Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Эмпатия и творчество. И немного о Владимире Высоцком.

полеТермин происходит от греческого «empatheia», означающего «сопереживание». Эмпатия - способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения.

ПРИМЕР. «Если вы послушаете какого-нибудь владельца актерского агентства, то он скажет вам: «Искренность — это самое мощное оружие, которое у тебя есть, девочка (парень), и если ты сможешь сделать вид, что ты...» Однако в реальном мире нельзя долго притворяться, что ты сочувствуешь людям. Обычно они понимают, что ты только «делаешь вид». И когда все поймут, что все вокруг тебе до лампочки, то будет трудно найти кого-нибудь, кто позаботится и о тебе.

«Чувствующая» часть вашего мозга называется миндалевидным телом (миндалиной мозжечка), и большинство исследователей согласны в том, что функциональная связь между миндалевидным телом и другими частями центральной нервной системы имеет существенное значение для наличия качества, именуемого эмпатией, или умением сопереживать. У обезьян в результате разрыва связей между миндалевидным телом и корой мозга нарушается способность к эмоциональному общению с другими приматами в своей группе. Такие животные неспособны понимать даже самые элементарные знаки присущего обезьянам языка жестов.

Как у людей, так и у обезьян способность сопереживать относится к числу умственных способностей: это умение «залезть в головы» к другим и услышать, что звучит в их взволнованных сердцах. Человек, который умеет сопереживать, понимает, что чувствует другая личность. Но откуда приходит эта способность?

Вы можете заметить, что у кого-нибудь вспотел лоб, зрачки расширились, губы дрожат, и сделаете логический вывод: «Этот человек чего-то боится». Однако эмпатия — это нечто гораздо большее. С помощью сопереживания вы не просто видите, что человек напуган, вы чувствуете это вместе с ним. Вы понимаете, почему он боится и как сильно мучает его страх. Если вы можете сочувствовать испуганному человеку, вам легче найти способы снять с него этот страх.

Эмпатия означает не только способность чувствовать боль другого — вы можете сопереживать и радости. Но если уж вы не можете чувствовать боли за стоном другого человека, то вряд ли сможете почувствовать счастье, скрывающееся за его улыбкой. Радость — чувство редкое, и его легко разделить. Зачем лишать себя лишней порции счастья?..»

Р. Пеллегрино, М. Политис, Как повысить свой интеллект, М., «Издательство АСТ», «Издательство Астрель», 2003 г., с. 232.

В различных методах креатива, преимущественно разработанных во второй половине XX века, оговаривают возможности эмпатии и по отношению к совершенствуемой (изобретатемой) вещи, например, Товару и/или Услуге.

ПРИМЕР. «Самое многозначное слово в песнях Высоцкого — «я»: «Я сам с Ростова, я вообще подкидыш...», «Я был слесарь шестого разряда...», «Я несла свою беду...», «Я — самый непьющий из всех мужиков...», «Сто сарацинов я убил во славу ей...», «Я — Баба Яга, вот и вся недолга...», «Я в деле, и со мною нож...».

Кого тут только нет — люди каменного века и наши современники, мужчины и женщины, существа реальные и мнимые, звери и птицы. Даже неодушевленные предметы — микрофон или самолет, к примеру, и те обретают собственное «я». Творчество Высоцкого — непрерывный процесс перевоплощения, проживания чужих жизней, переживания чужих точек зрения. Поэтическое поведение Высоцкого в каждой из ролей настолько естественно, что молва долгое время «вычитывала» из песен фантастически-легендарную биографию автора. Уже в 1970 году Высоцкому приходилось спорить с мифами о себе, пародировать легенды и слухи:

А с которым сидел в Магадане,
Мой дружок по гражданской войне...
Вот что он говорил по этому поводу уже вполне серьезно: «Меня очень часто спрашивают в письмах, не воевал ли я, не плавал ли, не летал ли, не сидел ли... Это все происходит оттого, что почти все мои песни написаны от первого лица: я всегда говорю "я", и это вводит некоторых людей в заблуждение... Там есть мое отношение, мое рассуждение, мое мнение о предмете, о котором я говорю с людьми. Это я не где-то вычитал, а сам так об этом думаю. Вот поэтому, мне кажется, я имею право говорить "я"». И еще, из другого выступления: «Мне проще влезать в шкуру других людей и из нее уже разговаривать»».

Новиков В.И., Высоцкий, М., «Молодая гвардия», 2005 г., с. 226-227.
Tags: ссылки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments