Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Беги, Алиса, беги", реж. М. Диденко, Театр на Таганке

Этот рассказ мы с загадки начнём —
Даже Алиса ответит едва ли:
Что остаётся от сказки потом,
После того как её рассказали?
В. Высоцкий

Чем чаще я бываю в Театре на Таганке, тем больше восхищаюсь новыми спектаклями, поставленными при Апексимовой. Совершенно очевидно, что эта женщина совмещает в себе противоречивые таланты, творческий актерский и менеджерский. За 3 года её руководства Театр на Таганке не просто ожил, но помолодел, похорошел, творчески хулиганит, соблюдая баланс между банальным эпатажем и традицией преданности памяти о Театре на Таганке.
Ирина Апексимова, придя на Таганку, получила в подарок от одного из рабочих сцены пластинку Владимира Высоцкого "Алиса в Стране Чудес". Такая пластинка и у меня есть. Отметить 80-летие Владимира Высоцкого, символа Театра на Таганке, Апексимова решила постановкой спектакля про Алису, но как сам Высоцкий написал радиопьесу по-своему, так и спектакль Таганки тоже сделан в духе Высоцкого, по-своему.
"Беги, Алиса, беги" - спектакль, лишь отдаленно основанный на взрослой сказке Льюиса Кэрролла, а из радиосказки Высоцкого остались только стихи. Практически новую пьесу написал для спектакля Валерий Печейкин, а новую музыку к стихам Высоцкого - Иван Кушнир, который плотно работает с режиссером спектакля Максимом Диденко. Сценографию и костюмы придумала художник Мария Трегубова. Очевидно, молодая талантливая команда создателей получила карт-бланш на постановку, потому что все они свободно и смело разгулялись и создали феерическое сценическое действие, смотреть которое - несказанное удовольствие.

Ради такого случая я купила довольно дорогой билет в 3 ряд. Сразу обратила внимание, что сцена переоборудована под музыкантов: слева и справа на сцене - места для оркестрантов, слева в сцене ниша для дирижера. Передняя часть сцены, как оказалось, фрагментами поднимается и опускается, позволяя героям выходить в зал и подниматься на неё из зала, меняя пространство и ломая привычные представления о театральной сцене.

На сцене практически нет декораций, занавес способен перемещаться вглубь и разворачиваться, разделяя место действия буквально по ходу.

Живая музыка и пение, динамичное действие, продуманная современная хореография, фантастические по красоте и замыслу костюмы и грим, отличная игра артистов увлекают настолько, что превращаешься в ребенка, который верит, что попал в сказку.

Чуть впереди сидел единственный на весь зал ребенок (спектакль заявлен как +16), очевидно, подружка юной актрисы, я иногда подсматривала за ней - вы бы видели её глаза, в них было столько восторга чудесами, которые сотворили создатели спектакля!

Зритель увидит сразу четырех Алис - маленькую девочку в исполнении Анастасии Мутигуллиной, Алис 2,3 - соответственно, Дарья Авратинская и Екатерина Рябушинская, а так же Алису Ночи (Александра Басова).
Червивую Королеву сыграла Ирина Апексимова, отличной форме которой я порадовалась в очередной раз. Когда она успевает следить за собой, диву даюсь. Женственная, пластичная, гибкая, соблазнительная - Королева, правда.

Мартовский Заяц и Белый Кролик сделаны как ростовые куклы, Чеширский кот носит огромную голову, но без улыбки.

Четыре Алисы на сей раз, по воле Печейкина, попадают в абсурд советского/российского существования. Драматург вряд ли стремился повторить особенности текста Кэрролла, акцентируя внимание на типично русских шуточках вроде "усы, лапы и хвост мои документы" или намекая на суд над Серебренниковым. Мне показалось, что такое осовременивание, близкое к "утром в газете, вечером в куплете", с претензией на обобщение или политический протест, не выглядит остроумным, на сатиру мало похоже, в итоге вышло серединка на половинку, невнятно и не сказать, чтобы злободневно. А уж сцена, когда выходит "Высоцкий" в виде огромной пластиковой головы и говорит голосом его сына Никиты, совсем выбивается из спектакля. Как и исполнение песни "ансамблем Высоцких" - на стульях сидят несколько актеров с гитарами в руках, вместо их лиц - белые овалы, на которых транслируют лицо Владимира Высоцкого, - производит впечатление притянутой за уши. То есть, фактически это в духе спектакля, но практически выглядит чужеродным.

Однако визуально происходящее на сцене настолько красиво, что придираться к тексту и таким моментам не хочется. Хореография Владимира Варнавы и костюмы Трегубовой завораживают и создают атмосферу сказки, смешанной с реальностью.

Актерские работы все великолепные! Дарья Авратинская не так давно окончила вуз, а уже уверенно играет главные роли, прекрасно поет. Маленькая девочка Настя в роли Алисы смотрится отлично. У Екатерины Рябушинской не только хороший голос, но и красивые ноги! Белые колготы, в которых три Алисы бегают по сцене, превращают актрис в родственниц. Черная Алиса Ночи (Александра Басова) в идеальном гриме отлично поет и двигается. Ирина Апексимова горделиво командует, смело взлетает под потолок сцены, выплясывает в кожаных штанах и пускает слезу в нужный момент. Мужественно носятся по сцене запрятанные в тяжелые жаркие костюмы Мартовский Заяц (Дмитрий Высоцкий) и Белый Кролик (Никита Лучихин), лукаво заигрывает с Алисой Чеширский Кот (Александр Метелкин, которого я в очередной раз рада видеть на сцене). Обалденная Екатерина Варкова в роли Синей Гусеницы - у неё тоже особый грим, как у Алисы Ночи: лицо и плечи синие, ресницы и губы светлые, а как грациозно она двигается в роскошном гусеничном костюме!! Роскошный вальяжный Константин Любимов в очередной раз впечатлил: каждый раз, когда вижу на сцене этого актера, улыбаюсь.

Я осталась в восторге, прекрасный музыкальный спектакль доставил мне огромное удовольствие.

В гардеробе девушка, работница театра, спросила, как мне спектакль. Отвечаю, очень понравился, спрашиваю, а как ей самой? "Очень нравится!" - с благоговением в голосе произносит девушка.
Мне нравится, что в театре зрителей обслуживают молодые люди, влюбленные в свой театр-дом. И молодежь, пришедшая в актерскую семью Таганки, проявляет себя очень талантливо.

Обязательно схожу на этот спектакль снова, только сяду теперь подальше, чтобы видеть всю картину, а не разглядывать артистов и детали костюмов и грима, чтобы внимательнее слушать текст, ибо пока цельного впечатления не составила. Ибо даже песни Высоцкого совершенно не узнала из-за новой музыки.

Обратите внимание, на поклоны выходят и рабочие сцены, которые появляются и во время спектакля. Словно таким образом Ирина Апексимова выражает благодарность за пластинку и стимул создать этот спектакль.



Театр на Таганке расцветает.
Мне нравится, что Ирина Апексимова по-женски чутко строит театр, отличный от других, доброжелательный, гостеприимный, щедрый на удивление и готовый принимать совершенно разного зрителя. Нравится, что нет Главного Режиссера, а приходят молодые, разные, дающие свой, отличный от других, взгляд на Театр, передающие свое отношение к миру, задающие разные вопросы, разбирающие разные темы. За эти 3 года театр стал привлекательным для зрителя. А что молодые артисты поверили в этот театр и с радостью себя там реализуют, вообще здорово.

Успеха им всем, талантливым и трудолюбивым людям.
Подсела на Таганку, однако:) Теперь надо смотреть "Баню", Богомолова (возможно, именно Таганка позволит мне лучше его понять)...

Tags: Таганка, Театр, Театр 18-19
Subscribe

Posts from This Journal “Таганка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments