Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"12 стульев", реж. Николай Коляда, Коляда-театр

Чем отличается маленький ребенок от взрослого? Ребенок воспринимает мир таким, какой есть, ему не с чем сравнивать. Взрослый знает, как надо делать, особенно, когда смотрит, как что-то делают другие. Уж он-то, конечно, сделал бы лучше. Сколько людей руководит страной за кухонным столом, глядя новости по телевизору, или там же за столом забивают голы, или ставят спектакли, конечно, лучше всех.
Гастроли Коляда-театра открылись спектаклем "12 стульев", который Николай Коляда поставил в прошлом году, москвичи его ещё не видели. Предполагалось, что в роли Кисы Воробьянинова будет Сам, как теперь зовут Коляду зрители. Но Николай Коляда заболел и не смог приехать, зрители увидели Олега Ягодина, запланированного на другой день.

Летом на фестивале Коляда-plays я посмотрела 3 варианта с разными составами - с Колядой и с Ягодиным в роли Кисы, с Колесовым и Беловым в роли Остапа Бендера, разные женские составы. При том, что рисунок роли выдержан в каждом составе, каждый актер вкладывает свою психофизику в героя, что дает возможность рассмотреть какие-то новые штрихи личности героя. Было бы желание увидеть, как Коляда и его актеры раскрывают тонкие нюансы человеческих характеров: герой один, да все-таки разнообразный. Да и за одним и тем же поступком у разных людей могут стоять разные причины. Как любой человек, при всей его преданности собственной сути и, в целом, неизменности, в разных состояниях души проявляет разные черты характера, и чем выше развитие человека, тем интереснее наблюдать его проявления.
Летний пост с фотографиями из разных просмотров, где и Коляда есть, и Ягодин, и Белов, и Колесов.

Оба писателя, придумавшие Остапа Бендера, родом из Одессы. Насколько я понимаю, Коляда в Одессе не бывал. Зато я Одессу исходила вдоль и поперек, даже привозила Николаю в подарок местного издательства книжечку с "одесским языком", сейчас жалею, что и себе не успела купить - шандарахнул майдан, я уже в Одессу не ездила. Кстати, в спектакле "народ" время от времени дружно скандирует "Хай живе радяньска Украина!", вызывая радостное оживление в зале. Никаких националистических волнений "москали и кацапы" не демонстрируют:)
Я даже была во дворике, где вырос не то Ильф, не то Петров (он же Катаев), но историческое фото в тысячах одесских фотографий уже не отыскать.
2

Татьяна Бунькова

Коляда не случайно придал спектаклю именно одесский колорит. Правда, с колядовским акцентом:) Ибо если уж Одесса похожа на город-прачечную, всюду развешено для сушки белье, по которому можно определить состав и материальное положение жильцов, то у Коляды на веревках - сверкающие золотом и радующие сочным цветом сари, привезенные им с отдыха в Индии. Он тогда описывал коров, делающих нехитрые свои дела прямо на пляже, ел клубнику, выполняя дневной план парнишке-продавцу, да молился, чтобы заразу какую не подхватить среди тех, кто живет исключительно опираясь на законы кармы и забив на гигиену.
3

Сергей Федоров

Когда-то я мечтала, чтобы Коляда-театр поехал в Одессу, потому что мне кажется, они там стали бы своими. Теперь, когда Коляда сделал одесский спектакль, надежды на их поездку в Одессу у меня уже нет, и я могу только предполагать, шо бы сказали одесситы за эти цветные сари вместо трусов и лифчиков.
4

Вера Цвиткис и Ксюша Копарулина

Зато шансонную музыку, которую подобрал Коляда к спектаклю, одесситы, среди которых немало потомков биндюжников, могли бы принять за свою. "Лимончики, мои лимончики" с приплясом к концу спектакля можно выучить наизусть и дома танцевать под собственное караоке.
5

Василина Маковцева, Сергей Колесов, Вера Цвиткис

Инсценировку по роману Ильфа и Петрова Николай Коляда писал сам. Наследники двух знаменитых авторов, увидев его интернет-опасения, что они могут потребовать сатисфакции, дали такое же интернет-разрешение, и правильно сделали - радоваться надо, что роман живет, востребован и рассматривается с разных сторон, потому что характеры человеческие прогрессу не подлежат, психология "урвать нахаляву" живет и здравствует, несмотря на тысячи исторических примеров. Сегодня роман так же актуален, как и во время написания.
6

Светлана и Сергей Колесовы

В спектакле обыгрывается кошачья тема: Воробьянинова в детстве называли Кисой, в Одессе в каждом дворике полно кошек, у самого Коляды долгое время жили 11 кошек. Кошки на сцене всюду - на сумочках, на шляпках, на веревках, их привычно-деловито топит в ведре Антон Макушин, женщины ведут себя как кошки - драные и не очень, алчущие того или другого, выгибающие спинку в ожидании ласки или царапающие своими коготками.
7

Антон Макушин

Да и главные герои - Остап и Киса - похожи на котов, которые гуляют сами по себе, но всяк по-своему: один всюду урвет свой кусок мяса, да погибнет, доверившись безоглядно не тому, кому надо, второй больше похож на несчастного котенка, спасшегося из ведра с водой, да котенок этот окажется безжалостным убийцей.
8

Плачет, обнимая свою жертву.

Спектакль идет долгие 3 часа 40 минут. Были те, кто не выдержал и ушел в антракте.
9


Слышала от других зрителей: "Зачем такой долгий спектакль, можно же сократить, к чему эти танцы и фонограммы?"
10


Я смотрела в 4-й раз, буду ещё дважды смотреть. Объяснить другим, зачем Коляда делает так, а не иначе, невозможно. Только сам Коляда знает, зачем. Он не баловень судьбы, он вкалывает столько, что иному и не снилось, как и его актеры, которые выдерживают жуткий ритм с этими самыми плясками-лимончиками. Сам Коляда никогда ничего не объясняет словами - смотрите, придумывайте свое, фантазируйте. Он не из тех, кто придумывает символы, знаки, вкладывает великий смысл. Он остается большим ребенком, которому интересно играть, потому что это позволяет человеку оставаться живым и настоящим, быть творцом.
11

Сергей Колесов

Я получаю огромное удовольствие от этого разухабистого шансона, который в обывателе, живущем работой, долгом/долгами, видит мало радостей, вдруг будит ностальгическую томную тоску по счастью. Не надо ему Чайковского и Вагнера, и даже Муслима Магомаева ему тоже не надо в минуты усталости и отчаяния. Может, ещё Вертинский или романсы, куда ни шло. Поплакать ему надо подо что-то: сначала повеселиться, а потом раскаяться. Как Киса, который вдруг вспомнил лучшие годы, да устроил кобеляж, после которого слёзы капали. Пусть и пьяные, пусть и крокодиловы.
12

Олег Ягодин

Знаю, что завзятые театралы испытывали сомнения после спектакля, критические замечания слышала. Типа, ожидания были другие. Я ещё летом подумала о том, что версия Коляды неоднозначная. Впрочем, как и вообще все, что он делает. Дело не в Коляде, а в ожиданиях.
13


Если смотреть этот спектакль через взрослый ум и опыт, то придраться есть к чему, было бы желание. Разум только мешает увидеть то, что и сам прячешь от других.
14

Павел Рыков

Если расслабиться и не думать, не сравнивать, не экстраполировать на спектакль свои мысли, а радоваться этой нэповской эпохе, когда народ хоть как-то вздохнул после голода и полной разрухи, дорвался до еды и шанхайских барсов, то в конце защемит. И не только от жалости к Остапу. Коляда недаром сделал сцену убийства Кисой Остапа буквально иллюстрацией к картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
15


Один человек в припадке гнева убивает другого человека, которого любит как родного - трагедия. Как беспомощному и слабому Кисе, который стал скорее сыном для Остапа, все умеющего уладить, решить проблемы, теперь жить?
16

Александр Сысоев
17

Кобелирование в разгаре - Олег Ягодин и Наташа Цыганкова.

Спектакль Коляды - это пир во время чумы. За всем этим разгульным праздником - трагедия отдельно взятой человеческой души. Жизнь прошла. Остался человек, гроб и голова дохлой кошки.
В гробу карманов нет.

18


В антракте орггруппа поклонников Коляда-театра раздала зрителям флажки с сердцем - приветствие Коляда-театру. Нас, колядовцев, некоторые "истинные" театралы считают фанатами, такими всеядными, неприхотливыми, недалекими. Снисходительность - обратная сторона высокомерия. Пусть недоумевают, пусть подтрунивают или презирают: мы-то знаем, что если уж открылась форточка в душе благодаря Коляде и его актерам, то ничего с этим поделать уже нельзя.

Любовь - это когда ты видишь прекрасное в том, что другим видится обыкновенным или даже отвратительным. Можно любить один спектакль меньше, другой больше, ключевое слово - любить. Для понимающих:)



Приходите смотреть другие составы. Николай Коляда сегодня прилетел в Москву, стало быть, вернет должок, сыграет Сам:) Ягодин играет гениально, даже вышел во втором действии трагически бледным. А Коляда не играет - он показывает себя. При этом гениальный артист.
Посмотрите и Осю-Белова, он отличается от Оси-Колесова. Колесов сыграл опыт, предвидение, отчаяние, прячущееся за бравадой, у Белова Ося игривый, скользкий, думающий, что ускользнет, обаятельный. Другие краски образа.

Что касается восприятия зрителем: среди публики услышала мнение, что "это театр для народа". И это высшая похвала, считаю:)

Два ролика, снятые прошлым летом на спектакле "12 стульев".
Финал спектакля с Николаем Колядой в роли Кисы.


Фрагменты.


Валерий Кичин записал этот спектакль осенью 2017 года.


Tags: Коляда-театр, Театр, Театр 17-18
Subscribe

Posts from This Journal “Коляда-театр” Tag

  • "Дурак и дурнушка"

    Спектакль по двум пьесам Николая Коляды, поставленный Александром Ваховым с двумя прекрасными артистами Олегом Ягодиным и Ириной Плесняевой. Можно…

  • "Носферату", реж. Н.В. Коляда, Коляда-театра

    Я не люблю читать пьесы глазами, потому что не могу увидеть объемно события. Нет во мне режиссерского видения текста. Но сегодня после спектакля…

  • "Калигула", реж. Николай Коляда, Коляда-театр

    Гастроли Коляда-театра в Москве начались спектаклем "Калигула". Гай Юлий Цезарь Август Германик - римский император, живший в I веке, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments