Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"ОБЛОМOFF", реж. Вячеслав Игнатов, ЦДР, Сокол

Первый показ для зрителей вызвал противоречивые впечатления. Читала отзывы уже посмотревших и погружалась в недоумение: слишком много было разных впечатлений от этого спектакля. Шла с некоторой настороженностью, стараясь не строить ожиданий. Тем более, что в начале нулевых смотрела спектакль автора пьесы и режиссера Михаила Угарова в ЦДР.
Кто знал тогда, что то настоящее с живым ироничным Угаровым в молодом театре - не навсегда, не вечно, конечно, и гораздо скорее, чем могло тогда казаться, но не казалось.
Михаил Угаров написал пьесу "Смерть Ильи Ильича" по мотивам Гончаровского "Обломова" по просьбе Олега Ефремова, который хотел поставить эту пьесу в МХАТ, который возглавлял. Однако фраза "х.й его знает" на тот момент стала преткновением камня к постановке в тогдашнем Академическом театре России.
Олег Ефремов вскоре умер, а Михаил Угаров поставил свою пьесу в ЦДР сам в 2002 году. Роль слуги Захара исполнил молодой талантливый актер Владимир Панков. Спектакль имел успех. Пьесу ставили и в других театрах страны.

Прошли годы. Михаил Угаров возглавил Театр.Док. Ушел.

5 лет назад ЦДР возглавил Владимир Панков.
Почему этот спектакль вновь поставлен в ЦДР под руководством Панкова молодым режиссером Вячеславом Игнатовым? Чья это была инициатива? Важно ли это для других, не знаю, а меня этот вопрос почему-то волнует.

Кто такой Вячеслав Игнатов? Режиссер-кукольник. Родился в Ялте, учился в Минске, затем в Санкт-Петербурге и в Москве. Славянин, стало быть, внутри и понимающий. Почему кукольник? Для детей созидающий или живущий в мире детства?

Это был пролог.

Почему вдруг я про кукол и детство, когда речь о пьесе для взрослых?

Когда мой сын был маленьким, я попала к психологу с вопросом о проблеме сына. Оказалось, что его проблема - это моя проблема, прежде всего. И решать её должна я в себе, в первую очередь.

Так я оказалась на тренинге, посвященном Внутреннему Ребенку.
Эмоциям. Чувствам. Потому что Внутренний Ребенок - это наши обиды, слезы, удивление, радость, огорчения. Всё то, что человек чувствует.

Первый опыт чувствования человек проживает в раннем детстве. Многое из этого забывает, подавляет вслед за родителями. Становится Родителем и подавляет в своих детях.

Михаила Угарова я запомнила как человека обширного ума, с тонким чувством юмора, чуть скептичного, снисходительного, понимающего, лишенного романтичности. Взрослого. Видела и общалась с ним на фестивале "Любимовка" неоднократно. Уважение к нему и к его супруге Елене Греминой было глубоким.

Пьесу Михаил Угаров написал философскую. Не детскую. Взрослую.
Поставил её со свойственной ему иронией и тонким юмором.

Что сделал с этой взрослой пьесой Вячеслав Игнатов, режиссер спектаклей для детей?

Я смотрела действие на сцене и думала о том, как бы к этому спектаклю отнесся сам Михаил Угаров. Думаю, для него тоже был бы сюрприз. Понравилась бы ему такая интерпретация? Видится, что поначалу - удивила бы. А потом он улыбнулся бы своей ироничной улыбкой и ... отговорился бы какой-то мудрой и остроумной фразой. Как умный человек, талантливый драматург и режиссер, он понимал, что выпустив текст в люди, управлять последствиями он не в силах. Ребенок отделяется от родителя и начинает жить своей жизнью.

Игнатов в 2010 году создал театр «Трикстер» для детей. Только в ЦДР он со своей командой поставил четыре детских спектакля.
Панков предложил ему поставить ... детский спектакль для взрослых? Почему они выбрали угаровскую пьесу "Смерть Ильи Ильича"?
Зачем они именно её поставили как сказку для взрослых?
Потому что получилась именно сказка. О-очень красивая сказка.

Трагедия? - Да.
Одиночество? - Да.
Несовпадение душ? - Да.
Эгоизм? - Да.
Любовь? - Да.
Мечта? - Да.
Жизнь? - Да.
Смерть? - Да.

На сцене - мифическое существо, то ли бабочка (имаго?), то ли цикада стрекочущая, то ли божество восточное.
"Обломов - русский Будда", - так считает режиссер Игнатов.

Илья Ильич, воплощенный артистом Александром, множится усилиями художников спектакля Анны, Елены и Ольги Бекрицких и видеохудожника Алексея Рослевича.

Множество рук разлетаются вокруг артиста Александра Занина, создают атмосферу медитации, возможностей без границ.
Начинается введение зрителя в состояние транса. Глаза стремятся слепиться и позволить мозгу улететь в космос.

Персонажи угаровско-гончаровской пьесы превращаются в инопланетян. Ездят на пяточных роликах в фантастических костюмах и масках, в ореолах из тканей, создающих ощущение воздушности, хрупкости.
Зритель попадает в атмосферу сказки.

Я вспомнила вдруг, как в детстве мама приводила меня на главную ёлку страны в Кремлевский Дворец Съездов. Возможности там всегда были лучше, чем в любом театре. Костюмы, декорации, звук, свет. Я верила всему, что происходило на сцене и в зале. Казалось, что я попала внутрь сказки.

Игнатов в маленьком пространстве ЦДР на Соколе сумел создать ощущение сказки, внутри которой я оказалась взрослой. Взрослый спектакль, возвращающий в детство, когда ты веришь в лучшее.

Фантастические костюмы героев, катающиеся по сцене на роликах персонажи, "мультики" на сетчатом экране, отделяющем героев от зрителей, отправляют зрителей в придуманное пространство и время.
Атмосферная музыка Виктора Маминова усиливает погружение в события.

Исполнитель главной роли Обломова Александр Занин в этом году меня удивляет во второй раз. Высокий, представительный, внешне невозмутимый и спокойный, такой мужчина-опора и надежа, вдруг оказался подвижным и гибким в спектакле "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?"
В "ОБЛОМOFF" он как будто играет себя самого - в моем представлении. Спокойный, размеренный мужчина, в сердце которого кипят страсти, не видные никому.

Как сыграть другого, который из ипохондрика, думающего только о своем желудке и психосоматических недомоганиях, вдруг превращается в мужчину, влюбленного в прекрасную Каста Диву, притягательную и прекрасную, которая вдохновляет на перемены, на желание нравиться, быть любимым, меняться. Хотеть меняться.

Изменить другого возможно ли? Повлиять - можно ли? Или подарить другому возможность чувствовать себя любимым и поэтому любить, поэтому хотеть меняться, открывать в себе новые таланты?

Зритель видит эти метаморфозы, оформленные художниками спектакля в сказочные формы. Инопланетный чудик Данила Рассомахин передвигает Илью Ильича, то связывая его по рукам и ногам, то помогая ему преобразиться. Пассивный "лентяй" Обломов, вдохновленный мечтами о прекрасной Ольге, перестает есть, делает зарядку, чтобы быть похожим на идеал любимой женщины. Он готов меняться ради любимой.

Кто не проходил такой период в своей жизни - стараться понравиться любимому человеку таким, каким любимый хочет его видеть? Чем он заканчивается? Способен ли Спасатель изменить Другого и остаться рядом с ним? Как долго Любящий готов меняться ради Любимого?
На сцене я увидела Внутренних Детей взрослых героев. Маленькие дети в песочнице, играющие в свои судьбы.

***
ОЛЬГА Будешь ли ты для меня тем, что мне нужно? Скажи – да! и я беру назад свое решение! Вот тебе моя рука и пойдем, куда хочешь, – за границу, в деревню, на Выборгскую сторону!
ОБЛОМОВ (тихо). Возьми меня, какой я есть. Люби во мне, что есть хорошего! Ведь я люблю…
ОЛЬГА (прерывая его). Я жду не уверений в любви, а короткого ответа!

***

Как часто желание спасать, влиять, подчинять разрушает хрупкие отношения...
Как часто любовь возвышенная, духовная разочаруется и превращается в любовь приземленную, близкую, теплую, заботливую, домашнюю...

"А дальше тишина". Безмолвие.

Спектакль идет 2,5 часа с антрактом. Спектакль для взрослых, которые способны приоткрыть на этот вечер дверь в комнату своего Внутреннего Ребенка, увидеть его мечты и верования и бережно к нему отнестись. Позволить ему сидеть на берегу моря и ждать свои алые паруса вместе с Ильей Ильичом.
Красивая медитация для желающих верить. Грустная сказка про судьбу и нити, которые могут связать, а могут и порваться.
Очень красивая печальная сказка, полная неспешности, нежности, трогательного внимания к душе.
Оставляющая после себя послевкусие веры в свои возможности.
Веры в смысл жизни каждого человека.
И что-то большее, но для каждого - свое.

Мультфильм для взрослых.

Я получила эстетическое наслаждение от этого спектакля.
И много нежности в душе. Грустной нежности понимания, что возможно всё, если ты умеешь быть благодарными и беречь подаренное судьбой, или невозможно, если не веришь в то, что ты достоин любви.

Приходите смотреть, вспоминать, чувствовать и наслаждаться увиденным и прочувствованным.
Если вы в этом нуждаетесь.
#ЦДР, #Обломоff


Tags: #Обломоff, #ЦДР, ЦДР
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Recent Posts from This Journal