Дзё Канамори 1974 года рождения. 45 лет, а выглядит юношей. Стало быть, не просто талантливый труженик, но и человек светлый. В 17 лет он уехал в Европу, 10 лет учился и работал, но потом вернулся на Родину. Как метисы-мулаты, соединяющие в себе разную кровь и создающие особую красоту, так и Дзё, оставаясь японцем, обогатился европейской хореографией и культурой.
В Японии он создал театр Ноизм - "Нет "измам", в моем понимании, это антиштамп, антинаука, антитечение. Точнее - нет границам.
Что получилось, почему этот спектакль привез Чеховский фестиваль в Москву?
Фотографии сделаны перед спектаклем или в антракте. Запрет на съемку во время действия я не нарушала:)
Дзё Канамори смотрит в будущее, а потому сделал не классический хореографический спектакль, а синтетическое шоу, в котором соединил драматическое искусство, видео, стилизованное под театр теней, и хореографию, классическую, но это не традиционный балет, а новое прочтение. Ничего общего с известными постановками прошлых лет этот спектакль не имеет, кроме музыки Бизе и Щедрина.
За основу постановщик взял новеллу Проспера Мериме, из которой выделил в отдельную линию двух персонажей, которые обычно не значат ничего для действия - невесту Хосе Микаэлу и мужа Кармен Гарсиа Кривого. Невеста в спектакле показана домашней, заботливой, хозяйственной девушкой, которая любит Хосе, но спать ложится на отдельной кровати, соблюдая свою честь. За ней, между тем, ухаживает один из солдат роты, в которой служит Хосе. Получилась линия безответной любви: она любит её, она любит другого, который любит третью. Сдержанность девушки при женихе чисто японская, т.к. в определенный момент наедине с собой Микаэла страстно страдает от ревности.
На исход истории появление новых героев никак не повлияло, кого надо убили. Известная музыка получила другое наполнение, но всё успели закончить вовремя. Спектакль поставлен с некоторой долей юмора, который создает баланс между трагизмом смерти человека и возможностью выработать к ней безболезненное отношение. Например, когда гибнет тореадор Лукас, на артиста с именем Жоффруа Поплавский сверху падает чучело быка, погребая Лукаса под собой.
Мне показалось, спектакль подчинен идее порядочности, чести, борьбы со страстями, которые губят людей. В какой-то момент Кармен и Хосе в ужасе оказываются перед призраками тех, кто погиб из-за их безумной страсти, Кармен гадает на картах, каждый раз ей выпадает смерть, поверить она в этом не может, но возмездие настигает и её.
На сцене, помимо драматического актера, играющего роль рассказчика, рассказывающего историю знакомства с Хосе и с Кармен, есть ещё один персонаж - нечто вроде Руки судьбы, подкладывающего карты героям, а так же в конце первого действия повернувшего две карты к зрителям. На картах было по-русски написано: "Антракт 15 минут". А голос театра объявил, что антракт будет ровно 15 минут. Дисциплина японская:))
Спектакль интересен сплавом разных культур - европейской и азиатской. По мнению Дзё Канамори как представителя японской культуры, человек связан с Землей, имеет опору на земле, поэтому его хореография не воздушная, как в классических балетах, а земная, с долей вульгарности.
Узнаете Игоря Костолевского?:
Интересная трактовка "Кармен", наполненная японскими эмоциями и техникой танца. В отличие от наших балерин, которые тянут носок ноги, японские танцовщицы раскрывают пальцы ног веером, что тоже как-то приземляет героинь, превращая их в обычных девушек, которые соблазняют мужчин совершенно иначе, чем европейские девушки. Просто, доходчиво, понятно, без разночтений: движения бедер вперед-назад, уверенная поза с опорой на землю, недвусмысленные движения рукой по мужскому телу - и мужчина у твоих ног.
Порок торжествует, но недолго:)
Я оценила юмор постановщика, поэтому показываю вам его самого:)
Единственное, что не поняла: почему Хосе и Кармен сбрасывали парики в конце спектакля:)
Посмотрите, японцы даже на поклонах ведут себя иначе: выходят как все, главные исполнители последними, но и уходят в том же порядке, оставляя на сцене ведущих артистов.
Чеховский фестиваль радует, позволяя увидеть постановки, за которыми не поедешь в другие страны.
Ролик от Чеховского фестиваля.