Сегодня в аэропорту Ургенча оформляю билет и багаж. Пока затаскивала чемодан на ленту, девушка уже выписала мне билет. "Ой, - говорю, - а можно мне у прохода?" - "Я уже вам выписала у окошка, но сейчас исправлю, правда, впереди уже нет мест у прохода". - "Ничего, мне можно и в хвосте". 12с вместо 12f. В очереди на контроль они мне говорят: "Идите вперед, у нас все женщины идут без очереди". И правда, они все идут без очереди, в очереди стоят только русские женщины.

На пограничном контроле стоит суровый пограничник, я разбираюсь с вещами, размножившимися после поездки, он мне говорит строго: "Снимите очки". Сличает с фотографией. Я поспешно снимаю солнцезащитные очки - действительно, что мне скрывать? - и широко улыбаюсь ему, типа, пожалуйста, смотрите, мне не жалко.
Он тоже начинает улыбаться, потом говорит: "Красивая!" и отдает мне паспорт. Прижимаю руку к сердцу, говорю "Рахмат", как у них принято, чем продлеваю его улыбку на лице. Для них "спасибо" с прижатой к сердцу рукой - традиция, типа, от души сказано. И мне эта традиция нравится.
Воду там в аэропорту не отбирают, так что я спокойно выпила бутылку воды, которую мне подарил в отеле прекрасный узбекский юноша Юсуф, главный администратор гостиницы.
Нигде я не получала столько деликатного мужского внимания, уважительного и искреннего, как в Узбекистане. Узбеки столько добрых слов мне наговорили, что я воспарила там, понимаешь:)
В самолете - практически одни узбеки, практически одни мужчины. Двое мужчин летят с маленькими сыновьями. БЕЗ МАМ!! Одному мальчишке года полтора-два, он уже ходит, папа то носит его на руках, то водит за ручку. Ребенок почти ни разу не закапризничал даже на посадке. Папа вообще выпустил его побродить в носочках по салону.
Отправилась в туалет в хвосте самолета. Вижу, лежит на крайнем сиденье грудной малыш, над ним наклонился папа, машет перед его лицом носовым платком, тот хохочет, заливается от счастья, сучит ножками с голыми ступнями. Картина умилительная! Тут я соображаю, что мамы-то нет. Спрашиваю, вы без мамы, что ли? - "Да, мама нас в Москве ждет. Мы ездили погостить на месяц". - "А сколько же вашему малышу?" - "8 месяцев". - "Ох, я бы не отпустила мужа с таким маленьким ребенком. А чем же вы его кормите?" - "Смесями". - "У мамы молочко закончилось?" - "Да". - "Бабушки, поди, плакали, когда вы уехали?" - "Да". И все время улыбается. Высоченный узбек, под метро 90, с этой крохой на груди смотрится трогательно. Его сын вообще не заплакал ни разу за 3 часа. На выдаче багажа мужчина меня увидел, разулыбался. Спрашивал у меня, как мне Узбекистан, очень порадовался, что мне понравилось.
Пограничник тоже спрашивал, как мне у них в гостях. Не успела я открыть рот, как он говорит: "Вы скажите, что не понравилось, мы будем учитывать и исправлять наши ошибки". Отвечаю, что все понравилось.
Прилетаем в Москву. Стою в очереди на паспортный контроль в числе первых. Две девушки на контроле спрашивают у узбеков цель поездки, просят стать ровно, возраст и т.п. Узбеки больше частью не понимают вопросов и послушно просто стоят, боясь сделать что-то не то. Я уже за них переживаю, понимаю, что я у них в гостях выглядела не лучше. Мне так одна девочка и сказала изумленно: "Вы не говорите по-узбекски?" Типа, ну ваще! Да, не говорю! Даже имена мне сложно запоминать, что говорить про язык! И им сложно наш язык знать, если не учили. А едут сюда чаще те, кто не учил язык. У нас про Джамшудов сериалы снимают смешные, а мы чем лучше у них там без языка, я например, названия отелей постоянно путала, даже умудрилась заселиться совсем в другую гостиницу, чем мне забронировали.
Подхожу к окошку, девушка мне: "А вас каким ветром туда занесло?" - "Хотела посмотреть, как там живут люди.". - "И как вам?" - "Ой, я в восторге: просторно, много зелени, очень чисто, ухоженно, они все такие доброжелательные, всегда готовы помочь..." - "Да, если тут проблема у кого-то, они всем самолетом бросаются решать". - "Да, они простодушные, как дети". - "Да, мы это тут видим каждый день. Стоят такие амебки"... Я понимаю, что девушка не хотела никого обидеть, но меня прям шкрябнуло. С дисциплиной у узбеков совсем иначе дело обстоит, их воспитывают иначе, они более привержены традициям. И это неожиданно мило и сердцу приятно - быть среди них. В каком-то смысле, они выше многих из нас по духовному уровню, в отношениях между людьми. Совсем они не амебки.
Ладно, иду за чемоданом. Жду минут 30, вспоминаю, как 2 часа ждала чемодана в Симферополе. начинаю мысленно перебирать вещи, которые в чемодане остались. Потом иду в розыск багажа, снова к ленте, там ещё несколько человек ждут чемоданы. Узбек, который в дьюти-фри уговаривал меня купить для мужа узбекскую водку - "ваш муж в следующий раз попросит ему привезти водку" (сомнений в том, что следующий раз будет, у него нет), - смотрит на занавесочку, из которой выплывали чемоданы, и мне внушает надежду, что сейчас найдут нашу тележку и отдадут чемоданы.
В розыске мне говорят: "А у вас стекло было в чемодане? Может, возле стойки "Информация", там нестандартный багаж стоит". - "Стекла нет, чемодан обычный". Но иду к стойке, что делать. Да, стоит мой миленький! С красной наклейкой "Осторожно, стекло!" Девушка на регистрации, стало быть, постаралась, чтобы мой чемодан аккуратно грузили. Представляете себе такую заботу?
Такие вот люди - узбеки.
За 2 недели там я столько хорошего видела от них, что, кажется, накормили меня добротой и теплом надолго вперед.
Самые теплые воспоминания у меня останутся от этой поездки! Потихоньку буду рассказывать, делиться с вами этим теплом и добротой людей, в крови которых многовековая культура, мудрость и умение уважать другого.