Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Кармен", Компания "Ноизм" (Ниигата), Япония, пост. Дзё Канамори, Чеховский фестиваль

Передо мной сидел молодой японец, стройный, тихий, пропускал зрительниц на свой ряд (место у прохода) как-то ... по-японски, чуть не с поклоном. В конце антракта он выскользнул из двери, ведущей от сцены, незаметно уселся на своё место. Две женщины из зрительниц увидели его, приложили руку к сердцу и благодарили. Сидящий рядом с ними величественный Игорь Костолевский тоже поблагодарил на английском. Я заглянула в программку с фотографиями. Оказалось, что это тот самый постановщик спектакля Дзё Канамори. Не удержалась, постучала ему по плечу и тоже высказалась: "Итс вандефул. Тенкью". На что он улыбнулся и проговорил не очень уверенно на чужом языке: "Спа-си-бо". Вот что значит культура. Я вот по-японски кроме аригато ничего не знаю, но и не была уверена, что это спасибо. Дома проверила - спасибо, да, но произнести побоялась.
Дзё Канамори 1974 года рождения. 45 лет, а выглядит юношей. Стало быть, не просто талантливый труженик, но и человек светлый. В 17 лет он уехал в Европу, 10 лет учился и работал, но потом вернулся на Родину. Как метисы-мулаты, соединяющие в себе разную кровь и создающие особую красоту, так и Дзё, оставаясь японцем, обогатился европейской хореографией и культурой.
В Японии он создал театр Ноизм - "Нет "измам", в моем понимании, это антиштамп, антинаука, антитечение. Точнее - нет границам.
Что получилось, почему этот спектакль привез Чеховский фестиваль в Москву?
IMG_2250
Фотографии сделаны перед спектаклем или в антракте. Запрет на съемку во время действия я не нарушала:)

IMG_2252

Дзё Канамори смотрит в будущее, а потому сделал не классический хореографический спектакль, а синтетическое шоу, в котором соединил драматическое искусство, видео, стилизованное под театр теней, и хореографию, классическую, но это не традиционный балет, а новое прочтение. Ничего общего с известными постановками прошлых лет этот спектакль не имеет, кроме музыки Бизе и Щедрина.

За основу постановщик взял новеллу Проспера Мериме, из которой выделил в отдельную линию двух персонажей, которые обычно не значат ничего для действия - невесту Хосе Микаэлу и мужа Кармен Гарсиа Кривого. Невеста в спектакле показана домашней, заботливой, хозяйственной девушкой, которая любит Хосе, но спать ложится на отдельной кровати, соблюдая свою честь. За ней, между тем, ухаживает один из солдат роты, в которой служит Хосе. Получилась линия безответной любви: она любит её, она любит другого, который любит третью. Сдержанность девушки при женихе чисто японская, т.к. в определенный момент наедине с собой Микаэла страстно страдает от ревности.

На исход истории появление новых героев никак не повлияло, кого надо убили. Известная музыка получила другое наполнение, но всё успели закончить вовремя. Спектакль поставлен с некоторой долей юмора, который создает баланс между трагизмом смерти человека и возможностью выработать к ней безболезненное отношение. Например, когда гибнет тореадор Лукас, на артиста с именем Жоффруа Поплавский сверху падает чучело быка, погребая Лукаса под собой.

Мне показалось, спектакль подчинен идее порядочности, чести, борьбы со страстями, которые губят людей. В какой-то момент Кармен и Хосе в ужасе оказываются перед призраками тех, кто погиб из-за их безумной страсти, Кармен гадает на картах, каждый раз ей выпадает смерть, поверить она в этом не может, но возмездие настигает и её.

На сцене, помимо драматического актера, играющего роль рассказчика, рассказывающего историю знакомства с Хосе и с Кармен, есть ещё один персонаж - нечто вроде Руки судьбы, подкладывающего карты героям, а так же в конце первого действия повернувшего две карты к зрителям. На картах было по-русски написано: "Антракт 15 минут". А голос театра объявил, что антракт будет ровно 15 минут. Дисциплина японская:))

Спектакль интересен сплавом разных культур - европейской и азиатской. По мнению Дзё Канамори как представителя японской культуры, человек связан с Землей, имеет опору на земле, поэтому его хореография не воздушная, как в классических балетах, а земная, с долей вульгарности.

Узнаете Игоря Костолевского?:
IMG_2249

IMG_2253

Интересная трактовка "Кармен", наполненная японскими эмоциями и техникой танца. В отличие от наших балерин, которые тянут носок ноги, японские танцовщицы раскрывают пальцы ног веером, что тоже как-то приземляет героинь, превращая их в обычных девушек, которые соблазняют мужчин совершенно иначе, чем европейские девушки. Просто, доходчиво, понятно, без разночтений: движения бедер вперед-назад, уверенная поза с опорой на землю, недвусмысленные движения рукой по мужскому телу - и мужчина у твоих ног.

Порок торжествует, но недолго:)

Я оценила юмор постановщика, поэтому показываю вам его самого:)

IMG_2254

IMG_2255

Единственное, что не поняла: почему Хосе и Кармен сбрасывали парики в конце спектакля:)

Посмотрите, японцы даже на поклонах ведут себя иначе: выходят как все, главные исполнители последними, но и уходят в том же порядке, оставляя на сцене ведущих артистов.





Чеховский фестиваль радует, позволяя увидеть постановки, за которыми не поедешь в другие страны.

Ролик от Чеховского фестиваля.



Tags: Театр, Театр 18-19, Чеховский фестиваль
Subscribe

Posts from This Journal “Чеховский фестиваль” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments