Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Пушечное мясо", реж. Филипп Григорьян, МХТ

Студенты Мастерской Брусникина показали сегодня спектакль на Новой сцене МХТ, из чего следует предположение, что спектакль не дипломный, а станет частью репертуара МХТ.
Пьеса белорусского драматурга Павла Пряжко называется провокационно "Пушечное мясо". Ожидается, что речь пойдет о чем-то политическом, военном, грубом, мужском, грязном.
Черная сцена оформлена белыми декорациями: на полу пушистый мягкий ковер, кровать, стол, стулья, рамка для картины или фотографии тоже белые и пушистые. На сцене - три девушки в белом (Эва Мильграм в спортивном костюме, Ясмина Омерович в деловом брючном костюме, Мария Лапшина в летнем платье) и двое юношей в брутальном черном с подведенными черным карандашом глазами. Эва/Алина и Маша/Оля демонстративно без макияжа и яркого маникюра, Ясмина/Марина с красной помадой на губах.
Погружаемся в действие. Марина, хозяйка арт-галереи оценивает работы Алины с целью отобрать их для выставки. Театральная условность позволяет никаких работ зрителю не демонстрировать: актрисы переворачивают руками воздух. Работы Алины почему-то приводят Марину в состояние нестояния - она падает в обморок.
О войне нет и речи. В белых и пушистых декорациях актрисы ходят как роботы, говорят голосами бесстрастными, движения замедленные, будто происходит все не в реальности, а в каком-то артхаусном фильме. Размеренное действие, меланхоличное существование всех героев, методичное перемещение из одного луча света в другой (свет Максима Кашурина - это что-то новенькое и необычное для меня на Новой сцене, слом представлений о театральном свете), проговаривание повествовательного текста как бы со стороны, отстраненно от сиюминутного, производят впечатление аутичности происходящего. Как будто люди живут в параллельных реальностях, не касаясь друг друга, наблюдая друг за другом без чувств, погружены в себя.

Марина проговаривает, что Алина троллит людей в сети.
Алина рассказывает Марине, про что её фотокартины.
Оля умеет вызывать движение воздуха: после её колдовских взмахов руками и вздоха поднимается ветер.

Возникает ощущение, что ты находишься внутри чьих-то медитаций, которые не пересекаются никак.

Двое ребят - Никита Ковтунов и Кирилл Одоевский - создают фон. Никита (Отец) рассказывает свою часть истории, Кирилл - свою. Никита смотрит выразительно в зал, подведенные черным глаза гипнотизируют, удлиненное лицо с острым подбородком притягивает взгляд. Кирилл медленно проговаривает свой текст вкрадчивым баритоном, бархатным, завораживающим. Растрепанный длинноволосый подросток из недавнего спектакля "Школа для дураков" превратился в стильно подстриженного молодого мужчину с зализанными волосами, который колдует голосом, внушая зрителю медленное погружение в другую реальность.

Тебя убаюкивают. Никаких страстей. Шума. Противоборства. Артисты как будто в тумане, густом, как вата, в котором вязнет и тормозит любая страсть, агрессия, воинственность.

Даже пластический эпизод сделан как в замедленной съемке (пластика - Анна Абалихина), красивый, ребята даже берут на руки девушек, но бесстрастно, будто не люди, а антропоморфные создания соприкасаются друг с другом, демонстрируют некий вводящий в транс графический рисунок.

Действий практически нет. Есть рассказы про эти действия. Как будто все уже происходило в прошлом, а герои лишь констатируют факт, вспоминают.

Язык пьесы неожиданно чист от ненормативной лексики. Однажды я присутствовала на читке пьесы Пряжко на Любимовке, мата было столько, что необходимость в смысле исчезла, мат скрыл под собой все остальное, у меня сработала защитная реакция.

Пьеса "Пушечное мясо" написана чистым, красивым литературным языком. Почему-то я вспомнила рассказы Шукшина. В тексте есть поэзия, неспешный полет бабочки, дуновение ветра, медитация одиночества. Режиссеру и актерам удалось создать нечто тихое, спокойное, мирное, бесстрастное, бесконфликтное, несмотря на проговоренное, рассказанное про страх, агрессию, тролление, непонимание.
Можно так?
Может быть и такое пушечное мясо?
Это такой антивоенный, антиагрессивный манифест?

Спектакль короткий, идет всего 1 час 15 минут. Зал маленький. Артисты на расстоянии вытянутой руки. Артисты талантливые, разные, интересные. Была уверена, что Эва и Маша будут петь: зная, какие у них голоса, кажется неправильным не использовать их дуэт в спектакле. Но нет, ничего такого.
Ясмина Омерович играет жесткую, отстраненную от других героиню. Для меня в этой роли Ясмина открылась какой-то внутренней мощью. Каждая из девочек продемонстрировала умение филигранно переходить через границу эмоций. А что сделала Маша Лапшина в финале, невозможно передать словами. Тончайшее кружево интонаций.

Жаль, что нельзя было фотографировать. Пластика и постановка света способствовали отличным кадрам. Кинематографичный и фотогеничный спектакль получился.

На память о премьере - видео с поклонов.



Да, и ещё себе на память оставлю деталь.
Перед спектаклем за моей спиной разговаривали три женщины.
- На этой сцене шли наши спектакли "Пролетный гусь" и "Белое на черном".

Улыбаюсь - любимые мои спектакли Новой сцены. "Пролетный гусь" смотрен мною раз 15, "Белое на черном" я с трудом и болью еле досмотрела в первый раз, но потом нашла мужество и смотрела ещё раза три. Удивительные по хрупкости и глубине проникновения в душу спектакли любимого режиссера Марины Брусникиной. Слушаю чей-то разговор и улыбаюсь ностальгически. Но не оборачиваюсь посмотреть, кто беседует. Понимаю только, что "свои", родные, раз вспоминают именно эти спектакли. Совпали.

На поклонах девушка дарит розы создателям спектакля и протягивает одну из роз кому-то за моей спиной. Поворачиваю камеру заснять исторический момент, видимо, кто-то из причастных к созданию спектакля.

Рядом с ней сидит ... Марина Брусникина. Не в первый раз вижу её на спектаклях брусникинцев.

Это какие-то человеческие, теплые и важные моменты, свидетелем которых я оказываюсь. Хочется это зафиксировать и для вас. Мне видится это важным.

UPD. Чтобы не быть голословной, нашла на ютуб ролик, где Маша и Эва исполняют песню Сольвейг.


Tags: МХТ, Театр, Театр 18-19
Subscribe

Posts from This Journal “МХТ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments