Но в связи с этим хочу перепостить свой пост 2-летней давности. На спектакли Коляды приходит Лариса Рубальская, человек высочайшей нравственной культуры, которая всегда билет покупает, хотя может попросить входной. В этом и есть уважение к труду режиссера, артистов. Такая колоссальная разница в уважении к другому.
Позавчера на спектакль Коляды пришла Лариса Рубальская, в прошлом году она тоже приходила.

Николай Коляда ей очень обрадовался, спрашивает: "Тебе место дали?" - "Коля, я ещё в состоянии купить билеты сама". Человек уважает труд актеров, знает, что частный театр живет только на заработанные за билеты и сувениры деньги. Я тоже, хоть и дружу давно с Николаем Владимировичем, всегда покупаю билеты, книги, сувениры сама.
Простодушных и великодушных людей не так много, им нужно помогать.
В антракте мы оказались рядом, я сказала ей слова восхищения её творчеством, сказала, как хорошо она выглядит. По моему глубокому убеждению, основанному на наблюдениях, так выглядят только светлые люди.
Мы разговорились.
К моему удивлению, оказалось, что Лариса Рубальская знает Коляду лет 30, видела совсем его старые спектакли в Свердловской драме. Говорила о нем такие теплые слова, без пафоса, заумных терминов, очень просто. Чем больше я с ней общалась, тем больше влюблялась - удивительный она человек.
К ней подходили другие зрители, улыбались и говорили слова любви и благодарности. Лариса благодарно улыбалась, но потом говорила: "Да не за что, я ничего такого не делаю, тут моей заслуги нет".
Светлый, теплый, добрый человек, очень скромный. Её знает вся страна, её песни любят и поют, а она такая простая и легкая в общении, что говорит о её внутренней культуре, прежде всего. Она похожа на грелочку: пришел с мороза домой, а тут уютно, светло, тепло, и душа размякает, оттаивает.
Смотрите, как они рады друг другу, и как эта радость расплывается вокруг - видите, за спиной у Ларисы женщина улыбается тоже?

Объятия - такие объятия:)

ВКонтакте у Николая Коляды есть репост записи одной зрительницы, которая удивляется: почему другие режиссеры никогда не выходят к зрителям, не так доступны, как Коляда? Сам Коляда это делает, по его словам, чтобы заработать лишнюю копеечку - кланяется зрителям, показывая, как они важны для театра, подписывает программки, книги, слушает всех, кто хочет ему что-то сказать - тоже ведь такая грелочка. Это он для актеров Карабас-Барабас и Папа Карло в одном флаконе, а для зрителя - гостеприимный хозяин и слуга в одном флаконе.
А потому что он не боится зрителя, его мнения. Приятно слушать восторги, критику слушать неприятно. Всем. А творческому человеку особенно. Ведь для зрителя он и старается, и ставит те самые спектакли, которые критика свысока оценивает как "для кассы", а у Коляды, для которого эта самая касса ой, как важна, есть понимание, что простые люди много работают, тяжело работают, и если они пришли в театр, то им нет дела до высоколобых интеллектуалов, им нужно отдохнуть, порадоваться, прийти домой с хорошим настроением. "Только радость остается, только она одна", как говорит Коляда в одной из своих пьес.
Удивляет реакция этих самых высоколобых критиков.
Мне вчера сказали, как одна из критикесс московских высказалась в том духе, что искусство Коляды - для тупого народа, для быдла. Понятно, что не в газете, там она написала куда более обтекаемо.
И я вот думаю: отчего люди с таким уровнем внутренней культуры идут в культурные вузы, получают культурное образование и право вещать о культуре тому самому тупому народу/быдлу? Почему они думают, что полученное культурологическое образование позволяет им ставить себя выше других? Да, у них больше знаний, шире кругозор - театральный, в частности. Но почему только их критерии правильны, а критерии "тупого народа" - нет?
Зритель не дурак, как кажется, и не будет платить деньги за то, что нравится только критикам. Которые, замечу, обычно ходят в театр бесплатно. Высокомерная снисходительность по отношению к потребителю этой самой культуры - признак не такого уж высокого ума.
"Вас обманывает высота его каблуков" Мишель Монтень.
Такие разные люди от культуры: в одном человечность есть, а в другом отсутствует. Одна, известная, приходит за деньги и говорит теплые слова благодарности, а вторая, не очень известная, приходит бесплатно и говорит совсем другие слова. К Ларисе люди тянутся, а к неизвестной критикессе - нет.
Иногда мне бывает жалко людей, которые считают, что образование и интеллект - это самое главное и важнее, чем добрая душа. Спектакли Коляды - лакмусовая бумажка, определяющая способность души - не разума - трудиться над увиденным. Выучиться знаниям можно, а умение сострадать ни в каком вузе не преподадут.