Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Котлован", реж. Д. Азаров, Лаборатория-конкурс "После революции", МХТ

МХТ продолжает традицию режиссерских лабораторий, в этом году тема лаборатории-конкурса - драматургия и проза 1920-1930 годов. 5 декабря посмотрела эскиз спектакля по повести Андрея Платонова "Котлован". Саму повесть я прочитала в 90-е, когда случился издательский бум и стали появляться книги, невозможные в прежние годы. Она произвела на меня неизгладимое впечатление. Язык Платонова образный, имеющий неповторимый нрав, не подчиняющийся логике, внутренний мир его героев парадоксальный, выглядит невероятным, фантастическим до болезненности. Повесть показалась мне мрачной, беспросветной, талантливой до гениальности, но принять ни автора, ни его произведения я не смогла. Перечитывать не хотелось.


Спустя годы интерес к театру и к экспериментам в нем вернул меня к чтению "Котлована". Нажитый опыт позволил увидеть его текст иначе.



Чем дольше живешь, тем больше видишь, замечаешь, оцениваешь с учетом большего количества нюансов. Мир больше не кажется ни однополярным, ни двухполярным, ни вообще сколько-нибудь полярным, он соткан из противоположностей, благополучно уживающихся вместе: в нем есть настолько всё, что ни утопией, ни антиутопией мир Платонова уже не кажется, его можно считать вполне реальным.



Как у Пикассо исковерканное лицо для меня - исковерканное, а для него - лицо, так и у Платонова гроб вполне хорош для кроватки маленькой девочки, натиравшей губы умирающей матери лимонной корочкой.



На лаборатории, которая состоялась в этот раз не на Новой сцене МХТ, а в репетиционном зале, насколько я понимаю, режиссер Денис Азаров постарался воссоздать атмосферу повести Платонова.



Похоже, показ эскиза спектакля начался с момента, когда зритель пересекает границу театра.



Сам путь до зрительного зала был каким-то по-платоновски фантастическим и "загробным".
Нас встретили на служебном входе МХТ, провели по задворкам театра, потом мы поднимались на 4 этаж пешком, верхнюю одежду вешали на плечики, на костюмерные стойки, которые находились среди декораций и реквизита,



проходили в зал, где ровными рядами были выставлены стулья, а действие происходило на одном с нами уровне, при боковом свете, на плохо освещенном пространстве, при минимальных "декорациях" - стульях, столах, лопатах, среди разбросанного по полу чернозема. Зрителю было отведено место в жизни наравне с этими строителями будущего. Намеренно ли это было сделано или по обстоятельствам, не знаю, но прелюдия подготовила к действию.



Черная сцена, актеры в рабочих робах, маленькая девочка, которая не произнесла ни слова, весь текст от её имени читала в микрофон Юлия Ковалева. Актеры двигались в стилистике 30-х годов прошлого века, замирали с лопатами перед лицами, тупо глядя в одну точку. На заднике транслировались цитаты из повести, в том числе та самая, что на фотографии: "Если мы все сразу задумаемся, то кто действовать будет?"


Павел Руднев на обсуждении спектакля

Стадом бездумных людей управлять легче, это правда. Когда за тебя думают, действовать легче, именно так управляют детьми в коллективах, именно нежеланием думать и отвечать за последствия своего выбора отличаются люди взрослые, но незрелые, и именно они составляют толпу, массу, которая подчиняется тем, кто за них думает и принимает решения, но сила действия этой массы огромная, умеющая сокрушить все, что угодно.
Так было всегда, так будет всегда, пока каждый человек не станет осознанно принимать свои решения.

Котлован, который роют рабочие как символ светлого будущего, оказывается, по сути, ямой, в которой должны их всех похоронить когда-нибудь в том самом будущем, далеком или близким, для каждого свой срок отмерян.

Как сказал Денис Азаров про реальность Платонова: "Реальность становится гиперреальной, она становится другой. Платонов меняет оптику. В истории про рытье котлована есть общность людей, которые тем не менее разобщены. И правды у них всех разные. И вот что страшно: общность возникает только после смерти ребенка. Их объединяет смерть. Не вера в светлое будущее, а факт смерти, могила. И для меня котлован - это метафора того времени. Из этого котлована мы до сих пор не можем вырваться".
Страшно, когда людей жизнь и их личные правды разъединяют, а объединяет смерть.


Денис Азаров

Это метафора вообще вневременная, на мой взгляд. И правды у людей всегда, во все времена разные. И разобщены мы даже внутри семьи, зачастую. И вместо светлого будущего хотя бы лично для себя человек чаще всего многие годы роет свой собственный котлован, куда потом и ляжет.

Действие неспешное, статичное, безэмоциональное, обращающееся к разуму больше, чем к чувствам. Возможно, это и правильно, ибо воздействовать на зрителя через эмоцию в данном случае опасно.

На мой взгляд, режиссеру и актерам удалось передать свое видение платоновской повести, атмосферу безысходности и беспросветности его прозы, по метафоричности схожей с поэзией.

Но это настолько тоскливо, что даже если они сделают из этого эскиза полный спектакль, смотреть я его не пойду. Выходить в темную Москву поздним вечером с мыслями, близкими к суицидальным, мне не хочется. По мне, так я лучше схожу на спектакли Молочникова про ту же, по сути, эпоху, но сделанные с той долей иронии, которая оставляет возможность посмеяться, отстраниться и удержать в душе остатки оптимизма.
Тяжелого и так в жизни хватает, меня угнетает чужой пессимизм.

После спектакля состоялось обсуждение увиденного. Насколько я поняла, артисты как раз прониклись материалом. У меня это вызывало уважение.



За воротами театра. Камергерский переулок готов к встрече Нового года. Таки я выбираю закончить на позитиве:) Что бы ни было вокруг, выбор остается за мной: в мире есть темное, мы все умрем, и я тоже, но есть светлое, и в светлое я верю больше - пока живу, я хочу радоваться. Несмотря ни на что.


Tags: МХТ, Театр, Театр 17-18
Subscribe

Posts from This Journal “МХТ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments