Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Чайка 73458", реж. Д. Казлаускас, Театр на Таганке

Дайнюс Казлаускас родился в Литве в 1971 году, то есть, он - человек ещё советского времени, что не может не оставить отпечатка, пусть даже на прибалта, - программа по литературе в школах была одинаковой, учили нас похоже. Окончил актёрско-режиссёрский факультет Литовской Музыкальной Академии в 1993 году. Ему 47 лет - возраст, в котором человек осмысливает свой опыт, делает акценты на том, что соответствует его нынешним вопросам, на которые он ищет ответы. Интересно, как он видит стертую до дыр другими поколениями режиссеров пьесу Чехова.

Дайнюс Казлаускас: «У зрителя есть возможность посмотреть на эту историю Треплева с перспективы вечности, которая в контексте вечной ночи то оживает тёплыми, наполненными жизнью красками, то вновь погружается в холодный мир воспоминаний».

Это всё я узнала до спектакля, пытаясь понять, почему именно этого режиссера пригласила для постановки классической пьесы А.П. Чехова директор Театра на Таганке Ирина Апексимова.
Вчерашний спектакль получился урезанным: судя по отзывам первых зрителей, в начале спектакля присутствовал актер, символизирующий раздумья Треплева, каким бы он стал, не случись рокового выстрела. Буду писать о том, что увидела сама.

Сцена, оформленная "по-дачному" досками как прообразом вагонки, отделена от зрителя "озером". Герои Чехова разговаривают, страдают, рефлексируют, влюбляются на фоне длинного стола, заставленного подсвечниками из ветвей деревьев, саквояжами, стопками книг, как будто питаются люди вещами, а не пищей. Посередине стола стоит портрет самого Антона Палыча. Взирает на все происходящее, как должен был взирать артист Юрий Смирнов в левой части сцены, по задумке режиссера, чего не случилось в этот раз.
IMG_5188

Ни одного счастливого человека в этой пьесе нет. Да и вообще, Чехов любил описывать людей, страдающих бездельем дурью рефлексией. Посмотришь так все пьесы Чехова подряд и поймешь, почему случилась революция. Надо работать, да, чтобы увидеть небо в алмазах...

Любви, похоже, тоже нет ни в ком: как будто эстафетная палочка страданий передается от одного героя другому. Каждый любит того, кто любит кого-то другого.

Название спектакля с пятизначным числом демонстрирует, что количество постановок этой пьесы приближается к 75 тысячам, каждый видит в этой довольно бесхитростной истории что-то свое.

Дайнюс Казлаускас решил показать историю, сделав акцент на молодом человеке Константине Треплеве, мать которого - актриса, играет в самые неподходящие моменты отношений, словно находится на сцене. Прячет ли она свои настоящие чувства таким образом, или же прячет их отсутствие?

Ирину Николаевну Аркадину играет Ирина Апексимова. Директор Театра на Таганке. Здорово, что режиссер пригласил её сыграть в этом спектакле.

IMG_5179

Ирина Апексимова находится в отличной женской и актерской форме. Её Аркадина красива, стройна, сексапильна, томна, любит показать себя в лучшем виде, умеет принять соблазнительную позу - веришь, что такая женщина способна удержать возле себя молодого любовника и победить юную соперницу: от таких женщин не уходят навсегда.

IMG_5178

Молодую её соперницу Нину Заречную играет Дарья Авратинская, дочь Ирины Апексимовой.

Маленькое отступление.
На спектакль я пригласила незнакомую мне женщину из Узбекистана. В фб мне написала её сестра, спросила совета, куда пойти после учебы её Гузальхон. Мне понравилось, что человек приехал в Москву и хочет увидеть как можно больше. Воспоминания об узбеках настолько теплы, что я решила быть как узбек и проявить гостеприимство в их духе. Накануне Гузаль ходила на антрепризу в Содружество актеров, мне захотелось дать ей возможность сравнить два разных подхода к постановке спектакля, и я позвала её с собой. Перед началом постаралась подготовить её, рассказала про режиссера, про актеров, упомянула, что и дочка Апексимовой тоже будет играть, обещала показать её на сцене. Сидели мы друг за другом, я не стала мешать зрителям, а в антракте Гузаль сказала, что и без моих объяснений все поняла: "Порода видна". Я только заулыбалась. Дарью я видела ещё студенткой ШС МХАТ, не знала, что это дочь Апексимовой, но уже тогда отметила эту девочку.


За годы, прошедшие после окончания вуза, Даша выросла в хорошую актрису.

Всегда интересно видеть на профессиональной сцене тех, кого я видела студентами. Ребята выходят во взрослую жизнь, остаются без поддержки мастеров, сталкиваются с самостоятельной жизнью в жизни и в профессии, им приходится решать множество вопросов, искать себя на сцене, исполнять волю разных режиссеров, проявлять те качества, которые были до сей поры скрыты. Этот жизненный опыт порой дает артисту куда больше, чем количество сыгранных ролей. Пропуская через себя эмоции от разнообразных событий, актер получает возможность использовать прожитое в своих ролях, наделяя своих героев нюансами, которые делают их живыми, узнаваемыми зрителем.

IMG_5215

Даша сыграла сначала пылкую девушку, мечтательную, влюбившуюся в Талант скорее, чем в Мужчину. Она дорисовала в Тригорине прекрасные черты, влюбилась не столько в него, сколько в его славу и в свои фантазии, связанные с его славой.

IMG_5186

Нина Авратинской красиво тянет носочки, подсознательно повторяет позы Аркадиной, словно пытаясь таким образом отбить Тригорина у Аркадиной, будто хочет прожить её жизнь по-своему по праву более юной. Кровное родство Ирины Апексимовой и Дарьи Авратинской играет усиливающую роль в сходстве между опытной актрисой и девочкой, мечтающей быть на неё похожей. Однако подобие всегда хуже оригинала, важно искать собственную уникальность, которая дана каждому. В начале действия она буквально летает по сцене в белом, тонкая, хрупкая, нежная, как её мечты.

Нина появляется на сцене спустя годы в черном платье с круглой светлой кокеткой, элегантная, но уже не столько хрупкая, сколько изможденная горем и неудачной личной и сценической жизнью. Нина плачет, Дарья размазывает слезы по лицу. Рядом сидели две девушки, одна изумленно прошептала: "У неё тушь потекла". Поняла ли она, что это задумано режиссером, а не случайная оплошность актрисы, которая показывала, насколько Нине безразлично, что подумает о ней Треплев, находившийся рядом в этой сцене. В этом жесте - отличие Нины от Аркадиной, она не станет искать платок, чтобы красиво прижать его к глазам, изображая слезы, как это показал режиссер у Аркадиной.

IMG_5209

Тригорин в исполнении Василия Уриевского - меланхоличный мужчина, которому, кажется, все равно, с кем быть, он словно плывет по течению, его запросы невелики, он просто выбирает, с кем ему приятнее и спокойнее на данный момент. С кем удобно.

Маша (Галина Володина) - девушка с зависимостью, она то нюхает кокаин, то пьет горькую. Имея отца, который любит всех ограничивать, не умея выйти за рамки другим образом, неудивительно, что Маша находит такой способ создавать себе жизнь иллюзорную

А что же Константин Треплев?
Его играет Александр Метелкин, которого я тоже видела в студенческих спектаклях и имею возможность видеть в разных ролях на Таганке. Вижу, как он растет, какие разные роли он играет. Видела его романтичным влюбленным, обольстительным и ускользающим Коровьевым, экзальтированным Васенькой в "Старшем сыне", вчера - трагическим Треплевым.

Кто такой Треплев? О его отце мы ничего не знаем. Мать - известная актриса, которая поглощена своей карьерой, внешностью, личной жизнью. Ей нет дела до сына. Все его начинания она подвергает критике, не давая молодому человеку возможности гордиться своими успехами. Он пытается и в своих глазах, и в глазах матери состояться, дотянуться и перерасти её молодого любовника, чтобы заработать восхищение матери. Однако все его попытки тщетны. Если сын не получает восхищения матери собой, ему трудно быть любимым другими женщинами. Вот и Нина, в которую Костя влюблен, тоже увлекается любовником его матери. Усилия, которые Треплев предпринимает, чтобы выбраться из этой опутывающей нелюбви, ни к чему не приводят, он теряет смысл жить дальше.

Смотрела вчера на Александра Метелкина на сцене Таганки, а вспоминала, каким видела его в Учебном театре ШС МХАТ. Нашла сейчас старый пост с фотографиями и поразилась.



Быстро меняющееся лицо уже тогда демонстрировало, что парню подвластны разные краски для изображения персонажа.

А вчера он уже был такой:
IMG_5213

IMG_5224

IMG_5226

IMG_5180

Возмужавший артист, который умеет точно выразить чувства своего героя. Зная, как много он работает над своей физической формой, уверена, что мы его увидим в сериалах и в большом кино, такие синтетические артисты, готовые работать, не жалея себя, красивые, многоплановые, должны быть востребованы режиссерами и зрителями.

Режиссер и художник спектакля костюмам Индре Пачесайте придумали красивую сцену, когда Нина Заречная "плывет" по озеру. Все костюмы элегантны по-европейски и очень театральны.
Ещё одна сцена разрядила обстановку - появление собаки. Которая словно выискивала кого-то в зале:) Зрители оживились и зааплодировали.

IMG_5184

Команда, которая работала над спектаклем - литовская. Художник по свету Дарюс Малинаускас, композитор Игнас Юзокас, сценограф Индре Пачесайте и режиссер Дайнюс Казлаускас показали свою версию "Чайки", взгляд снаружи, чуть отстраненный, чуть холодный, по-европейски стильный спектакль с неожиданным акцентом - в нужные моменты в зал направлены красные софиты, должные означать взгляд Дьявола, что придает мистики действию.

В финале спектакля Треплев лежит рядом с чучелом чайки. По другим фотографиям знаю, что должен был сидеть зрелый Треплев (Юрий Смирнов). Представила себе эту картину и подумала, что останься жить несчастный Костя, увидел бы свою жизнь и, кто знает, не застрелился бы. Потому что смысл жизни - сама жизнь. Успех - это всего лишь миг.

IMG_5227

Интересная трактовка "нашего всё" Антон Палыча. Зал был полон, принимали хорошо.
Поклоны:

Tags: Таганка, Театр, Театр 18-19
Subscribe

Posts from This Journal “Таганка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

Posts from This Journal “Таганка” Tag