Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Керосин", режиссер Юсуп Разыков

Посмотрела на он-лайн фестивале Дубль дв@ прекрасный фильм.
Будучи в Узбекистане, открыла для себя этот народ с наилучшей стороны. Узбеки, узбекистанцы сумели сохранить традиции, отличные от "европейских ценностей": семейственность, уважение к старшим, к женщинам, к слабым, к гостям. Их отношение к детям удивило: молодые отцы проявляют трогательную заботу и любовь к малышам, прилюдно чмокают в щеки, причем так относятся не только к своим детям, обнимут и узнают, нужна ли помощь, если в этом необходимость.Никто не подозревает мужчин в отклонениях: любить детей для них имеет первоначальный смысл без подтекста. Брошенных детей у них нет. Брошенных стариков тоже нет. Родителей там уважают. Женщин тоже. Детей с малых лет приучают к труду. В годы Великой Отечественной Узбекистан принял тысячи оставшихся без родителей детишек со всего Советского Союза, узбекистанцы разбирали чужих детей в свои многодетные семьи без деления на национальности. Это был подвиг в то тяжелое время.

Тем более тронул меня фильм, снятый узбеком по национальности Юсупом Разыковым про русскую деревню, про русскую бабушку. В фильме есть все то, что отличает русских от узбеков: брошенная мать, пьющие до безумия мужики, бьющий жену до инвалидности муж, которого она смиренно продолжает любить и слушаться даже после его смерти. Дочь, уставшая от безденежья и одиночества, выходит замуж за подлеца и педофила, внучка, сбежавшая от отчима, погибает от рук обдолбанных негодяев. Трагедия.

Осуждает ли режиссер, выросший в других условиях, впитавший другой менталитет, то, что видит в русской глубинке?

Ни капли осуждения. Фильм - не приговор.
Но и не констатация факта.

Автор фильма Юсуп Разыков избрал для разговора со зрителем форму сказки: по ночам появляются яйца, снесенные убитой курочкой бабушки Павлы, мертвый поросенок оживает, пусть и ненадолго, вода превращается в керосин, а керосин в воду в нужный момент, будто рука Бога ведет Павлу по жизни. Она-то думает, что помогает ей муж, который бил её смертным боем при жизни, а после смерти любит и оберегает.

Однако элементы сказки лишь смягчают реальность, усиливают притчевую суть рассказанного образами чудес, которые видит Павла.

Фильм пропитан любовью, смирением, мудростью. В жизни Павлы немало трагических событий, которые она проживает с невероятным мужеством. Страшная реальность жизни уравновешена величием души этой старухи.

Не случайно фильм заканчивается на высокой ноте. Хэппи энда нет и быть не может. Никто не оживет, смерть окончательна и бесповоротна.
Смерть физического тела, но не духовного.


Есть закон бумеранга. Преступники наказаны свыше руками тетки, продавшей паленую водку, Бог отвел Павлу от греха убийства. Иван Иванович, керосиновый король, умер. Но... именно его душевная щедрость стала бумерангом, который к Павле все-таки успел вернуться.
Щедрая награда за её смирение приходит от умершего человека.
Ничто не напрасно.

Фильм неспешный, повествовательный, местами описательный, но держит в напряжении и не дает отвлечься ни на секунду. Дополняющие детали рассказывают чуть не больше, чем основные события. Отдельное спасибо сценаристу Юсупу Разыкову за диалоги - в них столько информации о логике происходящего.

Потрясающий тандем актрисы и оператора. Так долго держать лицо перед внимательной камерой, снимающей крупный план, проживать горчайшие минуты страдания и боли в молчании, достойно великой актрисы.Актрисе Елене Сусаниной 85 лет!! Это её дебют в кино.

Оператор снимал долгим планом, не отрываясь от лица актрисы, делая акценты на самом важном. Пейзаж, меняющий облик на глазах, снят невероятно красиво. Оператора на картине два - Юрий Михайлишин и Юрий Крочук.

Ещё одним главным героем фильма стал звук. Талантливый музыкант Сергей Старостин написал и исполнил песни, помогающие создать атмосферу фильма наравне с главной героиней. С первых кадров фильма его песни сопровождают героиню в самые сложные моменты её жизни и передают состояние молчаливой и терпеливой бабушки Павлы.

К финалу фильма хотелось рыдать вместе с актрисой Еленой Степановой.
Приученная к сдержанности, Павла вызывает ассоциации с поколением, перенесшим страшную войну. Я вспоминала бабушку, маму, тетушек. Умение терпеть в наших женщинах имеет корни в истории нашей страны.

До слез. Низкий поклон создателям фильма за те чувства, которые довелось пережить во время просмотра.
Tags: Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments