Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Довод", реж. Кристофер Нолан

В кинотеатре не была целую вечность с доковидных времен. Уже многолетняя традиция - ходить в кинотеатр ради сына, чтобы было что обсудить. Он любит всякое фантастическое, я с детства не очень люблю, но хочу его понимать. Поэтому был когда-то "Гарри Поттер", мы с сыном потом даже играли в одну игру с заклинаниями. Хотя из заклинаний сейчас всплывает только "крибле-крабле-бумс".

Собственно детство рулит, что сказать.
Фильмы Нолана "Начало", "Интерстеллар" и "Темный рыцарь" смотрела. Все понравились, были моменты до кома в горле. Прочувствовать, задуматься - все, как я люблю. Того же ожидала и от нового фильма. Тем более, название говорящее.

Краткая аннотация с одного из сайтов: "После теракта в киевском оперном театре агент ЦРУ объединяется с британской разведкой, чтобы противостоять русскому олигарху, который сколотил состояние на торговле оружием. Для этого агенты используют инверсию времени, заставляющую уже произошедшие события идти вспять."

???

Первые кадра фильма - из той самой Национальной Оперы Украины. Спецслужбы запускают в зал усыпляющий газ. Для американцев, похоже, по-прежнему нет разницы - Россия, Украина, Армения, Грузия... Все - русские.

Наш "Норд-Ост" автоматом всплывает в мозгу. Дети наши не могут этого помнить, а я помню прекрасно. Как Цекало, продюсер мюзикла, стоял на Дубровке перед входом в ДК, корреспондент с какой-то сонной фамилией с 1 канала (ОРТ тогда, кажется) брал у него интервью и требовал рассказать о мерах, которые предпринимаются. Цекало с сомнением спросил, можно ли об этом говорить в прямом эфире, журналист, прости Господи, самоуверенно заявил, что можно, и Цекало рассказал, что сейчас будет штурм. Террористы смотрели это интервью и были предупреждены. Журналисты порой - зло, правда. Кто знает, не будь этого сонного корреспондента, озабоченного успехом во время эфира, как развернулись бы события... Возбуждать интерес к новостям и рейтингам ценой чьих-то судеб, жизней - нравственное преступление.

Потом был газ в зал. Штурм, к которому боевики уже были готовы, посмотрев телевизор. Погибшие заложники. Это была трагедия для всех нас. Горе страшное.

Молодежь этого не видела, не помнит, не пережила. Для них "Довод" - это про Украину куда больше, чем про нашу трагедию. Русские олигархи - конечно, зло, кто станет спорить... Продать-купить, несмотря ни на что, оружие и чьи-то жизни. И не только русские это делают, национальность тут не важна для понимания, но для Запада - стереотип устойчивый.

А мы, отжившие свое, про Норд-Ост, боевиков, про газ помним, да. Прожившие свою юность в мирной стране, про Афганистан знавшие мало, про Чечню ещё меньше, мы испытывали шок, ужас, отчаяние от мыслей о будущем, глядя на этих каменные фигуры женщин в черном без лиц, у которых вместо талий читались пояса смертниц. Сейчас уже никто не помнит, как в метро люди шарахались от мусульманок большой комплекции в хиджабах. И вот оно - будущее воочию уже сейчас.

Поэтому с первых же кадров фильма Нолана у меня выстроилась психологическая защита от такого видения иностранцами происходящего. Для них - чужая история в Киевском оперном, для меня - моя личная история московского мюзикла, который смотрела недели за две до захвата и помнила, где артисты, буфет, туалеты, куда не пускали зрителей и детей, где оркестровая яма, куда потом весь зал ходил в туалет, а первые ряды партеры с дорогими билетами вдыхал ароматы этого туалета, часть моей жизни и моих чувств. Для них Киев и Москва - одно и то же, для меня - нет.

Я честно старалась абстрагироваться от своих чувств при просмотре фильма. Почти получилось, я старалась понять, что хотел сказать режиссер, которого я уважаю, этим фильмом.

Суть фильма - фантастическая возможность влияния одной личности на ход истории с помощью возможности перемещаться из будущего в прошлое. "Синдром убитого дедушки", когда внук возвращается в прошлое и убивает своего дедушку, тем самым лишая себя возможности родиться.

Поскольку мне нравится жить в настоящем, я не люблю возвращаться в прошлое или мечтать о будущем, то сама идея меня не очень впечатлила, в принципе.

Бегство из своей жизни куда бы то ни было - не самая хорошая идея, ибо оно не освобождает от необходимости решать сиюминутные проблемы и от ответственности за принятие этих решений.

Но когда выясняется, что герой (читай, ты сам) сам себя побивает/убивает, то подняться на высоту философских обобщений не получается. Я про себя, разумеется. Не поднялась.

Кристофер Нолан писал сценарий 6 лет. Разрабатывал идею 20 лет. Фильм современный, но спецэффектов в нем меньше, чем думалось. Секретность в период съемок фильма зашкаливала, что говорит о важности темы для Нолана.

Съемки - грандиозные! Взрывы, пожары, рушащиеся здания, погони, драки, восхитительные каскадерские подвиги, летающие по воздуху контейнеры, автомобили, виртуозно едущие задом наперед параллельно едущим в привычном направлении, массовка, в которой одни актеры бегут вперед, другие - спиной к ним в обратную сторону - все это очень впечатляет.
Звуковой ряд - потрясающий.

Чернокожий актер Джон Дэвид Вашингтон (1,75 м). Худющая красавица Элизабет Дюбуки (1,9 м).
Душка Кеннэт Брана (1,77 м) из "Гарри Поттера" - главный злодей "Довода".
Прекрасная актерская игра на уровне "на разрыв аорты", самоотверженная.
Интересная идея об инверсии времени, довольно популярная во все века, разве что тут не машина времени действует, а некие гаджеты, которые надо собрать как паззл.

Такой соблазн верить, что можно вернуться в прошлое и все изменить.

Но!

При всех классных кадрах, крупных, даже крупнейших планах артистов с покрасневшими белками глаз.

Не верю.

С чего вдруг чернокожий мужик, боец спецслужб, циничный парень, совершает подвиги ради чужой жены, на 0,15 метра его выше, не особо и секси, при теловычитании актрисы Дюбуки (простите мою циничность и недоверие, дело не в её фигуре, конечно, а в какой-то асексуальности в целом, в неприступности, холодности образа, она даже как мать была холодна к сыну, самому любимому человеку)? Легко убивает одну женщину, совершая подвиги ради той, с которой даже поцелуем не связан, не говоря о том, что она не просто замужем, но находится под пристальным вниманием/контролем мужа, русского олигарха.

Стереотип относительно русских олигархов с какими-то несусветными фамилиями сам по себе беспомощный и недалекий. Неужели на Западе настолько сильно представление о том, что русские обладают несусветной властью, деньгами, возможностями влиять на жизнь планеты? Это даже не смешно, как когда-то веселило, что в американском фильме наши космонавты были в меховых ушанках и чинили поломки в космическом аппарате с помощью "молотка и какой-то матери".

Фильм идет 2, 5 часа. Если с самого начала фильм держал в напряжении, действие развивалось быстро, только успевай следить и пытаться понять, что к чему и почему, то к концу сделалось скучно. Да, тайны стали раскрываться, смысл придуманного более понятен.

Но в целом идея, что один человек способен изменить ход судьбы не то, чтобы другого человека, но целой планеты, утопична. Последние события в разных странах показывают, что даже президенты беспомощны, а тут какой-то русский олигарх с капсулой...

Идея про возможность что-то менять в прошлом, чтобы повлиять на реальность (про влияние на будущее вообще промолчу) - тоже утопия. Менять можно только реальность, свое настоящее отношение к себе, к миру и пр. Настоящая жизнь - здесь и сейчас. Точка.

Утопии сами по себе интересны. Пока не поймешь, что жить утопиями - лишать себя лучшего в настоящем. Реальность интереснее и прошлого, и будущего. И все вопросы стоит решать здесь и сейчас. И чувства проживать тоже здесь и сейчас. Иначе можно стать погребенными под ошибками прошлого и не дождаться, когда твое прекрасное будущее станет твоей реальностью.

Никакого кома в горле за 2,5 часа. Скука до зевоты за полчаса до конца фильма. Мысль о том, что будь такое возможно, я была бы рада встретить саму себя, идущую из кинотеатра, чтобы услышать: "Олечка, не трать свое время, займись чем-то интересным, нефиг расходовать свою жизнь на этот фильм".
Однако, инверсия времени для простых смертных недоступна, так что фильм я посмотрела. Смотреть ли вам, решайте сами.

В зале кинотеатра было 5 зрителей.




Tags: Кино
Subscribe

  • О цифровизации ... "всей страны"

    Выбираем с мужем плитку для кухни. Продавец показывает, что на каждом стенде есть qr-код, можно посмотреть информацию о товаре. - Классно!…

  • Про сведение счетов в сети

    В мой жж потянулись люди, которым одна бывшая френдесса про меня написала дурное. Нажаловалась публично с указанием моего имени, лукаво представила…

  • Из наблюдений:)

    В ленте сплошь инфлю энсеры. Хоть бы кто-то ещё для разнообразия. О себе скромно промолчу:)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • О цифровизации ... "всей страны"

    Выбираем с мужем плитку для кухни. Продавец показывает, что на каждом стенде есть qr-код, можно посмотреть информацию о товаре. - Классно!…

  • Про сведение счетов в сети

    В мой жж потянулись люди, которым одна бывшая френдесса про меня написала дурное. Нажаловалась публично с указанием моего имени, лукаво представила…

  • Из наблюдений:)

    В ленте сплошь инфлю энсеры. Хоть бы кто-то ещё для разнообразия. О себе скромно промолчу:)