веселые люди невыносимы весной, особенно после дождя, когда над ними струится солнце, а рядом сверкают лужи... Каждый раз…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Карен Джангиров

    Без моего ведома идут поезда, летят самолеты, плывут корабли, запускаются спутники, объявляются войны, начинаются снегопады, метели, дожди... А за…

  • Карен Джангиров

    Человек — это тайна, в уголке которой плачет большое животное

  • Карен Джангиров

    Более всего веселые люди невыносимы весной, особенно после дождя, когда над ними струится солнце, а рядом сверкают лужи... Каждый раз…