Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Калигула", реж. Николай Коляда, Коляда-театр

Гастроли Коляда-театра в Москве начались спектаклем "Калигула".
Гай Юлий Цезарь Август Германик - римский император, живший в I веке, который царствовал 4 года из прожитых им 28-ти лет. Погиб Гай Юлий Цезарь от мечей заговорщиков из его близкого окружения. За прошедшие без малого 20 веков интерес к яркой личности Калигулы сохраняется, его жизнь, правление изучают по сию пору. Чем же он привлекателен для потоков, что особенного в нем было?
Несмотря на юный по нынешним меркам возраст смерти, Калигула прожил богатую на события жизнь. Его отец умер, когда Калигуле было 7 лет, его старших братьев убили, чтобы они не смогли прийти к власти. Эти страшные события детства не могли не повлиять на становление личности ребенка. Калигуле было суждено стать императором в 24 года. За время его правления было развернуто обширное строительство, были смягчены законы, принятые предшественниками, Калигула проявил себя как либерал, даже позволил народу участвовать в выборах, но вскоре понял, что простые люди не готовы пользоваться своим правом голоса и не ходят на выборы. Он щедро раздавал деньги, но собирал налоги даже с проституток и блудниц, а подданных заставлял написать завещания в его пользу.
Кроме того, в истории Калигула остался как человек, ведущий беспорядочную половую жизнь, как кровосмеситель, лишивший девственности свою любимую сестру Друзиллу, а также как гомосексуалист, имевший связи с мужчинами. У него было 4 жены, в том числе, были чужие жены, которых он, пользуясь своим положением, отбирал у своих подчиненных, разводился с ними чуть не через несколько дней после свадьбы и запрещал им в дальнейшем вступать в связь с другими мужчинами.
Неординарный, неоднозначный человек.
О чем захотел поговорить со зрителем Николай Коляда, написавший пьесу и сразу же её поставивший в своем театре? Да уж не о сексуальности Калигулы...

В самом начале мы видим Калигулу и его друзей подростками, которые "меряются пиписьками" - Калигула хвастается своим талантом пускать камешки по воде: "У меня камень прыгает по воде восемь раз. А у тебя и у тебя даже три раза не получается. Чпуньк! - и тонет.". (с)

Все мы родом из детства, из детских обид, травм, из любви близких или нелюбви. Калигуле почему-то нужно самоутверждаться любым способом, пусть даже за счет количества чпуньков. Желание превосходства в бросании камешков в воду или в сексуальных утехах, не важно, в чем, лежит в основе личности Калигулы.

Первые сцены спектакля выстроены в традициях режиссера Коляды: простонародные выражения, массовые танцы под ритмичную музыку, как под барабаны шаманов, практически оргии, способные выгнать из зрительного зала ханжей, костюмы "с китайского рынка", бумажные цветы "для красоты".

Далее Коляда-драматург начинает откровенный, искренний, почти исповедальный разговор с теми, кто готов прислушаться, довериться, попытаться понять, продраться сквозь оскорбительный временами текст. "Слова придумали люди, чтобы скрывать свои чувства и мысли", - свою мысль Коляда вкладывает в уста Калигулы, но внимательный зритель знает, что это слова Коляды. Он придумал эту пьесу про Калигулу, чтобы что-то скрыть или сказать?

О чем этот спектакль? Об одиночестве человека, имеющего власть. Об одиночестве любого человека. О желании быть любимым, любить, о том, что всё заканчивается, жизнь пролетает в миг, о том, что при отсутствии любви человек попадает в зависимость от иллюзий любви, от сексуального наслаждения, о смерти, об антиподе смерти - любви и сексе, дающем удовлетворение и то счастье, которое тоже - миг.

Ты снимаешь парик и все зрители видят - ты был только что красивый и молодой, лучше тех, кто смотрел на тебя, но вот ты лысый, без парика, ты старый – ты хуже тех, кто смотрит на тебя. И значит - я, сидящий в зале, лучше тебя! Вот что пакостно. Каждый думает о себе, что он лучше. Всё гниль, всё вранье, всё ненависть к другому человеку. Нет любви на свете. Только злоба, предательство, ложь, ненависть, зависть – вот чем переполнен нынешний человек. Только этим. Ненавижу всех. К несчастью, я такой же, как все, ведь они заразили меня этим. А ну, смейтесь! Я надеваю парик, и вот - снимаю парик! Смейтесь! Ну?! (с)

Калигула всю жизнь пытался быть не собой, не тем, кто он есть. Он любил носить женскую одежду, одеваться в яркие наряды. Он совокуплялся с мужчинами и женщинами. Он пытался дать народу лучшую жизнь. Он стремился к власти, получил её, заплатил за неё жизнью и ... что?

Николай Коляда рассказывает нам историю плесневого распространения власти, которая не может существовать без страха подчиненных власти, препарирует душу Калигулы, пытается понять, что с ним произошло, что происходит с теми, кто власть над другими получает. "Пусть ненавидят, лишь бы боялись". (с) Где страх освобождает место, появляется власть. Всегда и везде, во все времена люди власти - что они получают и что теряют?

Начиная с подросткового желания быть лучше всех в сексе или бросании камешков, взрослеющий Калигула в силу обстоятельств и своей цели получает все больше власти в свои руки. Чем больше власти, тем больше страха у людей вокруг. Чем больше страха у людей вокруг, тем активнее проявляется власть. Жизненный путь Калигулы усеян смертями близких и соратников, как не сойти с ума в той дикой атмосфере, когда бои гладиаторов были нормой, когда можно было есть печень погибшего гладиатора, когда секс с мужчиной считался в порядке вещей, когда можно было в присутствии мужа увести его жену в свои покои и вернуть её с оценкой её качеств, когда каждый день император мог быть убитым, что и произошло в итоге. Убийцы Калигулы убили о стену его 11-месячную дочь, которую он назвал Юлия Друзилла в честь двух своих любимых женщин...

Калигула (Игорь Баркарь) в начале спектакля - 13-летний подросток, который объят похотью, хвастается перед ровесниками своими мужскими победами, даже над матерями своих друзей, вызывающе оскорбителен, понимая, что никто не сможет ему противостоять. Он обещает им стать Цезарем и обрести власть не только сексуальную над женщинами и мужчинами.

Власть - огромный соблазн. Человеку дают то, к чему он стремится, но какую цену он платит за полученное, как он властью пользуется?

Коляда позволил своему Калигуле до самой смерти помнить свою первую жену Юлию, умершую в родах через несколько лет после свадьбы.
Умелостью ли она запомнилась пресыщенному утехами Калигуле, или в этой привязанности есть что-то более глубокое? Василина Маковцева гладит голову Калигулы совсем по-матерински, жалея, а не возбуждая. Быть может, дело в нежности, в том, что они были друг у друга первыми, по пьесе, и доверяли друг другу, не зная опыта предательства?

В одной из сцен Калигула, большой любитель театральных представлений, заставляет своих сенаторов импровизировать как актеров, они должны произносить текст, который сами придумали здесь и сейчас. Выясняется, что они не способны к импровизации, страх парализует их волю, они могут говорить совсем простые фразы, за которые их нельзя наказать. Безопаснее ничего не сказать, или сказать глупость, чем отвечать за сказанное.

Калигулу прозвали Сапожком, или Башмачком (лат. Caligula, уменьшительно-ласкательное от caliga — «солдатский сапог») за то, что в детстве он любил наряжаться в одежду легионера.

Он любил театральные постановки, проводил много времени с известными актёрами и строго следил за порядком в театре: не поощрял выход зрителей до окончания представления, а шумных зрителей велел бить плетью. Прочитав об этом в Википедии, я испытала к Калигуле симпатию, жаль, что сейчас так нельзя воздействовать на говорунов или забывших выключить телефон.

Он охотно пользовался своей властью, но власть, безграничная, безудержная, невозможна без послушания, без страха перед властителями. В манипуляциях всегда участвуют обе стороны.

Николай Коляда в одном из интервью сказал, что эта пьеса и про него, т.к. он - руководитель театра. Он знает, о чем говорит, в большом театральном коллективе руководителю приходится быть и Карабасом, чтобы театр не развалился, нужно быть психологом, стратегом, тактиком, Отцом, Судьей, Адвокатом, Прокурором, играть и другие роли. В Калигуле любящий зритель найдет черты самого Коляды, несомненно, уж очень много знакомых фраз, которые он не раз говорил в своих интервью. "Пьесы легко писать, слева - кто говорит, справа - что говорит"."

Когда я смотрела спектакль в первый раз (Калигулу играл Мурад Халимбеков) на родной сцене Коляда-театра, в первом ряду, получая энергию актеров в полной мере, не могла отделаться от мысли, что этот спектакль - про самого Коляду, если убрать внешние детали. Доверяться и быть преданным теми, на кого опираешься, закрываться от тех, кто любит, иметь власть и пользоваться ею, потому что иначе - нельзя, невозможно, - Коляда прошел через это много раз, Калигула Коляды буквально кричит об этом.

Где проходит эта грань между властью и подчинением, любовью и ненавистью, наслаждением и болью?

Цену признаниям в любви, которая может в миг трансформироваться в обиду, в ненависть, знает только тот, кто пережил эти перемены в других людях.

Калигула приходит к власти над теми, кто ему служит и кто его боится, и погибает от рук тех, кто его превозносил, прогибался, объяснялся в любви.

Спектакль многослойный, для каждого что-то свое важное в нем находится. В моем представлении, это горькое размышление о человеческой природе, о сути. То, что в общепринятом смысле - порок, жестокость, похоть, при ближайшем рассмотрении может оказаться защитой от страшной боли, от страха быть преданным, убитым.

Страх рождает страх. Любовь рождает любовь.
А что побеждает в каждом из нас - вопрос к самому себе.

Как в той притче про двух волков: побеждает тот, кого ты кормишь.

Для меня новый спектакль Коляды - вершина.
В поездке в Екатеринбург на фестиваль Коляда-plays в его новых спектаклях (в том числе, "Детство" и "Раскольников") я увидела Коляду, который пережил так много горького в своей жизни, что устал что-то говорить и отдал это право Калигуле - страшному человеку, который воспринимается как символ порока и жестокости, олицетворение абсолютной власти человека над человеком, но не над собственной судьбой. Калигула у Коляды получился Человеком, а не символом. В этом смысле Коляда себе не изменил: он умеет показать черненького если не беленьким, то хотя бы в горошек. Не оправдать его дурные поступки, но показать, что этот дурной и порочный человек нуждается в жалости, в любви.



Я был не здесь. Тело было здесь. Я был в другом месте. Я был там. С Богом Богов. Его имени не знает никто на земле. Я знаю, но не назову никому. Я с ним на равных. Он Бог над всеми Богами, как и я. Над всеми людьми. Как и я. Он открыт только мне, избранному. Я шел по саду, он вышел мне навстречу. Одежда его была из пурпурного шелка. Но это был не тот земной шелк, не тот пурпур, а шелк и пурпур божественный. Глаза раздирало. Я встал на колени, и он сказал мне: «Когда ты родился, я подошел к тебе тихо. Никто не видел этого, все вышли, ушли. Ты лежал один в колыбели. Я подошел к тебе и поцеловал в висок. Я до сих пор помню запах новорожденных твоих мягких завитков на лбу. Тебя в золотых пеленках я помню. Я поцеловал тебя и так плакал. Плакал от счастья, что ты теперь будешь на земле и что я смогу видеть тебя с неба и умиляться тобой». Так он сказал мне. Я слышал это. Ты слушаешь меня?
Какое молчание. Оно всегда, когда ты рядом. А с кем я говорю? Кто меня слышит? Никто. Очень всё странно в жизни. Казалось бы, я Бог Богов, и меня не должны обуревать людские страсти, чувства. Но вот – странно! – вся моя жизнь: любовь. И всех, кого я убивал сам – а я убил много! – или кого я приказывал убить – всех я любил. Очень сильно.


Первый ролик снят в Екатеринбурге, в роли Калигулы Мурад Халимбеков



В роли Калигулы Игорь Баркарь.



Николай Коляда говорит приветственное слово перед началом спектакля и гастролей:


Поклоны после спектакля в ТЦ на Страстном 13 февраля 2020 года.


Несколько фотографий из фб, простите, если растянуто. Удавы эти меня так волнуют, очень страшно, как бы они не возбудились и не укусили артиста. Игоря уже родной театральный удав кусал на премьере, а тут ещё и чужой, арендованный... Так и казалось, даже с 9-го ряда, что плечо у Игоря покусано...
На изображении может находиться: 1 человек

На изображении может находиться: 1 человек



Tags: Коляда, Коляда-театр, ТЦ на Страстном
Subscribe

  • О доставке в известной торговой сети ВВ

    Расплачиваюсь на кассе. Кассир, молодой парнишка, спрашивает, нужен ли мне пакет. - Да, нужен, - громко говорю я сквозь маску, чтобы парень услышал…

  • Про логику поведения человека

    Захожу в трамвай незнакомого маршрута, оплачиваю проезд. Вслед за мной поднимаются двое мальчишек лет по 7-8. Обычно дети, если не орут, не…

  • 3-летний мужик :)

    В супермаркете детский плач и крик. Заворачиваю за стеллаж. Стоит немолодая женщина в маске, в руке зеленая корзинка для продуктов, в ней лежат…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments