ПРИМЕР. «Если вы послушаете какого-нибудь владельца актерского агентства, то он скажет вам: «Искренность — это самое мощное оружие, которое у тебя есть, девочка (парень), и если ты сможешь сделать вид, что ты...» Однако в реальном мире нельзя долго притворяться, что ты сочувствуешь людям. Обычно они понимают, что ты только «делаешь вид». И когда все поймут, что все вокруг тебе до лампочки, то будет трудно найти кого-нибудь, кто позаботится и о тебе.
«Чувствующая» часть вашего мозга называется миндалевидным телом (миндалиной мозжечка), и большинство исследователей согласны в том, что функциональная связь между миндалевидным телом и другими частями центральной нервной системы имеет существенное значение для наличия качества, именуемого эмпатией, или умением сопереживать. У обезьян в результате разрыва связей между миндалевидным телом и корой мозга нарушается способность к эмоциональному общению с другими приматами в своей группе. Такие животные неспособны понимать даже самые элементарные знаки присущего обезьянам языка жестов.
Как у людей, так и у обезьян способность сопереживать относится к числу умственных способностей: это умение «залезть в головы» к другим и услышать, что звучит в их взволнованных сердцах. Человек, который умеет сопереживать, понимает, что чувствует другая личность. Но откуда приходит эта способность?
Вы можете заметить, что у кого-нибудь вспотел лоб, зрачки расширились, губы дрожат, и сделаете логический вывод: «Этот человек чего-то боится». Однако эмпатия — это нечто гораздо большее. С помощью сопереживания вы не просто видите, что человек напуган, вы чувствуете это вместе с ним. Вы понимаете, почему он боится и как сильно мучает его страх. Если вы можете сочувствовать испуганному человеку, вам легче найти способы снять с него этот страх.
Эмпатия означает не только способность чувствовать боль другого — вы можете сопереживать и радости. Но если уж вы не можете чувствовать боли за стоном другого человека, то вряд ли сможете почувствовать счастье, скрывающееся за его улыбкой. Радость — чувство редкое, и его легко разделить. Зачем лишать себя лишней порции счастья?..»
Р. Пеллегрино, М. Политис, Как повысить свой интеллект, М., «Издательство АСТ», «Издательство Астрель», 2003 г., с. 232.
В различных методах креатива, преимущественно разработанных во второй половине XX века, оговаривают возможности эмпатии и по отношению к совершенствуемой (изобретатемой) вещи, например, Товару и/или Услуге.
ПРИМЕР. «Самое многозначное слово в песнях Высоцкого — «я»: «Я сам с Ростова, я вообще подкидыш...», «Я был слесарь шестого разряда...», «Я несла свою беду...», «Я — самый непьющий из всех мужиков...», «Сто сарацинов я убил во славу ей...», «Я — Баба Яга, вот и вся недолга...», «Я в деле, и со мною нож...».
Кого тут только нет — люди каменного века и наши современники, мужчины и женщины, существа реальные и мнимые, звери и птицы. Даже неодушевленные предметы — микрофон или самолет, к примеру, и те обретают собственное «я». Творчество Высоцкого — непрерывный процесс перевоплощения, проживания чужих жизней, переживания чужих точек зрения. Поэтическое поведение Высоцкого в каждой из ролей настолько естественно, что молва долгое время «вычитывала» из песен фантастически-легендарную биографию автора. Уже в 1970 году Высоцкому приходилось спорить с мифами о себе, пародировать легенды и слухи:
А с которым сидел в Магадане,
Мой дружок по гражданской войне...
Вот что он говорил по этому поводу уже вполне серьезно: «Меня очень часто спрашивают в письмах, не воевал ли я, не плавал ли, не летал ли, не сидел ли... Это все происходит оттого, что почти все мои песни написаны от первого лица: я всегда говорю "я", и это вводит некоторых людей в заблуждение... Там есть мое отношение, мое рассуждение, мое мнение о предмете, о котором я говорю с людьми. Это я не где-то вычитал, а сам так об этом думаю. Вот поэтому, мне кажется, я имею право говорить "я"». И еще, из другого выступления: «Мне проще влезать в шкуру других людей и из нее уже разговаривать»».
Новиков В.И., Высоцкий, М., «Молодая гвардия», 2005 г., с. 226-227.