Какую нудную пьесу написал Антон Чехов: если его пьесы читать, можно подумать, что русская интеллигенция ничего не делала, дурью только маялась, от безделья на пустом месте искала драмы и повод выпить. Даже Бутусов не помог мне увидеть в пьесе что-то дельное, несмотря на попытки вдохнуть жизнь в эту тягомотину. Артисты честно старались, ничего не могу сказать. Но у меня было ощущение, что примерно полчаса в спектакле можно точно сократить, да простит меня Бутусов. Хотелось уже пойти и что-то сделать - возможно, именно этого результата и добивался режиссер?
Фото с сайта театра
Возможно, тому виной было, что смотрела я практически с чердака ТЮЗа, с 6 ряда бельэтажа, поэтому для меня был скорее радиоспектакль.
Тяжело смотреть и понимать людей неприкаянных, живущих без любви, в лучшем случае, в страстях, в отчаянии, без мира в душе, не нашедших, не понимающих ни себя, ни близких людей.
Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Все-таки лучше, чем ничего. А.П. Чехов
Больно смотреть на дядю Ваню, осознавшего вдруг, что прожил он свою жизнь ради сестры, 25 лет во всем себе отказывал, чтобы сохранить имение, сестра умерла, а её муж собирается это имение продать ради новой молодой красавицы-жены, в которую влюблены и другие мужчины. Таким образом, все жертвы дяди Вани становятся бессмысленными, а любимая племянница остается без наследства.
По сути, он прожил не свою жизнь, а чью-то чужую, в своей нет ни любви, ни счастья, ни времени и возможности любовь и счастье найти. Жизненная катастрофа. При том, что это был его личный выбор.
На обратном пути в метро напротив сидели пожилая мать и дочь лет 40. Из громкого разговора стало понятно, что дочь ищет работу, недовольная мать ждет от неё хорошего места с зарплатой не менее 50, а ещё лучше, от 70 тысяч рублей. Даже ищет сама на сайтах. Дочь раздраженно говорила, что на сайтах всего 35 тысяч, что какой-то сайт от матери оказался крымским - "ну и зарплаты у них в Севастополе", но тут же нашла должность хранителя архивных документов в космической организации за 50 тысяч. Привычно ругаясь, они взяли друг друга под руку и пошли передо мной к выходу. А я шла, смотрела на их похожие фигуры, думала о том, что живут они вдвоем, может, кошка ещё, что мать всю жизнь шпыняет дочь, сделав из неё зависимого человека, что эти отношения так и будут длиться всю жизнь - врозь не могут, и вместе тошно, главная тема - чтобы зарплата была хорошая. Такой "дядя Ваня в юбке".
На сцене - картонные декорации (художник Александр Шишкин), похожие на коммунальную квартиру, где двери в комнаты обозначены именами героев, однако артисты входят и выходят из дверей произвольно, не считаясь с "порядком". Няню Бутусов сократил, её текст говорят другие персонажи: какая разница, кто говорит? Какая вообще разница, кто, что зачем говорит, если люди друг друга не слушают, не слышат, не понимают, каждый погружен в свои переживания? Какой-то нравственный бардак.
Периоды бесцельного существования героев, когда все пили и шатались по сцене, прерывались минутами душевной чистоты, когда герой становился настоящим.
Бутусов насытил действие смешными деталями: всерьез воспринимать происходящее было уже невозможно, я стала смеяться в каких-то местах, рядом со мной на подушке на полу сидел какой-то парень, тоже смеявшийся в этих же местах. "Наш человек, театральный", - подумала я. А когда зажегся свет, увидела, что это был студент Олега Кудряшова Петр Алексеенко. Порадовалась, что ребята ходят смотреть лучшие спектакли страны, не преминула сказать ему, что у них отличный курс и как им повезло с мастером. Он уважительно закивал головой - да, повезло.
В антракте на нашем балконе освободились места, некоторые не выдержали. И зря ушли, второе действие проникало в душу. Мигицко, номинированный на "Золотую маску", был настолько виртуозен, что я бы ему тут же дала этот приз. Тончайших нюансов артист.
Вспоминала не раз Николая Коляду и его "Вишневый сад": аналогии возникали, когда герои ходили по сцене пьяными, когда Соня рубила топором стены "имения", как Лопахин у Коляды рубил балясины-вишни. Читала интервью Бутусова по поводу нового спектакля, он там говорит: "Нет ничего круче, чем Чехов и Шекспир. Они настолько велики, что позволяют БЫТЬ совершенно разным спектаклям. Они сами от этого не становятся слабее. Они нас подтягивают к себе. Происходит твой - и зрительский вслед за тобой - внутренний рост." В моем восприятии, Коляда стоит в одном ряду с Шекспиром и Чеховым, просто не "отстоялся" ещё, современников не так ценят, как классиков. Промелькнула шальная мысль, а вдруг Бутусов поставит какую-нибудь пьесу Коляды, что это будет? Белякович ведь поставил, отлично от самого Коляды, при том, что эти два режиссера энергетически похожи. Бутусов, на мой взгляд, тоже "родственник" Коляды, хулиган ещё тот, опровергатель, низвергатель и делатель парадоксальных спектаклей.
Убеждения сами по себе ничто, мертвая буква... Нужно было дело делать. А.П. Чехов
За неожиданную возможность посмотреть спектакль спасибо подруге Лене.