Кто-то уже и сам не поедет. В детские лагеря снова сложно попасть, в санатории-отели тоже.
Только уже другое восприятие, менталитет во многом поменялся, люди незаметно отвыкли от дискомфорта, от нарушения границ, прав и пр.
Моя соседка Жанна рассказывала когда-то, как она из Валуек Белгородской области (она лето проводила у бабушки, потом они стали называть этот дом "родовым имением") пыталась попасть в поезд, чтобы успеть к 1 сентября.
Билеты тогда продавались без паспорта. Даже на самолет!
Поезда в Москву шли битком забитые. Билетов не было, сесть в поезд было невозможно, на перроне стояли толпы желающих уехать.
Её, красавицу, похожую на Жанну Болотову и Лайму Вайкуле одновременно, запихнул под попу в поезд чуть не на ходу какой-то мужик на платформе. Она ему понравилась, похоже.
Запомнилось, что она упоминала, что она была в панталонах с начесом - эта деталь в августе на юге при моде на короткие юбки выглядела неправдоподобной, но сейчас уже и в это верится - про стринги тогда было невозможно помыслить, скорее, да, были трусы с начесом...
Мне, девочке, рассказ чуть не старой соседки (ей было лет 19) виделся фантастикой. Ей было стыдно, что мужик и трусы её видел, и попы касался. Мне тоже виделось это ужасным.
Это была наша жизнь.
Мы и с маленьким сынишкой как-то хаотично уезжали из Сочи: билетов не было совсем, муж ходил к военному коменданту вокзала, выпросил две верхних полки в одном купе, одну нижнюю в другом вагоне. Нижнюю отдал мне, я паниковала, как они там на верхней будут, упросила соседа по купе поменяться с сыном-шестилеткой тоже на верхнюю полку. Забрала сына с его постелью, вела через несколько вагонов, чтобы уложить его на нижней полке, сама легла на верхней. А он и с нижней в ту ночь упал, соседка по купе рассказала.
Сама я сейчас никуда не стремлюсь. Оказалось, что мне и дома хорошо. Тревожность вокруг зашкаливает, в сравнении с советскими временами это могут увидеть только те, кто сравнивать может. Все в напряге, от которого хочется укрыться. Даже рекламу афобазола уже подправили под нынешние обстоятельства.
И терпимости/смиренности той, что была в давние времена, у людей уже нет.
Толерантность, скорее, напоказ - к чернокожим, к гомосексуалистам... Такая, которая от тебя не требует усилий, понимания ближнего, который всю дорогу от Белгорода до Москвы вынужден стоять в тамбуре или просить посидеть в твоем купе, когда устанет.
К хорошему привыкают, считают нормой - и правильно. Выход из зоны комфорта - проверка...