У меня фильм вызвал ошеломление и желание посмотреть его хотя бы дважды. Федорченко настолько щедро наполнил киноленту деталями, смыслами, даже умудрился разделить экран на несколько частей, в каждой из которой можно видеть событие с разных точек зрения, что соединить в одно целое в своем мозгу все высказывания авторов фильма довольно сложно. Увиденное зачастую напоминало картинку в калейдоскопе, цельную, красивую, но сложенную из мелких деталек, каждая из которых достойна рассматривания.
"Каждый экран — это самостоятельное изображение, отдельные дубли. Иногда действие в главном экране отличается от добавочных экранов. Хотелось показать, что человек не фотографически воспроизводит/восстанавливает в памяти информацию. Каждый раз другое представление о событии. История — всё-таки субъективное восприятие прошлого, поэтому может быть разной." Алексей Федорченко.
Фильм снят по мотивам повести М. Зощенко "Перед восходом солнца", после опубликования первых глав которой Зощенко впал в немилость. Однако Федорченко показал свою интерпретацию, выходящую за рамки экранизации повести, то самое субъективное восприятие, о котором он говорил.
Жанр фильма можно определить и как комедию, и как триллер, и как детектив, и как драму, и как мелодраму. Опять калейдоскоп получается.
Артисты вжились в роль наилучшим образом: события начала-середины прошлого века, атмосфера подглядывания, недоверия, страхов, и в то же время желания радоваться и любить, показаны так, будто происходят здесь и сейчас.
Каждый момент жизни единственный и неповторимый, а молодость прекрасна в любое время и в любых исторических обстоятельствах, приметы детства понятны, несмотря на то, что приметы времени отличаются. Эпохи сменяют друг друга, а все дети озорничают, все юные люди влюбляются, страдают, расстаются, рожают детей и пр.
Если вкратце, то главный герой пытается сохранить уникальный сорт яблок, который вывел его отец, погибший во время пожара в саду, где всю жизнь выращивал свои яблони. Однако будто специально судьба посылает ему "знаки судьбы", что его идея утопична. Финал фильма можно истолковать по-разному. Для меня вывод из фильма простой: жизнь - не результат, а процесс, за видимой целью может скрываться глубокий смысл, а может не скрываться ничего. Каждый выбирает свое.
Фильм уровня оскароносных картин, в которых соединяются взгляды и опыт талантливых людей разных профессий: прекрасные костюмы и декорации, созданные художниками, внимательный и неспешный взгляд оператора, отличный кастинг, великолепные актеры - в основном, это актеры Коляда-театра, даже сам Николай Коляда засветился в маленькой роли, точный монтаж, атмосферная музыка, хороший звук. Придраться не к чему, да и некогда: увидеть и понять все "знаки", вложенные в картину, не успеваешь. Надо идти смотреть ещё и ещё раз.
Посмотрев за один вечер два прекрасных фильма российских, уральских режиссеров, думала о том, что нет пророка в своем отечестве по-прежнему. Два достойных уважения и восхищения фильма, которые не только радуют глаз и слух, но и дают пищу для размышлений, для разговора с самим собой, идут не широким экраном, а в небольших кинозалах по личным рекомендациям друзей.
Хочется, чтобы политика проката двинулась навстречу таким фильмам.