Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

Сегодня - закрытие гастролей Коляда-театра в Москве

Покажут спектакль "Ревизор", который они привозили в свои первые гастроли в Москве в далеком уже 2006 году. В ЦИМе был неполный зал, бабули уходили во время действия, громко топая по фанерным ступеням. Возмутительный спектакль, где использована размоченная земля из цветочного магазина - грязь. Взятки - грязь, похоть - грязь. Вся труппа потом сцену отмывает от этой грязи. Бабушек возмутило, что Россию грязной показали, а что речь - про пороки, не заметили.
В 2008 году привела сына на "Женитьбу" Коляды. Он посмотрел, сказал, что это "не его эстетика". Бывает, что ж. Но свои впечатления аргументировал. Не стала бы постить это снова. Но в ЖЖ сейчас развивается дискуссия по поводу спектаклей Коляды среди тех, кто смилостивился сходить на его спектакли бесплатно, от жж-сообщества. Пишут, что не хотят "подавать милостыню мужчине".

Хотя и не подали вовсе, но оскорбились: пусть другие платят за билеты и сувениры, это ниже их достоинства - ходить в театр, смотреть работу артистов за деньги. Для них спектакли Коляды тоже - "не их эстетика". При этом одна дама, которая пишет "авации", "паказушный", то есть, явно в школе по русскому и литературе не особо утруждалась знания получать, не стесняется публично утверждать, что она "написала бы пьесу куда лучше, чем Коляда". Возникает резонный вопрос, почему она, уже довольно взрослая тетенька, до сих пор не написала "лучшую" пьесу, чем Коляда, почему её опусы никому не известны. Но задавать этот вопрос даме, которая про меня написала, что для меня "какашки любимого человека пахнут лучше, чем розы", не стала: нарвешься на очередное хамство.

Человек даже не смог увидеть в зеркале себя, что Коляда пишет пьесы как раз про таких, как она сама, только пишет с любовью и уважением к тем, кто недополучил внимания, любви, образования. Сам он в детстве большую сельскую библиотеку перечитал несколько раз. Оттого и пишет грамотно, и пьесы пишет, которые ставят по всему миру. И таких, как эта "лучший драматург мира", лайкает. Что вызывает настоящую гордость у женщины: "Между прочим, мой пост лайкнул Коляда-театр!"

Можно не воспринимать что-то как свое, не вопрос. Однако отзываться по-хамски о чужом творчестве в стиле "это искусство для быдла, тупого народа" - показывать себя именно как быдло, увы. Умный человек не поставит себя выше других, потому что уважает, прежде всего, Человека - самого себя, а значит, и другого.

Ниже - текст сына (ему было 19 лет) про спектакль Коляды, который - "не его эстетика". Один раз сходил и больше не ходит. Но и меня не оскорбляет не потому, что я мама, а просто потому, что понимает: даже если другой иначе оценивает что-то, это не повод уничижительно о нем отзываться. Имеет право думать иначе, можно просто пройти мимо, не самоутверждаясь за его счет.

***
"Я, человек молодой, циничный, страдающий юношеским максимализмом, в общем-то, понимаю, что данный эм… набор впечатлений от спектакля «Женитьба» Николая Коляды подвергнется редакции Аюшки, но все же хотелось бы сохранить чистый взгляд и холодное сердце в вопросе оценки этого произведения. К делу.

К творчеству Николая Коляды необходимо и при этом довольно-таки сложно быть готовым. Это непростое, неоднозначное, но необъяснимо интересное явление в российском и русском искусстве. И решительно определять его в какую-то уже существующую нишу нет ни смысла, ни необходимости. Коляда своей улыбкой говорит: «Да вы не беспокойтесь, я тут рядом постою», создавая тем самым совершенно отдельное и стоящее наравне со всеми направление в русском театре.

Конечно, при первом поверхностном взгляде может показаться, что на сцене происходит нечто напоминающее утренник в школе, но никак не серьезное представление и уж тем более спектакль. Слишком уж не привык взор современного зрителя к такому обширному набору выразительных средств: от павлиньих хвостов и ковриков до ультрафиолета, бьющего в глаза актерам из-за спины зрителей.

Но по прошествии какого-то времени мозг будто переключается на другой уровень, и там, где раньше виделась нелепость и домашнее безумие, вдруг оказывается очень даже продуманный режиссерский ход. Получается, что искать смысл в произведениях Коляды (конечно, конкретно «Женитьбе») – это как пытаться увидеть лес за деревьями. Сверху все видится четко и осмысленно, а вот если же окунуться с головой в само произведение, то ощущение будет странное. Произведение Коляды (и именно Коляды) получает смысл, если его брать исключительно целиком, а не разбирать по кирпичикам.

И тут мы подходим к вопросу о фигуре режиссера в спектакле «Женитьба».
От «Женитьбы» Гоголя осталось название и текст. Текст, который, собственно не очень и важен. Идея и исполнение единственного Автора театра Коляды – Николая Коляды в любом произведении будет именно Коляды, а не Гоголя, Шекспира или (почему бы и нет?) Достоевского. Спектакль по мотивам «Преступления и наказания» довольно неплохо вписался бы в ряд произведений Николая Коляды, на мой взгляд. Об этом я размышлял, наблюдая на сцене мертвого Николая Васильевича и живого и улыбающегося Николая Владимировича за сценой.

Подход Коляды к постановке шедевров мировой классики я бы взялся описать так (уж не бросайтесь камнями): взять «Джоконду» да Винчи и вышить ее крестиком на холсте. И тут уже важно не что, а как. Так же поступил, по моему личному мнению, и Коляда с «Женитьбой» Гоголя. Я ничуть не хочу уменьшить заслугу Коляды, просто Гоголь и Коляда столь масштабные явления в русской культуре, что когда они сталкиваются (а мертвые, как говорится, не кусаются) побеждает сильная натура и личность. В нашем случае, Коляда. Прямо-таки задавив своим духом Николай Васильевича, Коляда превратил «Женитьбу» Гоголя в «Женитьбу» Коляды. И это бы смотрелось совершенно обычно, будь Гоголь одним из современных драматургов новой драмы, но все-таки… классик. (Тут просто уж обида фаната Гоголя, простите).

Хочется добавить, что Коляда и его актеры, скажем так, не играют спектакль. Они играют в него. Так как по большой части актеры исполняют функцию грамотно расставленных исполнителей ролей театра Коляды, то зритель, не видя честной жизни актеров на сцене, с радостью отвлекается на подготовленные Режиссером завлекалочки. Шкафы, банки, самовары, женихи – «павлины», застенчиво трущие и лобзающие свои эм… статуэтки. Невообразимое число повторов и круговых движений, вводящих зрителя в подобие транса, из которого либо выходишь с четким осознанием идеи и роли Режиссера в этом спектакле, либо выходишь ни с чем. Коляда и сам понимает, что игра эта чувствуется в дыхании его новорожденного и вводит в «Женитьбу» гениальный эпизод кукольного спектакля, когда актеры с немного извиняющейся интонацией в голосе пытаются объяснить на примере кукол систему Станиславского. И тут мы наблюдаем три спектакля – кукольный, исполняемый куклами в руках актеров, собственно «Женитьбу» Гоголя, который актеры играют сами по себе, и «Женитьбу» Коляды, которую играют актеры театра Коляды в руках у самого Коляды. Эта телескопическая система выводит нас за рамки спектакля в руки Автора и Режиссера – Николая Коляды. И позволяет увидеть его произведение во всей красе и понять его смысл. Недаром она вставлена практически в самом начале спектакля.

Конечно, остается ощущение, что смотришь не спектакль, а подглядываешь за соседями и их жизненными разборками. Коляда разбирается в грязи, вытаскивая из нее то самородок, то алмаз. Притом, если другим режиссерам важен результат, то Коляда, по-видимому, получает чуть ли не большее удовольствие от самого процесса. И тут вновь всплывает тема игры. Коляда словно большой ребенок играет в свое творчество. Ребенок этот лишен взрослого цинизма, а потому там, где все смеются над грустным, Коляда плачет над смешным. Откровенно и искренне, что в нашем современном мире очень и очень ценно.

Спектакль глубок и интересен, но сам по себе, в отрыве от Гоголя=) (смайл прошу оставить). Единственно, не совсем ясно, зачем нужен был эпизод с избиением жены. То, что и так было понятно, сунули под нос и размяли пальцами. Там, где другой режиссер сказал бы «Стоп. Хватит», Коляда размахивается и бьет зрителя прямо по темечку. С другой стороны, в этом и есть Коляда – в искренности и неожиданном подходе к нашей реальности, вечной и немного балаганной. " (с)


Tags: Коляда
Subscribe

  • Из темноты пещер

    Сынок сделал новый мультик. К Юрию Гагарину относится с огромным уважением, на 2 курсе за свои деньги снял фильм про Гагарина. Говорил тогда, что…

  • "Керосин", режиссер Юсуп Разыков

    Посмотрела на он-лайн фестивале Дубль дв@ прекрасный фильм. Будучи в Узбекистане, открыла для себя этот народ с наилучшей стороны. Узбеки,…

  • Онлайн фестиваль

    Тем временем, с 6 апреля идет онлайн фестиваль российских фильмов, незаслуженно обойденных вниманием критиков и зрителей. Журналист "Российской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Из темноты пещер

    Сынок сделал новый мультик. К Юрию Гагарину относится с огромным уважением, на 2 курсе за свои деньги снял фильм про Гагарина. Говорил тогда, что…

  • "Керосин", режиссер Юсуп Разыков

    Посмотрела на он-лайн фестивале Дубль дв@ прекрасный фильм. Будучи в Узбекистане, открыла для себя этот народ с наилучшей стороны. Узбеки,…

  • Онлайн фестиваль

    Тем временем, с 6 апреля идет онлайн фестиваль российских фильмов, незаслуженно обойденных вниманием критиков и зрителей. Журналист "Российской…