Я люблю эту фотографию, сделанную в далеком 2007 году на поклонах после спектакля "Гамлет". Сняла снизу, как сама не люблю, - видны все складки, морщины, пережитые за жизнь страдания, боль и всякое прочее, что полосует красоту, молодость и внешность.
Люблю за то, что все это, пережитое Колядой, видно невооруженным взглядом. Как видна его душа, умеющая плакать, сопереживать, чувствовать, не стесняться своих чувств, открытая, подставляющаяся под обсуждение, осуждение, - в надежде быть понятой и позволить твоей душе зрителя, наблюдателя стать доверчивой, такой же открытой.
Его гнобят чуть не с юности. Особенный, отличный от других, понять которого - труд душевный, а кто хочет перетруждаться ради другого?
Вот он стоит на поклонах перед теми, кто принес в его театр денежку, выстраданную судьбой, смотрит куда-то вдаль и плачет. Не потому, что он переживает за всех Гамлетов, вместе взятых, а потому, что пережил счастье, радость, любовь, предательства, гонения, оскорбления и много боли, потому что его сердце только внешне имеет защиту из мяса и костей, а по сути - бьется у каждого из зрителей в ладони. Хочешь - прихлопни. Хочешь - прикрой нежно ладонью, чтобы укрыть от боли. Это тест на доверие, на открытость твоей собственной души, беззащитность сердца.
13 лет рядом с этим человеком. От безграничной близости до безграничного уважения. Уральский Шекспир. Гоголевский Чехов. Человек-праздник. Коля Коляда. 2-Коляда, как он подписывается обычно. Николай Владимирович. Коленька. Колюшка. Нежность.
Сначала увидела Человека. Личность. Прочитала случайные записи в ЖЖ, не зная автора, прониклась к нему уважением и нежностью.
Первый спектакль, который открыл для меня Коляду-режиссера - "Нежность".
"Запомни, милый, запомни – самое главное на свете слово: Нежность." Николай Коляда «Нежность»
Бережность, нежность, любовь.
Для равновесия человека у него в душе с одной стороны - Ангел, с другой стороны ... Как выстроить гармонию для устойчивости?
Человек видит Коляду так, как видит себя. Он - зеркало, в которое смотрятся люди. Зрители его спектаклей впадают в транс или уходят с отвращением. Безразличных мало. Хорошо ли это? Хорошо. Приятно, когда твоё творчество вызывает восхищение.
Однако, когда человеку отвратительно, дело в не в чужом творчестве, а в нем самом. Неприятие должно побуждать разобраться в причинах. Если человек нажимает на спусковой крючок, пистолет не несет за это ответственности.
Сегодня день рождения Николая Владимировича Коляды. Неудобного для многих. Матерщиника. Который оставит далеко позади многих высокодуховных, обсценную лексику не употребляющих, вполне себе ханжей, склонных диктовать другим, как им жить.
Масштабы созданных им спектаклей, сделанных добрых дел, при том, что он не стесняется денег просить,- не для себя, во имя Театра, - поражают. Когда успевает, диву даюсь.
Человек, который изменил мою жизнь, не воздействуя на неё сознательно. Живет и позволяет другим чувствовать, смеяться и плакать, быть собой на его спектаклях и не бояться проявлять свои чувства - не стыдно чувствовать, плакать, прощать себя и других, любить. Любить. Позволять себе любить. Позволять себе быть любимым.
Стыдно - ненавидеть.
Талантливых много. Гениев - единицы.
Для меня он - гений. "Среди удобрений" - ответил он как-то на моё смс после спектакля по его пьесе.
Начала писать "нет, не среди удобрений". Но стерла. Почему удобрения - это плохо?
Когда-то давно посадила перед зданием его театра на Тургенева, 20 розы. И каждый раз приезжала до начала фестиваля, покупала куриный помет и рассыпала под розами. Розы любят удобрения.
Однажды он вышел покурить на крыльцо, принюхался: "Что это говном пахнет?" Я покраснела. Типа, приехала Аюшка и говном запахло опять... Но ведь розы любят удобрения. "Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет." Прежде чем роза запахнет розой, она пахнет удобрением, говном. Не всё так просто, прекрасно, высокодуховно и пр. Чтобы роза расцвела, нужно удобрить её говном, оно - лучшее удобрение для роз.
Человек, повернувший мою жизнь от "никто меня не любит" к "меня любят все". Ни один родной человек, близкий друг не дал мне того, что нечаянно-негаданно дал Николай Коляда. Сколько буду жить, столько благодарить его за это.
А ему желаю самого важного - крепкого здоровья да столько любви извне, сколько он вовне отдает.
А остальное он заработает и купит.
Коля, я тебя люблю. Желаю тебе всегда ощущать, что ты любим тем человеком, который тебе дорог, важен здесь и сейчас для тебя самого. И долгих плодотворных лет жизни. Я в тебя верю! Ты дал мне столько счастья, пусть тебе вернется сторицей!
Цитаты из его ЖЖ kolyadanik
Долго искал себе картинку и нашел. Крысу, которая живет в театре и которая как раз сегодня играла в "Клаустрофобии" (а еще она играет в "Карлсоне" и в "Золушке") зовут Гойко Митич. Пусть у меня будет картинка Гойко Митич. Я ведь сам про себя говорю: я старая театральная крыса. Раньше я думал, что все будут кричать: "Нет, нет, вы молодая крыса!", когда таких криков я не услышал, стал спокойно говорить это зная, что никто меня переубеждать не станет: и крыса, и старая - однозначно.
На "Клаустрофобии" полнехонький зал, сидят, не шевелятся. В книге отзывов одна дама написала:
"Мне очень понравилась постановка. Хоть я и проплакала всё действие ..."
Милая моя, я тебя обожаю.
Я баран полный в компе. И не только в компе.
Вот я,например, ничего не помню. То есть, я очень ярко и хорошо помню всё-всё-всё (я пока не в маразме), но почему-то когда другие рассказывают мне про то, что я помню, они всё это помнят как-то совсем наоборот или не так. Вот сейчас позвонила моя ученица Чичканова и стала мне рассказывать, что было на банкете после "Ревизора", а это было месяц назад, и я не пил на банкете, я не пьющий (хоть и голый хожу), она рассказала мне кучу всего, что я не увидел на этом банкете. Или увидел, но не запомнил. Я помню всё, но что-то другое. Как это так?
К чему это я?
К тому, что я баран во многом.
Я сегодня опять нашел ручку на полу. Я их каждый день по три штуки нахожу на улице и везде. Это означает одно - Бог мне говорит: не занимайся херней, а садись пиши пьесы. А я спектакли ставлю, думаю, как выдать завтра зарплату, чем выдать, и откуда взять деньги, как ремонтировать помещение, ну и прочее, прочее.
Ба-ран. Садись, пиши девяносто первую пьесу, баран.
Сейчас сам буду ставить сказки Ширяевой Тани "Маша и медведь" и "Колобок": худруку достается самая тяжелая работа, так как денег можно заработать только детскими спектаклями. Но это пока. Скоро очередь за билетами в наш театр будет загибаться за угол музея, как на яйца Фаберже.
Какая-то радость вдруг в душе проснулась: как хорошо, какие милые книжки, всё я когда-то читал, это было в той какой-то далекой, светлой жизни и каждая книжка была тайной, как было это здорово читать до 5 утра, а мама ругалась, что «свет палишь». Какое это было счастье в детстве: читать книги, насыщаться ими. Как вкусно пахли книги в библиотеке, какой у каждой книжки запах хороший был (так же вкусно пахнут кулисы в театре, какой-то особой пылью).
Ну вот. Ходил по библиотеке, смотрел книги.
Взял в руки книгу стихов Пастернака и открыл наугад (будто поворожил) на первом попавшемся листе и вдруг:
Не слушай сплетен о другом.
Чурайся старых своден.
Ни в чем не меряйся с врагом,
Его пример не годен.
Чем громче о тебе галдеж,
Тем умолкай надменней.
Не довершай чужую ложь
Позором объяснений.
Ни с кем соперничества нет.
У нас не поединок.
Полмиру затмевает свет
Несметный вихрь песчинок.
Пусть тучи пыли до небес,
Ты высишься над прахом.
Вся суть твоя - противовес
Коричневым рубахам.
Ты взял над всякой спесью верх
С того большого часа,
Как истуканов ниспроверг
И вечностью запасся.
Оставь врагу его болты,
И медь, и алюминий.
Твоей великой правоты
Нет у него в помине.
1941
ВСЁ КРУТО
Всегда я всё преувеличиваю. Зря вот ныл сегодня. Народу был полный зал. Всё прошло замечательно. Нет проблем.
На улице всё в два дня растаяло. Театр затопило,но воду вычерпали. После Ревизора было много грязи на сцене, но быстро все вместе вымыли. В театре было душно, но проветрили.
Один друг тут мне посоветовал, как жить, но я его послал на хуй.
Очень все просто.
Нет проблем.
У меня вообще никаких проблем нет.
Нельзя никому даже щелочку приоткрывать, вот что я понял давно. Потому что все всё превратно понимают: лезут с советами, учат жить, блядь. Никому никогда ничего не рассказывайте. Молчите лучше.
Буду в ЖЖ сейчас только байки театральные печатать: ха-ха-ха, сю-сю-сю, весело как, всё заебись как!!!!!!!!!
НОЮ
Писал рассказы – мне говорили: зачем тебе, ты же хороший артист, это не твое!
Начал писать пьесы – мне говорили: у тебя пьесы не получаются, пиши рассказы!
Написал одну пьесу, дал почитать уважаемому человеку, вроде бы – знатоку, он мне, прочтя пьесу, кинул экземпляр через стол брезгливо и сказал: барахло это. Прошло десять лет, и тот же человек сказал мне об этой пьесе: лучшее, что у тебя написано – это вот эта пьеса.
Начал ставить спектакли – мне говорили: занимайся своим делом, пиши пьесы, не лезь в режиссуру!
Стал начальником в «Урале» - все хором стали говорить: уходи в театр, ты же ничего в прозе и в поэзии не понимаешь!
Писал пьесы по шесть штук в год, написал 90 – мне говорили: куда ты столько пишешь, нужна остановка, осмысление, нельзя же так гнать!
Сделал паузу – мне стали говорить в глаза: пиши пьесы, не ставь спектакли, хватит их, а за глаза: он исписался, ему сказать-то нечего.
Начал преподавать в институте – ну, какой из него педагог (слова Есина).
Ставил в драме спектакли – все ругали их. Ушел из драмы, стал ставить в своем маленьком театре – теперь наоборот: вот тогда было искусство, а теперь …
Причём всё всегда говорилось от души и с искренним желанием помочь заблудившемуся.
Как так?
Они всегда всё лучше знают.
Хорошо, что я всегда всё делаю наоборот их советам.
Прошу прощения.