Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

"Детская неожиданность. Verbatim.". А-Я. реж. Р. Маликов.

В детском музыкально-драматическом театре "А-Я" поставлен первый детский вербатимный спектакль, жанр которого обозначен создателями как "флеш^ ка(о)медия для крутых и продвинутых подростков. Спектакль для детей от 11 до 11 лет". Авторы пьесы, или составители текста, А. Добровольская, А. Зензинов, В. Забалуев, режиссер Руслан Маликов, в багаже которого "Большая жрачка", "Манагер", «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер», «Люди древнейших профессий», «Сентябрь.doc», "Собиратель пуль", "Небожители" - спектакли "Новой драмы". Создатели впервые взялись за детскую тематику, да ещё и предназначенную для просмотра детям.
Текст основан на интервью с обычными школьниками, дети отвечали откровенно на самые разные вопросы. Читая текст, я никак не могла понять, как из этих разрозненных диалогов можно сделать спектакль, нет у меня режиссерского видения совсем:)) Быть может, поэтому мне сложнее читать пьесы, чем повести. Отдельные фрагменты выглядели, на мой женский взгляд, как заплатки, каждая из которых имеет свой неповторимый рисунок, интересна сама по себе, но и только. Руслан сделал картинку со сложным орнаментом, сложил паззл. Готовая работа, если следовать той же аналогии, похожа на искусно выполненное одеяло в стиле пэчворк, радующее глаз. Все удачно соединилось в одно целое действие, очень динамичное, согласно возрасту:)
Играет 8 человек, четверо "взрослых" и четверо "детей". Постоянные диалоги выявляют различия между взрослыми и детьми, мамой и папой, желаниями и поступками. Отвлекаться некогда, потому что все время что-то происходит, не только в движении, но и в самом тексте.
Мой сын уже вырос из этого возраста, да и многие проблемы, о которых говорится в спектакле, нас с ним миновали. Но я слушала очень внимательно и в который раз думала о том, что наши дети куда более внимательны к нам, куда лучше нас понимают, чем мы их. И любят они родителей в этом возрасте куда сильнее и глубже, чем родители их - скорее, машинально, отвлеченно, потому что подразумевается, что родители своих детей не могут не любить. Любить, по-моему, значит понять и принять таким, какой есть. А родители не всегда понимают своих детей. И уж вовсе не принимают такими, какие они есть, такими, какими им вручил Бог эти души. И все время пытаются воспитать, изменить, научить своему взрослому видению мира, надеть шоры, закрыть маскировочной сетью интуицию. Сделать такими же подслеповатымими взрослыми, как они сами. В этом ли заключается любовь - в изменении другого по своему подобию и желанию? А ведь дети куда более точны в оценке происходящего. Попробуйте заставить ребенка поверить, что злой дядя перед ним на самом деле хороший только потому, что он - начальник папы.

В спектакле подняты разные проблемы: от заказов, наивных и лукавых, подарков на Новый год до суицида, тут есть радость от совпадения взглядов у мамы и отчима, недоумение по поводу поведения взрослых, рассказы о болячках и влюбленностях, о ценностях предподросткового возраста и многое другое. Есть и рэп, текст которого рождает комок в горле. Тут можно и посмеяться, и растрогаться, вспомнить себя в детстве и задуматься о себе как о родителе.

Когда мой сын был маленьким, мы с ним менялись ролями: он был мамой, а я Женей. Он легко входил в образ, который меня чаще всего не радовал: видя его нахмуренные брови, я испытывала ужас от того, как же ему бывает тяжело видеть это настолько часто, чтобы выразить как главное, как же ему сложно любить меня такую, ведь в любви его сомнений не было. И насколько велика и сила его бескорыстной любви, пожалуй, бОльшая, чем моя к нему, в которой сомнений также нет.
Вот этот спектакль напомнил мне эту игру. Вести сюда детей классом - так это им понятно и без спектакля. Придут родители - сработает подсознательная защита: это не про меня. Смотреть это надо вместе, чтобы начать путь навстречу друг к другу, чтобы можно было по окончании спектакля начать говорить на одном языке, прийти к взаимному пониманию, начать диалог равноправных людей. Там есть горькие в своей обыденности откровения о том, что взрослые не прислушиваются к мнению ребенка, что не извиняются, когда бывают неправы, причем не просто ошибаются, а обвиняют в том, чего не было, прикрывая свою педагогическую несправедливость советом признать то, чего не совершал. Переносим на детей свой груз. Боль от такой несправедливости - на всю оставшуюся жизнь. Быть может, кто-то из родителей сумеет сказать "прости" после этого спектакля?

Не все, что задумано создателями спектакля, прочитывается. Если бы мне не объяснили, что сцена расчерчена под шахматную доску, сама бы ни за что не догадалась:))) В финале родители и дети оказываются в одной лодке, вместе - очень хорошее слово, но "бабушка", превратившаяся в ребенка, откручивает пробку, лодка сдувается - деталь озорная, забавная, но по некотором размышлении над смыслом напрашивается циничный вывод, что перспектива семьи не так уж и радужна:)) Почему? И кстати, сам момент откручивания виден не всем, так что часть зрителей может испытать недоумение, что же произошло? Таки финал недопоняла:))

Музыкальное и световое сопровождение спектакля понравилось, сценографию поняла не всю: трудно мне было сообразить, что передо мной шахматные фигуры, которые нарушают правила. Недоступно моему обывательско-зрительскому пониманию:)) Не доросла, стало быть:))

Игра актеров же очень понравилась:)) Очень органична была Девочка-попевочка О. Кравцова, Мальчик-самурай М. Коханов, глядя на которого я долго мучилась, где же могла его прежде видеть. Подсознание не обмануло - оказалось, что в единственном виденном мною спектакле прошлогоднего выпуска ВГИКа:))) Было приятно увидеть в театре выпускника ВГИКа, к ребятам из ГИТИСа и ШС на разных сценических площадках я уже привыкла:)) Жаль, вспомнила об этом позже, не успела сказать приятных слов узнавания и воспоминаний сразу.

Единственный ребенок, играющий в спектакле о детях и для детей, Е. Добровольская, получила по иронии судьбы роль единственной бабушки: что стар, что млад, как говорится. Отношения к эти двум семейным категориям слишком похожи.
Спектакль принимали очень тепло, долго аплодировали, хотя артисты не сразу вышли на поклоны - стеснялись?:))
В зале были дети разных возрастов: изредка поглядывая на их лица, убедилась, что им интересно, что все узнаваемо, что в некоторых "взрослых" местах они смущенно ощущают радость от доверия к ним как к равным:))

Сам театр, который находится рядом с Театром Наций в Петровском переулке, очень уютный и домашний:)) Зрителей совсем немного, человек 30-40, кажется, что даже меньше, чем в Театре.док, хотя по численности вроде то же самое. В отличие от дока, есть буфет:))

Приятный вечер с возможностью задуматься о себе и своих детях, а впрочем, и о родителях своих тоже.
О трудном времени детства - своем и своих детей, о схожести и взаимосвязи этих двух разнесенных на целое поколение по времени проблем, несмотря на различие в деталях. Для меня этот спектакль - именно об этом.

Тел. театра: 621-30-47, http://www.a-ia.ru
Tags: Театр 06
Subscribe

  • Про хорошее в людях, или о пользе личного общения

    Перед лоджией в квартире, где жила мама, растут деревья, ветви которых дают тень, отчего в квартире не хватает солнца. Так мне кажется, хотя я там не…

  • Из темноты пещер

    Сынок сделал новый мультик. К Юрию Гагарину относится с огромным уважением, на 2 курсе за свои деньги снял фильм про Гагарина. Говорил тогда, что…

  • "Керосин", режиссер Юсуп Разыков

    Посмотрела на он-лайн фестивале Дубль дв@ прекрасный фильм. Будучи в Узбекистане, открыла для себя этот народ с наилучшей стороны. Узбеки,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

  • Про хорошее в людях, или о пользе личного общения

    Перед лоджией в квартире, где жила мама, растут деревья, ветви которых дают тень, отчего в квартире не хватает солнца. Так мне кажется, хотя я там не…

  • Из темноты пещер

    Сынок сделал новый мультик. К Юрию Гагарину относится с огромным уважением, на 2 курсе за свои деньги снял фильм про Гагарина. Говорил тогда, что…

  • "Керосин", режиссер Юсуп Разыков

    Посмотрела на он-лайн фестивале Дубль дв@ прекрасный фильм. Будучи в Узбекистане, открыла для себя этот народ с наилучшей стороны. Узбеки,…