Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Я… ОНА… НЕ Я И Я". ЦДР на Беговой. Тренер Клим.

[Spoiler (click to open)]16+ Площадка: Беговая Автор: Клим Тренер: Клим Художник по свету: Сергей Адров Исполнитель: Алексей Тахаров
Вчера в ЦДР на Беговой состоялась премьера спектакля Клима по его же тексту.
Человек не от мира сего. Современный Леонардо от Театра.
Непонятный. Не всеми понятый. Живущий в другом слое, на другой высоте. В своем измерении.
...
"Про не сон сказать, что сон, про сон, что не сон". (с) Из сказки про Аладдина.
...
В зале 15 человек.
На сцене - один человек.
В двух лицах, измерениях, слоях, воплощениях - как хочешь, так и представляй.
Мужчина в "английских" стильных ботинках, черных гольфах, юбке-килте, черной рубашке, в элегантной чуть не парчовой жилетке и в черном пальто.

То ли мужчина. То ли женщина. То ли артист. То ли драматург.
То ли зритель. То ли я. То ли не я.

Перед началом Клим в черной маске, сквозь которую не все слова были слышны, сказал, что сделал всё, чтобы артисту было неудобно....

Текст этот ставили и другие режиссеры. В главной - и единственной роли - выступали как мужчины, так и женщины.

Текст поначалу - внегендерный.
Это и не пьеса.
Это и не драматург.
Это и не театр.
Это и не артист.

Потому что СЫГРАТЬ это текст невозможно.
Можно - присвоить.
Прожить.
Поделиться.
Довериться.
ПоТРУДиться.

Как и зрителю придется трудиться. И немало.
Спектакль, заявленный на 2,5 часа, шел три часа. Без антракта. В масках. В абсолютной тишине. Для полутора десятка зрителей. Двое из которых - люди молодые, влюбленные друг в друга, для которых море по колено, - спустя полчаса счастливо удалились из зала.
У них это всё впереди.

Труд души. Размышления о том, что есть любовь.
Любовь - вопрос критериев. Для кого что.
Или кто.
Как и вопрос - кто я.
Люблю ли я.
Кого.
Почему.
Зачем.
Люблю я другого или себя.
Не люблю я другого или себя.

Это не спектакль в традиционном понимании.
Это медитация.
Это введение в.
Полет на высоту, которую определяет для себя сам зритель.
Или не полет.

В первой половине я закрывала глаза и просто слушала.
Потому что на сцене практически нет действия.
Театральные паузы длиннее, чем обычно.
Они вводят в транс скорее, чем требуют внимания и напряжения.

Каждое слово, сказанное практически без эмоций, - как говорит человек уже зрелый, лишенный страстей, вернее, переживший эти страсти и открывший то важное, что стоит за/над ними, - казалось гениальным. Сиюминутное - полным открытий, неоценимой информацией.

Как любитель детектива читает хорошего автора, следует ходу его расследования и лишь в финале понимает, кто убийца. Второе чтение этого детектива уже бессмысленно.

Познание истины, кем бы она ни была открыта прежде, - всегда личное, всегда уникальное, всегда со своими нюансами.

Закрыв глаза, я слушала голос артиста, которого Клим подверг испытанию - на профессионализм, на желание служить Театру, на человечность, на способность мыслить и чувствовать.
Каждое слово представлялось объемным, важным, достойным конспектирования.

В сети я не нашла текста, чтобы цитировать.
Своими словами излагать - надо стать Климом.

В какой-то момент артист изменил ритм повествования, повысил голос. Заговорил о гендерных отношениях. Заволновался.
Слов стало так много, они шли сплошным потоком, практически без пауз.

Вдруг возникла медитация наизнанку: пришла бодрость, слух и зрение открылись происходящему, тексту, а сердце, душа вдруг стали защищаться, "закрыли глаза".

Драматург и артист говорили со мной как со зрителем откровенно. Даже слишком откровенно.

Много ли людей готовы слушать исповедь и сопереживать другому? Тут от своего бы спрятаться, чтобы не болело.

В этом есть какое-то волшебство, особое искусство - соединиться с Другим, оставаясь собой отдельным.
Ты сидишь в зале, твои ноги стоят на полу, - на Земле, - а твои мысли и чувства уносятся на сцену к артисту, или за спину к Климу, который с верхнего ряда наблюдает и за артистом, и за нами, немногими зрителями. На другую высоту.

Клим молчит. За него говорит артист.
Но я слышу не столько артиста, сколько Клима.

Я. Она. Не я. И я.

Те же точки, только иначе расставлены.

Что такое происходит в атмосфере зрительного зала, какая химия чувств, мыслей, отношений - каждый раз по-своему?

Я устала почти физически. Труд был духовный, а усталость физическая.

Я не брала с собой фотоаппарат. Уже понимая, что Клима не нужно смотреть.

Нужно слушать.
Слышать.

Открываться сердцем.

Даже если в какой-то момент захочется закрыться.
Уйти.

Потому что он - как психотерапевт.
Побуждает тебя думать о том, от чего ты прячешься.

Потому что
выматываться на работе
общаться со своими близкими
от которых устаешь так же, как на работе
пытаться понять родных
"счастье - это когда тебя понимают, несчастье - когда тебя раскусили" (с)
испытывать раздражение от их несовершенства
пытаться быть понятым родными
стать понятным
разочароваться в своих ожиданиях
привычно.
Надеть пальто.
Снять приличные ботинки.
Выйти к людям босиком и в юбке, будучи мужчиной.

Означает - довериться.
Доверить себя.

Принять это доверие от другого - труд.

Попытаться понять другого, помня себя, - труд.

Как недавно я случайно услышала про Лидию, которую поминали в кладбищенском кафе её соседи, словно ангелы свели нас, чтобы я поделилась с вами, и вы, кто прочел, пожелали этой неведомой нам с вами Лидии попасть в рай. Будто ангелам этим нужно было, чтобы мы своими мыслями уравновесили чаши весов жизни этой Лидии.

Так и Клим говорил про ангелов...

***
У Клима и в доковидные времена мест в зале - порядка десяти.
За небольшие деньги.
Потому что это тот самый ... случай.

Попал или мимо.
Совпал или нет.
Ушел или остался.

Это такой сеанс психотерапии, когда ты вроде бы клиент, а молчишь - ты. Говорит - психотерапевт.
И только ты решаешь, помогло тебе или нет.
Я или не я. Он или она.
Мы.
Tags: Клим, Театр, Театр 20-21, ЦДР
Subscribe

  • Карен Джангиров

    Без моего ведома идут поезда, летят самолеты, плывут корабли, запускаются спутники, объявляются войны, начинаются снегопады, метели, дожди... А за…

  • Карен Джангиров

    Человек — это тайна, в уголке которой плачет большое животное

  • Питер Хейн

    КОГДА НЕВЕЖДЫ Оставив мудрость увядать в песках зыбучих из знания мы сотворили Бога, но лучшее обречено стать худшим, КОГДА НЕВЕЖДЫ ЗНАЮТ СЛИШКОМ…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Карен Джангиров

    Без моего ведома идут поезда, летят самолеты, плывут корабли, запускаются спутники, объявляются войны, начинаются снегопады, метели, дожди... А за…

  • Карен Джангиров

    Человек — это тайна, в уголке которой плачет большое животное

  • Питер Хейн

    КОГДА НЕВЕЖДЫ Оставив мудрость увядать в песках зыбучих из знания мы сотворили Бога, но лучшее обречено стать худшим, КОГДА НЕВЕЖДЫ ЗНАЮТ СЛИШКОМ…