Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

Акустическая читка в ЦДР "Это всё она"

Центр драматургии и режиссуры проводит эксперименты, ищет те самые "новые формы", о которых говорил Чехов. Перед спектаклем, который только готовится к выпуску в следующем сезоне, выступил худрук ЦДР Владимир Панков, для которого нет границ в виде стереотипов, шаблонов, но уже вошел в историю театра как основатель SounDrama, превратив звук в одного из главных героев спектакля. Акустическая читка, по его словам, призвана показать, как можно слышать современную драматургию.
Пьесу "Это всё она" написал молодой белорусский драматург Андрей Иванов. По иронии судьбы, пьеса о том, как мать и сын не слышат друг друга. Пьеса эта принимала участие в международных конкурсах драматургов "Евразия" и "Любимовка" в 2013 году, с тех пор поставлена в разных странах.
В ЦДР пьесу поставил молодой режиссер Филипп Виноградов, который закончил в 2012 году курс Крымова-Каменьковича на режиссерском факультете как художник-постановщик. Кстати, среди зрителей присутствовал и мастер курса Дмитрий Крымов.
Пьеса "Это всё она" затрагивает тему, которая касается в той или иной степени каждой семьи: в квартире живут подросток и его мать, отец его умер некоторое время назад, но явно был важным человеком для обоих, неким связующим звеном. Отца не стало, между матерью и сыном существует костюм отца, некий символ, служащий одновременно поводом для раздоров: сын считает, что костюм нужно выбросить, а мать - что его нужно почистить. Впрочем, для раздоров поводов более чем достаточно, причина лежит глубже - в недоверии друг к другу, в неумении слушать и слышать друг друга.
IMG_2585

2
IMG_2638
Дмитрий Крымов и Филипп Виноградов.

Мать, естественно, замотана необходимостью зарабатывать деньги и приносить продукты, берет на себя всё ("это всё она"), соответственно, и контролировать тоже хочет всё.
3
IMG_2612

Это удается ей плохо, ни времени, ни сил на душевные разговоры с сыном у неё нет. Главное, что её волнует, не гей ли её сын. Чтобы узнать это, она создает виртуальную девушку, вернее, страницу с именем Тоффи, начинает общение с сыном, пытается найти общий язык. Ей это удается, сын откликается на это виртуальное общение, открывается, доверяет девушке свои стихи. Казалось бы, это хрупкое доверие можно перенести в реальную жизнь. Захотела мать понять своего сына, нашла путь к его разуму, к его сердцу?
4
IMG_2610

Однако реальная жизнь куда более жестока, нежели придуманная. Драматург оставляет открытый финал, который не подразумевает оптимистических решений.
5
IMG_2601

Сын заходит в комнату матери, несмотря на её запрет, видит открытую страницу Тоффи и понимает, что разговор вел со своей матерью.

Мнения зрителей относительно дальнейшего разделились: кто-то посчитал, что парень покончил жизнь самоубийством, выбросился из окна, другие, в числе которых и я, решили, что сын пережил шок, но с жизнью не распрощался.
6
IMG_2596

Филипп Виноградов
7
IMG_2635
разделил зрителей, усадив их спиной друг к другу на длинный подиум, разделяющий помещение на две части.
8
IMG_2567

Половина зрителей оказалась лицом к лицу с сыном (Василий Никитин, студент ГИТИС, мастерская Владимира Панкова), вторая половина оказалась "в комнате" матери (Светлана Кочеткова).
9
IMG_2595

Я оказалась на половине сына, могла видеть его на расстоянии вытянутой руки, а вот его мать я практически не видела, только слышала, и то не всегда.
10
IMG_2593

Потому что звуков в спектакле было более чем достаточно - живая музыка (виолончель - Мария Любимова и электрогитара - Алексей Потапов), которую написала Анна Поспелова, порой заглушала слова матери.
11
IMG_2590

Я не поняла, было ли это задумано - Костя постоянно слушает в наушниках любимые группы, защищаясь от лишней информации, идущей от матери, - или это результат репетиционного процесса. Важен ли текст, произносимый матерью для зрителя, или он так же не важен, как и для сына, который слышать ничего не хочет?

В любом случае, раздражающая музыка соответствовала характеру героя, выводила из зоны комфорта, будила внутри состояние тревожности, в котором находится герой, создавала атмосферу, в которой живет подросток. Для меня как для зрителя такой прием оказался логичным, дающим эффект сопричастности к происходящему.
12
IMG_2589

Василий Никитин, несмотря на малый актерский опыт, эмоции героя передал достоверно: смерть отца стала отправной точкой отдаления матери и сына, желание женщины контролировать жизнь сына за неимением мужа, исходящее из стремления быть значимой, нужной, незаменимой, сковывает волю и свободу Кости, которому предстоит стать мужчиной, взять на себя ответственность не только за свою жизнь, но и за свою собственную взрослую семью, поэтому он бунтует против матери.
13
IMG_2587

Учит ли сына быть самостоятельным и ответственным за себя и других своей жизнью? Нет, она лишь навязывает сыну свое видение его самого, хотя и пытается угадать желания сына. Однако вместо щенка, о котором всегда мечтал мальчик, мать приносит в дом попугая, подменяя его желания своими.
14
IMG_2586

Конфликты между родителями и детьми неизбежны. Наступает возраст, когда любому ребенку нужно отделяться от родителей, становиться самостоятельными, получать свой собственный опыт, в том числе, негативный. Для того, чтобы перестать подчиняться воле отца и матери, ребенку приходится развенчать родителей, снять с них ореол праведности, пройти через разочарование, злость, ненависть, даже желание смерти, о чем Костя говорит неоднократно. Любовь ребенка к матери безусловна до поры, до времени, пока не накопился багаж боли, страданий от непонимания и, кажется поэтому, нелюбви. Сложный период для внутрисемейных отношений. В зависимости от того, как они пройдут этот период, они смогут или нет восстановить родственную связь на другом уровне, уровне равных друг другу взрослых людей, уважающих инаковость друг друга.

Такие матери-контролеры в нашей стране - распространенное явление. Гражданская война, революция, Отечественная война, репрессии привели к тому, что отцовство сводится зачастую к воспроизводству и к зарабатыванию денег. Связи между поколениями разорваны, традиций ведения семьи не сохранилось, женщины взяли воспитание в свои руки. Детский сад, школы, дом - матриархат рулит. Только в высшей школе мужчины преподают чаще, чем женщины, но к этому времени личность человека уже полностью сформирована.

Контроль, гиперопека, излишняя забота подавляют детей, делают из них в какой-то степени заключенных, когда шаг влево-шаг вправо расценивается как побег.

В психологии есть понятие "треугольник Карпмана" , или "треугольник судьбы". Это модель отношений, где один играет роль Спасителя (в данном случае, Мать), другой - роль Жертвы (в данном случае, сын), третий - роль Агрессора/Преследователя (в данном случае, то один, то другой оказывается в этой роли).
15
IMG_2626
Художник Анна Гребенникова придумала костюм Ворона для своего героя

Выбраться за границы этого треугольника сложнее, чем кажется, потому что никто из участников этих отношений не видит, что они периодически меняются местами: Спаситель может стать Жертвой, затем Преследователем, в зависимости от ситуации. Клод Штайнер: «Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует; Спаситель на самом деле не помогает, а Преследователь на самом деле не имеет обоснованных претензий".
16
IMG_2622

Дает ли спектакль ответ на вопрос "как надо жить", предлагает ли решение проблемы?

Нет.
17
IMG_2581

Должен ли театр давать эти ответы, советы, или он призван ставить вопросы перед зрителями, найти ответы на которые - задача конкретного зрителя?

После спектакля состоялось обсуждение увиденного.
18
IMG_2646

Осталось не так много зрителей, но обсуждение было очень интересным. Выяснилось, что каждый из нас увидел что-то своё, при этом проблема, поднятая в спектакле, касается всех.
19
IMG_2647

Владимир Панков высказал интересную мысль: запрещать детям пользоваться гаджетами недальновидно, потому что через несколько лет они станут взрослыми, войдут в мир, который развивается по своим законам, и им нужно соответствовать этим законам, обстоятельствам.

В более общем смысле: ребенку нужно позволять постигать, присваивать себе окружающий мир, даже если родителям не нравится то или иное.

Что такое театральный процесс для людей театра? В зале погас свет, то ли это был режиссерский ход, то ли случайность. Дмитрий Крымов тут же достал свой телефон и подсветил действие.
20
IMG_2615

Помогает ли этот спектакль услышать современную драматургию?
Несомненно, да.

Помогает ли этот спектакль услышать родителям и детям друг друга?
Думаю, да. Одна из зрительниц на обсуждении говорила о том, что услышала фразы, знакомые ей по собственной семье. Если это может повлиять на отношения, этого уже немало.
21
IMG_2611
22
IMG_2582
23
IMG_2576
24
IMG_2572
25
IMG_2597

Интересно будет увидеть готовый вариант спектакля на сцене ЦДР.

***
А ещё я только на обсуждении с удивлением поняла, сев на лавки для зрителей, что уже была в этом помещении. Несколько лет назад Даша Разумникова пригласила меня на спектакль "Вера и Велосипед" курса Крымова-Каменьковича, мы шли в темноте, дороги я не помню совершенно, т.к. вела Даша, поэтому ощущение дежавю поразило. Спектакль тот меня потряс, Маша Смольникова и Яна Осипова поразили меня до глубины души. Яна вообще потрясающая!! Открыла для себя гениальную актрису, дай Бог ей новых ролей (недавно видела её в сериале по 1 каналу и не узнала!!)

Ведь в прошлый раз в поисках Поварской, 20 я заплутала капитально, нашла с большим трудом, и совершенно во мне ничто не ёкнуло, когда я подошла к подъезду. Чудеса...

Tags: Театр, Театр 18-19, ЦДР
Subscribe

Posts from This Journal “ЦДР” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments