Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Движение вверх", реж. Антон Мегердичев

Фильм посмотрела по рекомендации сына, которому фильм понравился, но по его мнению, искажение фактов о жизни реальных людей недопустимо. Поначалу я с ним не согласилась, утверждая, что художественный фильм есть творческое изложение истории и имеет право на некоторый вымысел, однако прочитала, что за несоответствия были допущены в фильме, и отчасти с сыном согласна.
Например, литовского баскетболиста Модестаса Паулаускаса в фильме показали как человека, который был готов покинуть команду и СССР, его переманивали в Евролигу, но в последний момент он отказался бежать, однако в жизни подобного не было. После окончания карьеры баскетболиста недолго тренировал каунасский "Жальгирис", где сам играл когда-то, стал директором спортивной школы. По информации из Википедии, "с 2005 года два раза в неделю тренирует школьников в Краснознаменске (Калининградская область). По словам Паулаускаса, «в Шакяе в спортшколе я веду несколько групп. А сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам»". Выходит, никак не мог он быть предателем. В Википедии пишут, что он не обиделся на такую фантазию сценаристов по его поводу.
Режиссер фильма Антон Мегердичев ранее снимал фильмы документальные, что ощущается при просмотре "Движения вверх". Отчасти это обусловлено вниманием к деталям, отчасти - стремлением сделать голливудское кино, спортивный блокбастер, сопоставимый с успешными американскими блокбастерами. Справился он хорошо с обеими целями: придраться есть к чему, но в целом фильм очень хороший.

Конечно, доля художественного вымысла не просто есть, а видна невооруженным взглядом: даже реальные факты подобраны таким образом, чтобы добавить драматизма в фильм. Если не задумываться о том, что какие-то эпизоды придуманы, то во время просмотра фильма окунаешься в действие глубоко, переживаешь за героев, за исход встречи, как будто результата так же не знаешь, как и зрители той Олимпиады далекого 1972 года.

В Википедии прочитала, что прямой трансляции в СССР тогда не велось. Однако в фильме показана наша спортивный комментатор Нина Еремина, очень похожа, между прочим. Я её видела не раз, её низкий голос - она курила много - ни с чьим спутать невозможно было. Была у неё особенность: когда она сильно волновалась, у неё садился голос, трудно было вести репортаж. Она подходила к моей маме, врачу баскетбольной команды, просила таблетку валидола, клала под язык и таким образом восстанавливала голос. Актриса, её сыгравшая, даже манеру разговаривать передала узнаваемо.

Кондрашин сменил на посту главного тренера мужской сборной СССР Александра Гомельского, а моя мама работала врачом с командой его младшего брата Евгения Гомельского, который тренировал московскую женскую баскетбольную команду "Динамо". В "Динамо" играли великие игроки Галина Воронина, Татьяна Овечкина, мама будущего хоккеиста, Татьяна Макарычева, Е. Харченкова, сестры Адайкины Люба и, кажется, Вера, - они были самыми "маленькими" в команде, 168 см, как и я, порой кто-то из них давал мне свой пропуск, чтобы я могла пройти без билета на соревнования, я даже иногда сидела на скамейке запасных. Только болела очень активно, вскакивала со скамейки, а мама шикала на меня и обещала отсадить, т.к. на скамейке запасных так себя вести нельзя было. Мне становилось стыдно. Так что я иногда сама пересаживалась в зал, чтобы можно было не сдерживать эмоций.

Когда спортсменки заканчивали карьеру, приходилось устраиваться в жизни без спорта, когда все продумано другими людьми. Кормили спортсменов всегда очень хорошо, маме как врачу выдавали какие-то особые продукты, например, витаминные сухие порошки, которые нужно было растворять водой и получался сок. Запомнила я и ампулы с заморозкой, которые и в фильме показывают: длинная колба, наверху маленький тонкий носик, отламываешь его, оттуда вырывается газ, который холодом анестезирует ушиб и можно продолжать играть, лечение будет позже. Травм у спортсменов много, мама всегда говорила, что большой спорт не для здоровья, что все спортсмены мирового уровня уходят из спорта инвалидами.

Тем актуальнее оказался этот фильм, выпущенный во время прессинга наших спортсменов перед Олимпиадой. Конечно, без помощи медикаментов большой спорт немыслим, слишком велики нагрузки на человеческий организм. Но одна только история Елены Исинбаевой, которую в допинге не уличали, показывает, что тут, действительно, сплошная политика и желание избавиться от конкурентов. Грязная борьба, не спортивная совсем.

Фильм "Движение вверх" показал, что вокруг спорта крутятся огромные деньги, что среди чиновников много нечистых на руку и на совесть людей, малодушных, заинтересованных только в собственной карьере и не думающих о спортсменах, об их судьбах, для которых спортсмены - только орудие труда, способ заработать. Так бывает всюду, где замешаны большие деньги, слава или власть. ЭТо было, есть и будет всегда: человеческую сущность не изменить.

Тот же Родченков, человек очевидно нездоровый и алчный, подлый, непостижимым образом оказался на такой важной должности: кто-то ведь посадил его на это место, и этот кто-то не может быть порядочным человеком по определению, и он тоже должен понести ответственность за все, что произошло.

Главное, что сумели сделать создатели фильма - они передали дух тех спортсменов, которые в совсем небогатые 70-е годы одеты были в некрасивую форму, правда, всегда это была чистая шерсть, тренировались в сложных условиях, хотя кормили их хорошо, и икру давали, и витамины, но играли они, реально, не столько за деньги-привилегии, сколько за страну. Патриотизм у большинства был на высоте, на нем и выигрывали порой, а не ради собственных материальных наград. Командный дух присутствовал во всех олимпийских сборных, я об этом знаю не понаслышке.

Оттого и ком в горле вставал от этих забытых уже воспоминаний, от гордости за наших ребят, сумевших вырвать победу. Сейчас прочитала, что американцы до сих пор не забрали те серебряные олимпийские медали и до сих пор лелеют мечту изменить результат той игры.

А ведь у нашей женской сборной по баскетболу впоследствии случилась похожая история с бразильской сборной.

Фильм этот лишний раз подтверждает, насколько велика силы веры, которая дает дополнительные ресурсы для победы. Пусть сценаристы придумали эпизод, когда наши игроки оказываются в Гарлеме и играют на улице с чернокожими ребятами, проигрывают и напиваются в баре, пусть приукрасили историю с валютой для тренера, который пожертвовал накоплениями для лечения Александра Белова, чего на тот момент тоже не было, он заболел позже.

Однако если в душе зрителя возникло теплое чувство, если захотел он поплакать - ну и пусть будет такой фильм с таким сценарием. Результат, который делает людей лучше, важнее.

А ещё в эпизодических ролях снимались двое американцев, которые учились в ШС МХАТ и которых я видела студентами. Джордан Фрай, в которую я буквально влюбилась во время просмотра дипломных спектаклей, выпускница курса Рыжакова, в ней есть какое-то особое обаяние, женская харизма, притягательность, сыграла администратора на ресепшен в Олимпийской деревне, для которой пели песни наш грузины. И вздрогнула, увидев прекрасного Казимира Лиске, учившегося вместе с Одином Байроном, обоих видела в спектаклях взрослых. Чудесный светлый парень, оставшийся в России, обещал вырасти в большого артиста, женился на русской, у них малыш родился, пришел как-то под утро домой, что там случилось, не узнать, а только вышел он в окно 5-го этажа и погиб. Трагедия была для всех, кто его знал. В фильме он играет второго тренера американской сборной. Жив, здоров, талантлив. Шок.

В очередной раз убедилась, что наше кино способно делать хорошие фильмы, это радует.

Документальные кадры тех трех секунд, комментирует Нина Еремина:



То же самое более подробно, в лучшем качестве, комментирует Гомельский:


Трейлер фильма "Движение вверх":


Tags: кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • "Куда ушло время?"

    Сегодня опять попала на этот проект на "Культуре": 5 фильмов от стран БРИКС - Бразилии, ЮАР, Индии, Китая и России, посвященных человеческим историям…

  • "Дышать", реж. Алексей Федорченко

    "Время - река, любовь - океан. И там, и там утонешь". Алексей Федорченко снимает фильмы медитативные, притчевые, про людей, живущих внутри небольших…

  • "Кроткая", реж. Сергей Лозница

    В фильме снимались актеры Коляда-театра и даже сам Коляда, но и это было не главным, что побуждало посмотреть этот фильм как можно скорее. Вроде бы в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Posts from This Journal “кино” Tag

  • "Куда ушло время?"

    Сегодня опять попала на этот проект на "Культуре": 5 фильмов от стран БРИКС - Бразилии, ЮАР, Индии, Китая и России, посвященных человеческим историям…

  • "Дышать", реж. Алексей Федорченко

    "Время - река, любовь - океан. И там, и там утонешь". Алексей Федорченко снимает фильмы медитативные, притчевые, про людей, живущих внутри небольших…

  • "Кроткая", реж. Сергей Лозница

    В фильме снимались актеры Коляда-театра и даже сам Коляда, но и это было не главным, что побуждало посмотреть этот фильм как можно скорее. Вроде бы в…