Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"19.14", МХТ, реж. А. Молочников

Когда Александр Молочников задумал все это кабаре на тему первой мировой войны, ему было 22 года. Парень решил "развлечь" зрителей, вывести из зоны комфорта, как сейчас модно говорить.
Заполнили зрители зал, ждут привычно начала спектакля, а он никак не начинается, вот уже и 19.10, когда в Москве обычно начинается действие. И только в 19.14 на сцене появляется конферансье (Артем Волобуев) и начинает уверенно шутить, подначивая зрителей аплодировать заготовленным шуткам, на что зрители поначалу активно откликаются. Пока он не произносит провокационную фразу "бей жидов, спасай Россию". Народ аплодировать перестает. Становится понятно, что со сцены брошен вызов - думайте, зрители, думайте, не стоит расслабляться.
Из чего делается история? С чего начинается война? Как представляет себе молодой современный человек события 100-летней давности? В виде комикса: едет такой прекрасный Фердинанд во всем белом, один из террористов промахивается и кидает бомбу мимо, другой испугался, Фердинанд все едет в красивой машине со сверкающими фарами, судьба его спасает, казалось, но если бы не сошлись пути Фердинанда возле булочной с парнем, который туда зашел утолить голод, да вдруг все-таки выстрелил... Случай? И вот оно - вуаля - первая мировая началась.
Стёб, смешки, "да я вернусь с войны, любимая, через 3 дня, политики договорятся, и я вернусь к тебе скоро" - "возьми шерстяные носки и хлеб".
Вот с мелочи, с шутки, со слова "просто" начинается страшное - ненависть, национальная рознь, убийства.

В самом начале один из персонажей вскользь говорит о том, что в армии ценится индивидуальность - конечно, это насмешка, дразнилка, издевка, потому что никогда в войне, в армии не ценится отдельно взятая личность, никто не рассматривает судьбы и особенности тех, кого выбрали в качестве пушечного мяса.

В спектакле же ощутима попытка перевести войну в плоскость именно отдельно взятой личности: действующих лиц не так много, поровну солдат с немецкой и французской стороны, про каждого что-то сказано. Один идет воевать, потому что папа сказал, другой - чтобы вернуться героем в глазах юной супруги, третий - чтобы отомстить нации человека, который изнасиловал его мать и стал его отцом поэтому.

О причинах возникновения первой мировой конферансье рассказывает буквально на пальцах и в нескольких предложениях, это такой взгляд молодого мужчины на давнюю историю - чуть сверху, чуть снисходительно, вроде как мы-то не такие, у нас так не случится, это все сказка, преданья старины глубокой.

Однако история и складывается из довольно простых событий: кто-то выстрелил, подбил наш самолет, или другой самолет, и вот уже новая история на наших глазах вершится в рамках всей планеты.

Разве что в той Европе, когда началась первая мировая война (и кто бы знал, что последует вторая), всё совсем рядышком, близко. И вот уже два врага переговариваются из окопов друг с другом, и обнаруживают, что их интересы лежат в одной плоскости, что один читал труды другого, готов пожать руку, да только вот его товарищи не дремлют и убивают того, с кем только что возникло взаимопонимание и духовная связь.

Война никого не щадит.
Молодой муж возвращается-таки домой к жене, которая распевает легкомысленные песенки в микрофон, да только ему уже не до песен, он знает цену геройству и уже никогда не станет прежним.

Я вдруг вспомнила первые годы семейной жизни, когда мой молодой муж, прошедший перед этим Афганистан, по ночам стонал и кричал, продолжая бой. Отправили его после Афганистана в Кушку, это была Туркмения на границе с Афганистаном, самая южная точка СССР. У нас из окна ночами были видны огни афганского Тургунди по ту сторону границы.

И вот ранним утром спит он в холостяцкой общаге в Кушке (ещё до нашей свадьбы), и вдруг взрывы: "Опять война", - с тоской думает он, а ему, на минуточку, те самые 22, что и Молочникову, когда тот придумал свой первый спектакль. Оказалось, что это рвутся склады боеприпасов - пьяный дембель запулил сигнальную ракету на крышу артскладов, и всё, началось, посекло тогда осколками кучу людей, выбежавших из квартир ночью в страхе, ибо окна бились, осколки сыпались в детские кроватки, наполняли обувь, в которой потом кровь хлюпала как вода, потому что в темноте осколков не было видно, а бежать в ужасе взрывов и не чувствовать битого стекла в обуви - "нормальная" история.

Понадобилось несколько лет мирной жизни и внимания к психике мужа, чтобы это прошло почти бесследно, так что и не вспомнила бы, кабы не увидела это на сцене.

Потому спектакль вдруг перестал быть для меня развлекательным - до непереносимости: не пойду на него больше. А за спиной вполне себе смеялись по ходу действия - опыт у каждого свой.

Режиссер не случайно на такую страшную тему разговаривает сквозь подушку безопасности из стёба, разухабистого черного юмора, кабаретных песенок на стихи Дмитрия Быкова, это обычный способ отстраниться от смерти, убийств - не придавать им значения и настоящего смысла.

При поверхностном восприятии спектакль смотрится легко, потому что форма его, действительно, развлекательная - кабаре. Между зрительным залом и сценой даже есть несколько столиков, за один из которых яркий конферансье даже усаживается перекусить круассаном с маслом, предлагая своим визави присоединиться к трапезе. Кстати, это не лучшие места в зале.

Но если копнуть вглубь, то при всей поверхностности подхода к теме каждый может найти свое. Кто-то - отношения между мужем и женой, которые проявляются во времени и событиях, как фотограф проявлял когда-то бумажные фотографии. Проявляла, знаю, остальные могут по фильмам судить, как на белой бумаге вдруг появляется изображение, которое, если передержать, превращается в черный лист бумаги.
Кто-то обратит внимание на отношения отца и сына, когда сын готов сломать руку, чтобы не идти на войну, да отцу надо быть правильным отцом и отправить сына на войну, чтобы гордиться.
И таких маленьких подзаголовков в главной теме найти можно много.

Цвета спектакля - черный и белый плюс цвет артериальной крови и чувственной страсти, власти и подчинения - алый, чистый. При ранениях чаще кровь алая, венозная кровь темная.

Вы узнаете и про чесотку, поеживаясь от деталей, показанных через пластику. Действие динамичное, почти хореографическое, танцы, песни, яркие огни, микрофоны, белые кисти рук за кулисой, которые тянут нарядный подиум с артистами над сценой, белый снежок, вовремя сброшенный на конферансье в красном - красиво, картинка завораживает, развлекайся до отчаяния, пока жив, молод и здоров, завтра - вдруг война, и сосед в тебя начнет стрелять, и кто-то овдовеет, а кто-то будет ночами кричать от ужаса, который во сне подсознание выворачивает снова и снова в нереальную для других твою личную адову реальность.

Сюрреалистичная картина, когда война соседствует с кабаре, когда одни гибнут ни за что, не за свою идею, а где-то совсем рядом кто-то пляшет под живую музыку (рядом со сценой - маленький Московский ансамбль современной музыки), поднимает бокалы с шампанским и поет в микрофон, пытаясь понравиться публике, которая платит деньги за приятный вечер.

Этот спектакль оказался первым в исторической трилогии Молочникова. В 2016 он выпустил "Бунтарей", которых я пока не видела, а Лена, которая меня и вывела на "Светлый путь. 19.17" и вчера на "19.14", агитирует пойти и на "Бунтарей" 25-го, да я уже напросилась в ЦДР в этот день, и как не хочется посмотреть "Бунтарей", но слово дала и не разорваться, приходится делать выбор.

"Светлый путь. 19.17", который уже про ВОСР нашу, воспеваемую все мое детство как Событие Эпохальное, сделан практически в виде концерта, посвященного 100-летию ВОСР - с юмором, иронией, легкий, красивый, наслаждающий зрителя спектакль, его смотреть сплошное удовольствие. Неожиданный, парадоксальный, а потому смешной взгляд на "библейские" личности, в котором отсутствуют трагедийность и фатальность, должные побудить зрителя задуматься о смысле жизни и смерти.

Талантливый молодой режиссер ворвался в сценическое пространство одного из величайших театров Москвы и России, легко шутит на тяжелые темы, представляет свои творения на обсуждение, ибо единой точки зрения на результат не получится.

При этом уже понятно, что он верен себе, верен своему выбору, что видно даже по тому, как он выбирает актеров - в обоих спектаклях, мною виденных, заняты Артем Быстров, энергетика которого яростна и страстна, Артем Волобуев, харизматичный, обворожительный, обволакивающий, Павел Ворожцов, тревожный, с обостренным внутренним миром. Всех троих я помню студентами разных выпусков ШС МХАТ, что усиливает мое внимание к ним как к детям, становление которых происходит на твоих глазах. И эта режиссерская преданность своему выбору, безошибочному, раз прослеживается тенденция, говорит о точности интуиции, о возможности находить тех, на кого можно опираться, о безошибочности своих решений в ключевых вопросах.

Для человека, которому всего 25 лет, это щедрый подарок судьбы - возможность самовыражаться, получать поддержку разных людей.
Но это тот дар, который требует огромной ответственности, умения ходить босиком по лезвию бритвы.

И я от души желаю этому талантливому парню не растерять мужества и смелости, не разбросать свой талант на внешнее, всегда чувствовать грань между даром и соблазном. Успех - это не только удача, но и испытание, соблазн. А соблазны не заставят себя ждать, Александр Молочников. Береги себя, пожалуйста.

У меня есть два критерия хорошего спектакля - для себя, любимой. Пробрал-нет, пойду второй раз-нет.
Вчера я думала, что не пойду. Хотя пробрал.

Когда-то я вот так же уходила со спектакля любимой мной Марины Брусникиной "Белое на черном": еле высидела, антракта нет, не уйти раньше времени, а смотреть-слушать-вникать невыносимо. Рубен Гальего одним пальцем напечатал роман про свою жизнь в сиротских домах СССР, а Брусникина с актерами показала весь жуткий ужас этой жизни на маленькой сцене на расстоянии вытянутой руки от тебя, не спрятаться ни артистам - не солгать, - ни зрителям.

Помню, опоздал на тот спектакль тогдашний министр здравоохранения и соцразвития РФ Михаил Зурабов. Пришел он, красивый, статный, с прекрасной спутницей-красавицей, поставили им стульчики в сторонке, ибо пробираться в центр ряда было уже неудобно. Думаю, пригласили его на спектакль с благой целью - дабы он увидел проблемы инвалидных сиротских домов да задумался про решения. Не особо он вникал в действие, я наблюдала за ним время от времени.

В крошечном уютном фойе Новой сцены, самой маленькой в МХТ, режиссер Марина Брусникина поставила большой прозрачный куб для пожертвований. Кто-то из зрителей, пришедших, как и я, по платным билетам за деньги, после спектакля доставали кошельки и бросали туда купюры, ибо это было то малое, на что способны просто зрители после рассказа про жизнь в сиротском приюте для инвалидов.
Михаил Зурабов, пригласивший прекрасную девушку в качестве "+1", прошел мимо куба, чуть флиртуя со спутницей. Я подумала, что вряд ли он проник в суть спектакля.

Из Википедии (вот ведь меня пробрало, пути неисповедимы): В ноябре 2004 года Зурабов провозгласил реформу здравоохранения. Ему принадлежит предложение "сократить сроки бесплатного пребывания пациентов в больницах до пяти дней".

Осенью 2006 года по итогам проверки Счётной палатой Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), курируемого Зурабовым, Генпрокуратура возбудила уголовные дела и арестовала его руководство, включая председателя ФОМС Таранова. Тот вместе с Зурабовым (и своим первым заместителем в ФОМС Яковлевым) входил в число учредителей компании "МАКС", где в 1994-1998 гг. был заместителем Зурабова. По непроверенным данным Зурабов пролоббировал его назначение на пост главы ФОМС в 1998 году.


И вот этого самого Зурабова зачем-то не на помойку истории отправляют, а в ту самую Украину российским послом... Господи, лучше бы я не полезла в эту википедию... Вот он, случай, блин. Один просто выстрелил в Фердинанда, другой просто послал Зурабова на Украину... Вот откуда война-то приходит... Честных людей надо послами посылать, неравнодушных, а не таких зурабовых, которые умеют просрать даже братскую страну...

Ну, фсё... Занервничала, вот тебе и Театр. Поставлю точку на размышлениях.

Короче, Молочников - гений:) Закончу на хорошем. И на "Бунтарей" пусть не 25-го, а в другой день, я все-таки схожу.

Господин Молочников, пригласите меня на свой спектакль, ибо в кассе билеты не поймать мне, легкомысленной:) На 25-е вот так же попросилась на другую премьеру, буду писать о другом молодом режиссере, тоже выпускнике РАТИ, только мастерской Курдряшова, о спектакле Алексея (Игоревича, на минутку) Золотовицкого.
А на "Бунтарей" мне теперь обязательно нужно:) Очень уж я люблю талантливых молодых режиссеров, ведь и сама талантливого режиссера всю жизнь растила, да и вырастила.
Так что вы мне все как дети рОдные. Люблю я дерзкие таланты:)

P.S. Фотографий нет даже с поклонов (послушно не снимала действие, раз запрещено), ибо карточка оказалась поврежденной, а с сайта фотки не берутся, к сожалению, потому желающих лицезреть моменты или видео прошу на страницу спектакля на сайте МХТ.

Из фоток - только зал, и я там затесалась, - спасибо за фото Георгию Крылову, в компании с которым смотрела спектакль. А Лене К. спасибо огромное, что она меня выводит на такие спектакли.

Фото Георгия Крылова.


P.P.S. К сожалению, "Белое на черном" убрали из репертуара. Хотя я, подумав и остыв, потом ещё раз 5 сходила на этот спектакль. Подумала, раз актеры это могут играть многократно, значит, я могу смотреть это раз за разом.
Никто не знает, что ещё до всяких постановлений про пандусы (которые были приняты после Зурабова!), Брусникина приглашала на этот спектакль зрителей в инвалидных колясках.
А на деньги из прозрачного куба они сами покупали средства гигиены и раз в месяц возили в дом инвалидов на Теплом стане, если не не путаю ничего, на собственных машинах. Деньги директор дома просила не давать, отчитываться сложно, а вот всякое нужное для гигиены принимала с радостью.

Но ведь никто про это не знает. Прошли годы, и я об этом вам рассказываю.
Таково причудливое эхо спектакля Молочникова. Как отзовется наше слово, не угадать, воистину.

Tags: МХТ, Размышления, Театр, Театр 17-18
Subscribe

Posts from This Journal “МХТ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments