Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

"Заполярная правда", Театр.док, реж. Георг Жено.

Третий спектакль по пьесе Клавдиева. Снова тема неприкаянности молодых людей. Отвергнутых в первую очередь семьей. И в целом - обществом. Потому что речь о ВИЧ-инфицированных. И "Пойдем, нас ждет машина", и "Собиратель пуль", и "Заполярная правда" - о подросших детях, до которых нет дела их родителям. И входят они во взрослую жизнь через боль, страдания, непоправимые ошибки, неумение понять себя и других, поиск кардинальных решений, всплеск гормонов и поиск удовольствий. Во всех пьесах эксперименты, пробы быть взрослыми заканчиваются трагедией и переходом во взрослый мир посредством боли, необратимости. О родителях мельком только в "Собирателе пуль", но лично я об их роли (а скорее о роли их равнодушия) думала каждый раз.

Процентное содержание ненормативной лексики зашкаливает. Ни в одном другом спектакле столько не слышала. Не ханжа. Мат не люблю и использую в крайних случаях. Но в этом спектакле неприятия не было. Изгои, от которых отвернулись даже родители - могут ли они выражаться великим языком Пушкина и Тургенева?
Спектакль раздражает. Формой и содержанием. Темнота. Паузы. Молчание. Мат. Натурализм. Резкий свет после полной темноты, от которого морщатся все. Хочется закрыть глаза, заткнуть уши, отгородиться от спидоносцев. Как мать Ленточного Червя, выделившая сыну миску с ложкой, спрятав вилку с ножом. Четыре случайных знакомых на чердаке, объединенных диагнозом и судьбой. 10-15 лет будущего у фактически подростков. Подаренный цветок: если ты будешь за ним ухаживать, он - чмоки - скажет тебе спасибо. А кто не скажет спасибо, если ухаживать так, чтобы и человек расцвел? Они живут так, как могут. Не совсем так, как хотят. Быть может, счатливее тех, кто отгородился от жизни сам, сев в бронированный джип. Потому что ценят то, что истинно ценно: любовь, доверие, умение радоваться жизни в принципе.

Девушки разносят зрителям чай и печенье. От которых поначалу все отказываются. А я взяла чашку - чай горячий и вкусный:)) Из такой же чашки рядом пил чай "ВИЧ-положительный". И те, кто согласился взять кружки, пили чай с удовольствием. Героиня, принимая пустую чашку, тепло спросила, не хочу ли я ещё. Люди? Такие же. Только счастливее. Потому что знают то, что недоступно здоровым. Потому что когда знаешь, что твоя жизнь конечна, ценности другие. Настоящие. И не страшно пить чай рядом с ВИЧ-носителем.

Финал стерт. Все пьют чай с печеньем. Травят анекдоты - сначала актеры, потом включаются зрители. Жизнь есть жизнь. Но накал уходит. Катарсиса не происходит. Кто-то из зрителей уходит в недоумении.

Спектакль снимали на камеру. Сначала думала, что это - часть сценария. Нет, оказалось, что 1 канал. Приход зрителей в тесный подвал, весь спектакль (в черноте без света что было видно?), по окончании брали интервью.

Среди зрителей оказалась команда ребят из ООН "по работе с народонаселением" - какая-то почти советская формулировка. Безликая, казалось бы. Но ребята из разных городов - того же возраста, что герои спектакля. И кажется, что эта проблема им очень близка: работают с ВИЧ-положительными, одна из девушек призналась, что этот спектакль практически про неё.

Боимся ли мы, что рядом с нами сидит больной СПИДом? Да мы не думаем об этом. Они - такие же, как мы. В этом смысл спектакля.

Затем брали интервью у актеров. Спрашивали, не страшно ли было играть. - Нет. - Знакомы ли с героями? - Да. - Сдавали ли ли анализ на ВИЧ? - Да, прежде. Есть уверенность, что со мной это не может произойти: первый способ недоступен, потому что нет денег. - Какой? - Героин. А второй невозможен, потому что есть возлюбленная. (Так и сказал - возлюбленная:)) ) - Так СПИД не может касаться каждого? Только эти две категории могут заболеть? - Касается каждого, как и наркотики. Но болеют в основном из-за наркотиков и беспорядочной половой жизни. Расплачиваются за грехи.

Так и сказал: расплата за грехи. Молодой, красивый актер. Очень понравился. Но согласиться с ним не могу. Да, наркотики и беспорядочный секс - зло. Но расплата ли, всегда ли? А случайность?

Говорят, надо задавать себе вопрос не "за что?", а "зачем?"

Но на вопрос "Изменились ли вы после этой работы?" парень ответил: "Конечно. Я не бываю больше несчастливым." - "Как?" - "Я теперь счастлив." Значит, конкретно он - понял. И нежно говорит: "У меня есть возлюбленная". Та, которой он доверяет. Не постоянная партнерша, а любимая и любящая. Это разве мало?

Быть может, мы не понимаем чего-то важного, пока не случится что-то такое же важное?
Быть может, попробовать понять до, а не после?
Спектакль не создал праздничного настроения. Но задуматься позволил.
Зритель был большей частью довольно юный. Толпень:) Сидеть "на сцене" в свете софитов - необычно, но чувствуешь себя не "своим среди чужих", а сопричастным.
Tags: Театр 06
Subscribe

  • Восточный базар "Тюбетейка" снова в Москве

    Международный фестиваль культур Восточный базар "Тюбетейка" уже в 4-й раз открылся в Даниловском Event Hall. Огромная страна, объединяющая десятки…

  • Никольская улица

    Перед Новым годом муж пригласил прогуляться по освещенному к празднику центру. Весь Тверской бульвар отдан детям, много разноплановых аттракционов,…

  • Про павильоны "Здоровая Москва"

    Муж, наслушавшись моих рассказов про "Здоровую Москву", вчера вечером сходил на рекогносцировку, сказал, что посетителей мало, врачи тусуются перед…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments