Когда стала готовить этот текст, полезла в интернет смотреть, что это за "Норма" Сорокина, и была поражена: оказывается, там про фекалии сплошь и рядом, но я ничего такого не увидела в спектакле. Выходит, и слава Богу, что я ничего про это не знала. Потому что и без этого знания спектакль вполне внятно высказывается на тему власти, тоталитаризма, коллективизма и прочих измов. Знать, что на сцене полно г...вна, совершенно не обязательно, чтобы считать мысль режиссера.
Я сидела в уголочке у самой сцены, радуясь, что могу близко видеть лица артистов. Зрительный зал Дворца на Яузе как нельзя лучше подходит для этого спектакля, ибо в украшении зала присутствует советская символика - звезда, серп и молот. Моя подруга когда-то там ёжилась от этих примет советского прошлого. Сам Дворец построен до революции, однако в 30-х годах пережил ремонт и получил в "подарок" советские атрибуты как некое клеймо. "Норма" Сорокина/Диденко поначалу смотрелась там вполне аутентично.
Зал на этот спектакль перемонтируют, снимают середину первых рядов, от сцены в зал выстроен узкий подиум, на который периодически выходят артисты.
На сцене - приметы советской эпохи, страдающей гигантизмом, подавляющим человеческую самость размерами и значимостью. Коленопреклоненный перед одним мужчиной другой, только что вынутый из зрительского кресла (любой мог быть на его месте?). Пластичные фигуры "девушек с веслом", "героев-пионеров", сливающиеся в "дружный наш отряд", - узнаваемый символ СССР. Люди, марширующие непременно строем, послушные воле режиссера/дирижера/тирана. Кстати, над сценой под потолком устроен оркестр, управляемый дирижером в милицейской форме и даже в фуражке.
Среди белых "статичных" фигур появляются "обнаженные" фигуры...
В руках артистов - белые пакеты, в которых оказываются "буханки" черного цвета. Я восприняла этот как черный хлеб-пайку-норму, но если бы пришла подготовленная, догадалась бы, что это - фекалии.
Понятие "норма" обыгрывается в двух смыслах - как количество чего-либо, отведенного кем-то руководящим, и как норма жизни. Норма/пайка становится нормой жизни.
После введения в курс дела на подиум выходит, чтобы быть ближе к зрителям, Евгений Стычкин с микрофоном в руках и начинает игру с залом, если по-современному, превращает спектакль в интерактивное действо. Шоу. Зрители становятся статистами этого шоу, непосредственными участниками.
Он предлагает залу хором спеть всем известную песню "Одинокая гармонь", впервые прозвучавшую в фильме "Дело Румянцева", позже - в фильме "Ворошиловский стрелок". Народ откликается, подпевает, с первого ряда под самым потолком девушка активно помогает Стычкину вести свою роль, громко отвечает на его вопросы.
Атмосфера в зале начинает напоминать передачу "От всей души", люди, объединенные одной идеей, будто бы становятся ближе друг к другу, а тут ещё такая лирическая песня звучит. Коллективизм в действии. Диденко начинает провокацию - смотрите, как мы дружны и едины...
Евгений Стычкин втягивает зрителей в коллективное творчество, таким образом возвращая в то советское прошлое, в котором октябрята, пионеры, комсомольцы, партийные и беспартийные были организованы для достижения неких государственных целей, пели хором, жили коммуной. Песня, знакомая большинству бывших советских, а ныне россиян, вызывающая теплые ностальгические чувства по старому-доброму прошлому. Хотя доброе тоже было, мир неоднозначен.
Режиссерский ход, благодаря которому зрительный зал и сцена с подиумом, входящим в зал (интересно, как это выглядит сверху) становятся одним целым. Зритель пока ни о чем не догадывается, следует замыслу режиссера (руководителя действа).
В центре задника сцены видно огромное круглое отверстие, из которого исходит свет
Или ... проход... Если помнить, о чем часто упоминает Сорокин. Кто что увидел, короче.
Пока "подросток", которому Сорокин передал "книгу знаний "Норма"", в исполнении Маши Лапшиной, читает книгу, на сцене появляется искусительница в черном латексном костюме. Черная соблазнительница. Есть ли связь между ней и "черными буханками", помимо цвета? Это тоже "норма"? Или это та самая "земля", с которой должно было произойти совокупление по воле Сорокина? Этого я не поняла, т.к. романа не читала, для меня это была просто красивая девушка Юлия Джулай как символ двойственности человека: есть пионерское настоящее, параллельно пионерской "норме" существовала норма физиологическая, причем зачастую в одном лице.
Люди, которых выстраивают в пирамиды. Люди, которых ставят на колени. Люди, которые надевают форму, чтобы быть одной массой.
Красный цвет галстуков и знамен заменен в спектакле на желтый. Символично ли это, случайно ли? "Осторожно, приготовьтесь"? Будет ли позволен зеленый цвет, разрешающий движение?
Первое действие спектакля почти полностью музыкально-визуальное, как бы вводящее в транс: образы, придуманные постановщиками спектакля, рождают собственные образы в мозгах зрителей.
В антракте я встретила Ирину Ермолову, гениальную российскую актрису, которая прилетела специально на этот спектакль из Екатеринбурга. Читала недавно отзывы на спектакль, люди пишут, что незачем нести деньги за него создателям. А вот большие артисты не жалеют денег не только на сам билет, но и на дорогу между городами.
Второе действие "озвучено" Евгением Стычкиным. Он читает письма старика, живущего на даче, хозяину дачи ученому-химику Мартину Алексеевичу. Первые письма написаны вежливым человеком с внутренней культурой, нравственным, законопослушным человеком. По мере развития событий на даче и безмолвия адресата характер писем меняется на более грубый. Возбужденный безразличием Мартина Алексеевича к его судьбе, старик допускает грязные оскорбления. "Таких ученых нужно раскулачивать". Из нижайшего почтения и уничижения человек быстро переходит в состояние величия и осуждения. Регресс автора писем очевиден, из милого старичка проглядывает страшный зверь, интеллект постепенно сходит на нет даже не до нуля, а далее, до минуса. "Собачье сердце" по-сорокински.
Сорокин и Диденко обыгрывают слово "норма" в приложении к судьбе "нормального" человека: Нормальные роды, Нормальная свадьба, Нормальная служба в армии. Жизнь, прожитая по нормам, выделенным государством, всесильным, всевидящим, определяющим законы, по которым нормально жить. Фекалии, которые Сорокин ввел в жизнь героев романа как норму питания, заполняют сцену. Чёрные "космонавты", как их окрестили некоторые зрители, в моем понимании - полицейские. На что эти черные фигуры похожи, каждый решает сам. О них бьются, пытаясь выскочить из обстоятельств, люди, но отскакивают, падают и откатываются в стороны.
Нормы восприятия его спектакля Диденко нам не предлагает, по счастью. Он режиссирует намного тоньше, чем видится. Хотя в какие-то моменты я думала, что постановщиком этого спектакля с тем же успехом мог быть и Константин Богомолов. Даром, что он именно этим спектаклем открывает "эру Богомолова" в Театре на Малой Бронной.
Я аплодировала артистам, в числе которых были любимые брусникинцы - выпускники этого года Родион Долгирев, Маша Лапшина, Юлий Джулай, Леонид Саморуков, Василий Михайлов, а также выпускник 2003 года Илья Барабанов (это был первый выпуск ШС МХАТ, который я увидела и запала на студентов-мхатовцев так, что с тех пор видела все курсы этого театрального вуза, 18 курсов), выпускник 2015 года Юрий Межевич. Три курса брусникинцев я видела за эти годы. Кстати, на спектакле была Дарья Мороз, тоже выпускница ШС МХАТ 2003 года.
Аплодировала артистам Театра на Малой Бронной.
Аплодировала "приглашенному артисту" Евгению Стычкину, который в свои 45 лет находится в прекрасной физической и актерской форме, практически всё второе отделение легло на его плечи, он читал длинный монолог со сменой душевного состояния героя, при этом принимал акробатические позы, в том числе, вставал вверх ногами.
Затем почти обнаженный в сцене "написания" писем и постепенно сходящего с ума старика Евгений Стычкин надевает белую с золотом "маршальскую" форму и садится верхом на ту самую "трубу" с отверстием в центре задника с видом победоносным и самодовольным.
Постоянные "селфи" и прочие съемки с проекцией на декорации демонстрируют, в том числе, что все это происходят не в 1979 году, а вполне себе в 2019-м.
Спектакль "Норма" - гениальный, на мой зрительский взгляд, неоднозначный, что только подтверждает, что создан спектакль людьми талантливыми. Однако уже дома, прочитав в Википедии, о чем Сорокин написал в своем романе, я вдруг иначе посмотрела на выступающий со сцены подиум-стержень, входящий прямо в зрительный зал. Возможно, сверху это выглядит более очевидно? Нас всех имеют. Начиная с государства и заканчивая ... режиссерами:) Возможно, этого и добивался Диденко: стоит чаще говорить себе "со мной так нельзя". С нами - так нельзя. Диденко свою провокацию осуществил блестяще!
А вы в свете рассказанного о том же подумали?
Копрофильскую направляющую спектакля я решила смягчить:)
Поэтому закончить хочу видеороликом, который связывает спектакль "Норма", Машу Лапшину и брусникинцев. Это видео я сняла на студенческом спектакле курса Дмитрия Брусникина в этом году, Маша исполняет арию из оперы "Норма" «Casta Diva». Талантливый курс, талантливая девочка.
Новых мощных актерских работ ребятам у гениальных режиссеров!
</lj-embed>
Наташа