Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

Как я ходила в оперу.

В последний раз я была в опере в возрасте лет десяти. Собственно, тот раз был первым и долгие годы оставался единственным. Это был "Дон Карлос" в КДС, я была с маминой подругой-болгаркой, учившейся в аспирантуре, и мамой, которая считала своим долгом эту Эмилию (увы, спустя годы она покончила с собой: была поздним ребенком у пожилых родителей и не здорова психически) знакомить с Москвой. На сцене стояли крупные люди и пели о непонятном. В третьем действии я благополучно уснула, чем все закончилось, так и не узнала. Куда более успешной оказалась поездка с ними в цирк:)))
Будучи в Питере, я решила положиться на мнение Жана jeanix и отправилась не только на "Лебединое озеро", но и столь же решительно, сколь и опрометчиво купила в тот же вечер билеты на две оперы. Впрочем, выбора все равно особо не было - летом и питерские театры отдыхают, а смотреть подряд три "Лебединых озера" в разных постановках тоже не хотелось. Я люблю разнообразие, несмотря на мнение некоторых людей об обратном:))) И я была очень рада, что послушалась Жана: такого сочетания впечатлений и эмоций ни один театр у меня не вызывал: насмеялась я в опере, как ни странно, от души:))))

Первой была опера Джузеппе Верди "Макбет" в постановке Дэвида Маквикара, дирижировал некий Гавриэль с чудесной обязывающей к творчеству фамилией Гейне, который меня в итоге просто очаровал:)))

Итак, открылся занавес, зазвучала прекрасная музыка Верди, на сцену из круглых люков в полу стали выползать ведьмы. В итоге на сцене образовалась большая компания из 30 тетенек разного возраста и калибра, которые хором начали петь на итальянском, упоминая постоянно фунчезу: определенно, они любят японскую кухню. Над сценой висел экранчик с субтитрами, я внимательно следила за текстом, стараясь не пропустить ничего существенного. В то время, как ведьмы на все лады распевали минут 5 о чем-то чрезвычайно для них важном и насущном, судя по эмоциональным движениям и артикуляции, на экранчике висела одна единственная скучная фраза, которая не соответствовала количеству эмоций, идущих со сцены в зал. Причем про фунчезу там не было почему-то ни слова. Я поразилась несоответствию и начала подозревать, что от меня что-то сознательно утаивают. Рядом со мной сидели два чернявых иностранца, один из которых был весьма кудряв, они тихо понимающе между собой переговаривались, я решила, что они итальянцы. И периодически думала, как это несправедливо, что они приехали в чужую страну, пришли в театр и понимают все, в отличие от меня, которая в своей стране ущемлена в правах и вынуждена слушать оперу на чужом языке, предполагая при этом, что информацию о происходящем мне дают в усеченном виде, не доверяя моему интеллекту(про знания умолчу:) ). Особенно остро эта мысль уколола меня чуть позже, когда две группы мужчин, поделенных не только территориально, но и по высоте голоса, теноры и баритоны, пели много слов, как бы переговариваясь друг с другом, в то время как на экране все время их оживленной беседы демонстрировалось единственное слово "Бежим!"

Какое-то время я не могла понять, кто есть кто на сцене. Кроме Леди Макбет, конечно. Насмешили меня и диалогисты, написавшие следующий шедевр.

Макбет перед убийством Дункана спрашивает у жены:
- А мы не промахнемся?
- Всё получится. - Я подумала, что с такой женщиной Макбет не пропадет. - Если у тебя не дрогнет рука, - добавила железная Леди Ма.
Логично. А если дрогнет, то не получится, потому что он таки промахнется.

Потом мне вдруг показалось, что я пропустила момент убийства, Макбет уже страдал, размахивая ножом, над сценой висел огромный кровавый осколок ножа. Я подосадовала на свою невнимательность, как вдруг пол раскрылся, из-под сцены в образовавшйся люк с трудом поднялся Макбет с красными руками, и тут стало понятно, что там, в подвале, он и убил, наконец-то, Дункана. Я вздохнула с облегчением, хотя и не поняла, почему король оказался в подполье. Кстати, в этот же люк потом столкнули и "труп" самого Макбета. Очень незатейливая сценография, подумала тогда я. Вполне так новодрамовская. Новую драму на опере я вспоминала не раз, кстати, потому что, я насмотрелась за последнее время их спектаклей, после чего мне было дико смешно видеть массу условностей на сцене Мариинки: забавно выглядели крупные дядьки, которые изображали страдания и бряцали оружием, стараясь не задеть друг друга больно, однако выразительно при этом падали "трупиками". Совсем уж было смешно, когда из указанного люка поднимали "тело" Дункана: я поначалу даже обрадовалась, что он оказался все-таки жив, потому что мне сверху видно всё, ты так и знай, как он живенько шагает по ступенькам, и лишь на последней шедший снизу актер подхватил его под ноги и помог идущему первым актеру отнести тело "метвого" Дункана.

Потрясло, насколько много народу находится на сцене: прокормить такую труппу - надо очень стараться:))) 30 ведьмочек были только началом. Постепенно на сцену выходили все новые и новые артисты, я сбилась со счету, мне казалось, что их стало 100, потом 150, потом 200 человек, думать о большем было просто страшно.

Потеряв доверие к субтитрам, отвлекаясь от не слишком активных передвижений певцов по сцене, я стала рассматривать оркестр. Оперу надо слушать и смотреть с балкончика:) Зрелище незабываемое:))) Хорошо видно, как большеголовые лысые музыканты потирают свои высокие лбы, разговаривают между собой, посмеиваясь чему-то неведомому и явно бытовому, отходят со своего рабочего места погулять - по крайней мере, хозяин большого барабана приходил тюкнуть по инструменту, затем опять удалялся. Что ж, это и верно - чего зря штаны просиживать?:) Правда, на следующий день дирижировал сам Гергиев, и никто их музыкантов уже не трепался и не выходил никуда:))) Я же периодически пускалась в размышления, есть ли разница в сроках обучения флейтистов, скрипачей и тарелочников - неужели те, кто стучит по металлическому треугольничку с неведомым мне названием или колотит палочками по барабану, большому или маленькому (маленький мне кажется куда более сложным в использовании, нежели большой), учатся в консерватории одинаково долго???

Самым ответственным человеком в опере мне показался дирижер. Этот милый человек так искренно переживал за все, что там происходило: он смотрел на сцену, на пюпитр в ноты, артистично размахивал руками, то руководил, то умолял о чем-то музыкантов, потом просто стал подпевать, естессно, на итальянском!, лицо его выражало столько эмоций, что я стала переживать за него и его душевное здоровье. Чуть ниже перед ним сидел мужчина-виолончелист, в которого после недолгих наблюдений просто влюбилась! Он был похож на зрелого Петра Первого, так же усат и решителен, был увлечен музыкой настолько, что и перед спектаклем, и в антракте проигрывал свои партии не только инструментом, но и сердцем, и лицом. В одном месте дирижер сложил правую руку в предостерегающий жест, приподняв указательный палец, типа, стой, NB!, музыкант отрицательно закачал головой: "Нет, нет, что вы, я молчу!!", и это взаимопонимание порадовало меня неимоверно!!:))) Эти два человека, фанаты музыки, потрясли меня до глубины души!! Я была счастлива до слез в глазах, моментами таки вспоминая некий старый фильм, где одна из зрительниц благородно рыдала в опере, освобождая ноги от тесных туфель:)))

В конце антракта мои соседи-иностранцы вошли в ложу уже после меня. Второй, что сидел чуть позади, обратил мое внимание на себя, жестами предложив мне заснять меня на фотик, который видел перед началом спектакля у меня в руках. Я не стала ломаться, протянула ему фотоаппарат. Посмотрев с недоумением на результат своего труда (увидев дома фотку, я поулыбалась:) ), он протянул мне его обратно, я решила его поблагодарить на его языке и уточняю, показывая пальцами на обоих: "Итальяно?" - "Но, фром Юнайтед стейтс," - ответил второй после некоторого недоуменного раздумия. - "А, ну тогда тенкью", - говорю я ему, улыбаясь. И все второе действие уже сильно им сочувствовала, ибо я-то хоть в титрах могу прочитать, о чем идет речь в данный момент, им же, бедным, недоступно и это. Кроме того, у них была одна программка на двоих, которую они использовали в качестве опахала. Когда я спустя время предложила одному из них свой веер, тот растерялся, неуклюже развернул его, махнул пару раз и, довольный, вернул его мне.

На следующий вечер, когда я смотрела премьеру Сергея Прокофьева "Игрок", вовсю думала об относительности всего в нашей жизни: да, пели уже по-русски, титры шли на английском, но уж лучше бы они пели по-итальянски, потому что часть из их напевной речи было не разобрать вовсе, а оставшиеся разговоры были так же смешны и примитивны, как и титры на экранчике, так что лучше бы их и не разбирать:)))

Виолончелист поменялся местами с другим человеком, я поначалу русстроилась, решив, что состав другой, но потом увидела, обрадовалась, как родному. Смотрел на дирижера так же преданно. Но Гергиев, при всем моем к нему уважении и понимании, что старый конь, что опыт не пропьешь, при том, что музыканты были куда более дисциплинированы, и пр., был менее эмоционален, чем Гейне. В этом смысле молодость играет в плюс по сравнению с профессионализмом и опытом:)))

Очень мне понравился Сергей Алексашкин, исполнявший роль Банко.

"Игрок" меня не потряс ничем, честно говоря. Музыка Прокофьева куда сложнее, чем музыка Верди, и я бы лучше послушала просто диск с музыкой, чем всю оперу. Из артистов не пробрал никто. Условность происходящего вкупе с сонливостью, вызванной встречей накануне с Дашей и Аней, наблюдением за разводкой мостов и серьезным разговором, которым я грузила бедную Дашу, да и сама от него устала, честно говоря, поздним отходом ко сну в районе 4 утра, сделали свое черное дело: "Игрок" на меня не произвел никакого впечатления. Увы:)))

Однако было неудобно среди знатоков оперного искусства, разглагольствующих о том, что сегодня-де состав что-то слабый, сотрясаться от смеха, показывая свою низкую культуру, оскорблять их впечатления от посещения театра, потому приходилось стягивать губы в трубочку и держать себя в руках.
ветер
Тем не менее, я решила, что в новом сезоне буду ходить и в балет, и в оперу:))) Разбавлять Новую драму музыкой:))))
ветер
Tags: Воспоминания, Питер
Subscribe

  • Плагиат или нет? :)

    В ЖЖ пишу теперь редко. Так же редко смотрю яндекс-метрику, которая показывает, в какие посты заглядывают читатели. По-прежнему популярен пост про…

  • Это что-то новенькое у ЖЖ?

    Получила сегодня на почту такое сообщение от ЖЖ: ___ ❤️ Начну с себя:)8 сеансов в Екатеринбурге и 4 сеанса в Москве. Длительность сеанса от 2 до 4,5…

  • Ноутбук

    Расскажите, пожалуйста, про ноутбуки. Какие есть подводные камни, какой удобнее и лучше? На что обратить внимание при выборе?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Плагиат или нет? :)

    В ЖЖ пишу теперь редко. Так же редко смотрю яндекс-метрику, которая показывает, в какие посты заглядывают читатели. По-прежнему популярен пост про…

  • Это что-то новенькое у ЖЖ?

    Получила сегодня на почту такое сообщение от ЖЖ: ___ ❤️ Начну с себя:)8 сеансов в Екатеринбурге и 4 сеанса в Москве. Длительность сеанса от 2 до 4,5…

  • Ноутбук

    Расскажите, пожалуйста, про ноутбуки. Какие есть подводные камни, какой удобнее и лучше? На что обратить внимание при выборе?