Посмотрела. Удивительно, что Поклонская молчит. Наверное, потому что чувствует фальшь, а тут её нет.
Вокруг фильма хватает денежных и политических межгосударственных нюансов, способных фильм испачкать. Кто давал деньги, почему, зачем, хотел ли Лозница очернить Россию - думаю, когда фильм выйдет на широкие экраны, а он совершенно не случайно притормаживает с широким прокатом, - начнется ещё поток разного.
Я смотрела сегодня режиссерскую версию, - не знаю, какие ещё могут быть, тут уже запикано всё, что должно быть запикано, будут ли резать фильм, не знаю.
Не ожидая ничего, я была ошеломлена этим фильмом настолько, что мне не хотелось ни с кем его обсуждать сразу же. Мало того, после просмотра обещали обсуждение фильма с самим Лозницей по скайпу, и я практически ушла с него. Слишком много он сказал мне своим фильмом, мне бы это переварить. Не было к нему вопросов, каждый эпизод понятен и практически страшен, как страшны в детстве сказки про черную-черную руку, когда выслушал это в палате на 20 человек, знаешь, что это сказка такая, а уснуть не можешь.
Вот Лозница с улыбкой рассказывал такую сказку. Я бы даже сказала, антисказку. Антипритчу, состоящую из множества минипритч. Анти"Страна ОЗ" про российскую действительность, которая и антиОз американского Баума, и антиОЗ Сигарева, где не понятно, то ли это "ОЗ", то ли это "НольТри" - скорая помощь, в том числе, психиатрическая. Идет некая девочка по странному пути с неизвестной целью и куда придет, каждый решит сам.
Только в данном случае это не дорожка из желтого кирпича, да и сказочные герои, которые встречаются "Элли" на пути, совсем не сказочны, а очень даже жизненны, взяты из реальности настолько, что впору думать, будто ты смотришься в зеркало.
В фильме немало смешных моментов из разряда "смех сквозь слезы". Одна из зрительниц, смотревшая фильм во второй раз - об этом громко похвалилась в самом начале, типа, из знающих, обладающих некой сакральной истиной, - в конце фильма громко смеялась, как бывает смешно человеку, зажатому жизнью, но сейчас выпившему и расслабившемуся поэтому.
Смешно? Да. Кабы не было страшно от узнавания.
В фильме настолько узнаваемые в своей обыденности обстоятельства, настолько привычные и потому замыленные, что фантасмагоричные смыслы, помещенные в эти обстоятельства, открываются во всей своей неприглядности, которая чаще вызывает отвержение: нет, это не со мной, это вот с бомжами, маргиналами, пьяницами, проститутками, а меня это не касается.
А всё это есть. В параллельной плоскости. Это часть того объемного мира, в котором живешь и ты.
"Кроткая" - фильм без начала и конца. Без привычной для драматургии трансформации героя. Столько всего происходит с безымянной женщиной, которую играет Василина Маковцева, а она какой была, такой и осталась. Ничто на неё не влияет. Появилась она ниоткуда. Пришла никуда. Главный вопрос, с чего началась интрига фильма, остался без ответа. Смотришь фильм в постоянном напряжении, которое осознаешь только в момент, когда вдруг выдыхаешь - тяжело или с облегчением, даже это непонятно.
Следуешь за героиней, видишь этот мир - российский мир, не украинский, не европейский, на чьи деньги фильм снимался, - и мозги закипают потихоньку: как же страшно мы живем во всем этом привычном, незаметном глазу насилии, воспринимаемым как норма.
Вот по твоим вещам шарит руками полицейский на вокзале.
Вот надзирательница разрывает тапки для родного человека в поисках наркотиков - обыденно, без эмоций, и плевать ей, что тапки можно выбросить. "Не положено, следующий".
Вот странная тётка выбирает тебя из толпы, ведет переночевать, беднягу, и ты оказываешься, благодаря этой "доброте", в притоне, где куча пьяных отвратительных людей заливают горечь нищеты и неудач, играют в бутылочку на раздевание, а ты не можешь уйти, и хорошо, что на тебе надето много и ты можешь отделаться снятием с себя шейного платка и избежать большего, но насилие насилием остается - ты не можешь отказаться от "предложения".
Ведомый судьбой, можешь ли ты проявить свою волю и вырваться из матрицы? В чем состоит выбор, твоя личная свобода в условиях несвободы внешней?
В этой сцене - "ночлега у доброй женщины" - я смотрела не на взрослых артистов, изображающих оргию, а на двух мальчишек дошкольного возраста на заднем плане, они-то не играли, а жили в этой сцене. Только сегодня днем писала про видео с мальчиком, который присутствует на дне рождения взрослого своего дяди, получившего в подарок стриптизершу "Егор, уйди". 3-летний мальчик в дурацком колпаке бегает под ногами у троих взрослых во время их сексуальных игр.
Похоже, что эти малолетние "артисты" взяты из жизни, что сцены пьяных поцелуев для них - норма.
И эта натуральность, реалистичность картинки шокировала похлеще, нежели пошлые обсуждения ролика в тв-шоу, идущем в дневное время по госканалу. Взрослые люди всерьез обсуждали это хоумвидео, вроде как возмущаясь, но с такими ухмылками, что выглядели они ещё хуже, чем само видео. "А судьи кто?"
Во время просмотра фильма, который идет 143 минуты, буквально каждый эпизод поворачивал мозги в новом направлении. Там такой "оливье" из моментов нашей жизни, что можно переесть.
Как много на экране некрасивых людей. Порочных, пьющих, жирных, целлюлитных, старых, седых, морщинистых, грубых, вульгарных, преступных, хитрых, алчных... Короче, все пороки в гости к нам.
Они живут свою жизнь, целуются, потребляют других людей, тут же хам-полицейский произносит в телефон "да, солнышко, нет солнышко": человек соединяет в себе противоположные качества, которые выглядят неправдоподобными, потому что есть стереотип, будто бы хороший человек должен поступать всегда хорошо, а плохой - только плохо.
А человек - это сложно устроенная конструкция, которой для устойчивости необходимы разные качества, иначе не выжить. И грубость, и нежность, и свет, и чернота, и небесная чистота, и болотный торф...
В фильме не раз звучит фраза "ты не уникален". Эхо выражения "вас много, а я одна", свойственного уставшим маленьким людям, получившим маленькую власть над другими.
Вопрос границ этой маленькой власти маленького человека на своем месте возникает практически в каждом эпизоде фильма. Вне зависимости от того, кому принадлежит власть "большая", власть маленького начальника неистребима во все времена. Эта власть руководит "кроткой", начиная с первых кадров, когда в автобусе героине Василины запрещают ставить тяжелую посылку куда бы она её не поставила, заканчивая "благословением" её на "встречу с мужем" - "надевай быстрее платье и иди".
Удивительно, что главная героиня, практически не исчезающая с экрана, смиренно идет туда, куда её заманивает судьба в виде постоянно меняющихся персонажей, которые откуда-то лучше знают, что ей нужно делать. При этом именно она, "кроткая", не изменяющая своей сути, оказывается единственной свободной, которая идет именно своим путем, сохраняя цель, и её следование воле других оказывается следованием самой себе.
Фильм поднимает такую лавину спящих внутри вопросов, что отвечать на них во время просмотра не успеваешь. Марафон из фантастических ситуаций, диалогов, характеров увлекает тебя двигаться вместе с героиней по злачным местам, оказываться в тупиковых ситуациях, не противясь ходу судьбы, как делает это она сама. Количество зла, порока, фальши зашкаливает, но героиню не в состоянии сломать, подчинить общим правилам существования общества.
Перед началом фильма выступал кинокритик, рассказавший, что западные зрители после просмотра фильма спрашивали: "А у вас всегда так?" И не ответишь однозначно. Потому что ... вроде и всегда. И при Достоевском, и при Ленине, и при Сталине, и сейчас тоже так. После фильма понимаешь, что и будет так всегда. Сколько нас ни води по пустыням и идеологиям, менталитет и психология соотечественников, кажется, не меняется, несмотря на перемены внешние. Но ведь это только на экране это выглядит страшно, а в жизни притерпелись, другого и не видим.
Героиня попадает к "иностранным агентам" (что в свете последних новостей звучит зловеще), "долларовым защитникам". Лия Ахеджакова, тот самый иностранный агент, произносит монолог, убийственный по фантастическому реализму, тем более реалистичный, что известна её личная правозащитная позиция. За её спиной на стенде приколоты разные бумажки, среди которых выделяются разноцветные стикеры "Мы рождены свободными" и плакатик с портретом Сталина и лозунгом вроде "Сталин не в прошлом, он устремлен в будущее" (не дословно, общий смысл). Типа, неистребим.
События же фильма демонстрируют, что все мы рождены свободными, однако в тюрьме, просто степень условной свободы у сидельцев и у охранников разная. Заключенные с обеих сторон проволоки, ибо тюрьма - градообразующее предприятие, выбор небольшой - либо сидишь, либо охраняешь.
После фильма состоялся разговор с Сергеем Лозницей по скайпу, он рассказал, что текст для "долларовой защитницы" они придумывали с Лией Ахеджаковой во время съемок.
Спустя время, почти в финале фильма, та же "правозащитница" оговаривается, называя себя борцом с правами человека. За спиной у неё и других "ораторов в вышиванках" в этот момент стоят сотрудники "органов" в форме НКВД. Люди-перевертыши заполняют этот мир, когда они говорят правду, понять невозможно, у них наготове сразу несколько истин.
Хочется рассказывать о фильме долго. Например, у меня как у фотографа, зудели пальцы, хотелось делать кадры, хорошо, что фотоаппарат не брала. Работы оператора и художника фильма феноменальны.
Актерские работы гениальны. Что Василина, которую знаю и как актрису и как человека, в фильме достоверна, я не сомневалась. Все колядовцы там сыграли, как всегда, на высшем уровне. Видеть знакомые и любимые лица на экране удивительно - вроде бы и рад любимому человеку, и тут же включается доверие сыгранному образу, который любить невозможно. Сергей Федоров - добрячок, доставивший нашу "Элли" к следующему рубежу путешествия. Сержант Замураев (я аж вздрогнула) - Александр Замураев, Антон Макушин - два полицейских, которые из машины следят за дракой: "Кто ж так бьет!", пока пьяного не добили. Сергей Колесов, который у Лозницы играет в третьем фильме, сыграл обаятельно-омерзительного типа. Светлана Колесова в роли надзирательницы сыграла вроде бы и сволочь, но в какой-то момент в ней проснулся человек, сочувствующая горю женщина, жаль, только на момент, но это было очень тонко. Алиса Кравцова просто офигенная в роли проститутки! Глаз не оторвать! Лия Ахеджакова - это просто невероятная актриса, её эпизоды великолепны! Даже актеры, которых я не знаю, были убедительны в роли "местных", зато и местных, занятых в эпизодах, было видно, хотя они не отличались по типажу от артистов профессиональных. Какие там лица!! В метро увидела двоих полицейских, даже сфотографировала, настолько они были похожи на тех, что в фильме.
Самый смешной эпизод оказался у Николая Коляды. Практически речь юродивого услышала. Бомж, в нескольких предложениях описавший светлый путь к
По окончании фильма нас попросили погулять, пока наладят связь с Лозницей по скайпу. Я была настолько переполнена мыслями и чувствами, что решила уехать домой. Вопросов к нему у меня не возникло, он настолько точно, ярко, образно высказался в этом фильме, что других объяснений мне не было нужно.
Но все-таки осталась, чтобы посмотреть ему в глаза, человеку, который сумел такое создать.
И вот что меня удивило: он оказался единственным, кто не был фальшивым в этом разговоре. И вроде в фильме было что-то иносказательное, недоговоренное, и даже финал неожиданный и, в общем-то, непонятный. А выходишь с ошеломляющим открытием, которое запускает процесс осмысления и желания говорить с собой правдиво.
Но с ним говорили на каким-то другом языке, обходным, он даже смеялся время от времени. И в этом диалоге, в детальных, но туманных, вопросах и общих, но точных, ответах было продолжение фильма. Я даже почти ушла, не желая слушать псевдоумничание собеседников Лозницы с нашей, российской стороны, в этих вопросах было неуловимое продолжение того, что происходит в фильме, и все же постояла в дверях, чтобы послушать, что он скажет.
Лозница говорил что "то, что мы считаем реальностью, преломлено нашими представлениями о том, что есть на самом деле, и то, что есть на самом деле, мы каждый раз узнаем, что мы не знаем, когда открываем нечто, а узнаем, что представления были неверными". (расшифровка сказанного им с диктофонной записи).
Я не киновед, чтобы рассуждать о том, новый это киноязык или нет. Но в моем маленьком непрофессиональном восприятии это фильм, который войдет в учебники и займет свое место в истории мирового кино. Он настолько многоплановый, многослойный, столько разных моментов затронуто, и вроде бы смешно, но так страшно и актуально, что смеяться невозможно. Режиссер превращает зрителя даже не в свидетеля этих событий, а в участника происходящего. Кто из нас спит - героиня или зрители, что есть сон для героини или для зрителей, почему Лозница назвал финал фильма словом "рондо" - есть над чем задуматься.
Думаю, когда/если фильм выйдет в широкий прокат, мы наслушаемся разного. Потому что при всей уникальности каждого из нас, что отрицается персонажами фильма, мы все - дети времени, дети одной страны, одной идеологии, пусть и усвоенной под разными углами зрения.
Очень сильный фильм. Рекомендую/советую я крайне редко, потому что у каждого свой путь к своим истинам, но в данном случае - рекомендую. Можно спорить про восприятие смысла или правду/ложь показанного, однако посмотреть этот фильм надо обязательно. Непростой фильм, но важный. Хотелось бы, чтобы люди поняли, что фильм про большее, чем видно с экрана, - про каждого из нас.
UPD. Добавлю, о чем думала в метро по дороге домой.
Фильм этот, с большой вероятностью, назовут антироссийским, снятым на "вражеские" деньги, и прочими эпитетами. Снят он белорусом, живущим в Германии, фильм представлен Украиной. Про "вроде "освистали" написала намеренно, предполагая, что люди знают, что никто не освистывал, что это тоже ложь была. Поправляю сама себя, чтобы меня не могли упрекнуть в распространении ложных сведений, сплетен. Фильм снят очень по-советски, поймут это только те, кто формировался в Советском Союзе, - настолько образно, что поиски смысла, спрятанного "между строк", взорвут мозги, ибо смыслов находится необычайно много. Так вот, несмотря на все "отягчающие" обстоятельства, такой фильм про Россию, в которой мало что меняется на протяжении веков, мог снять только человек, который эту несчастную тюремную Россию любит, потому что понимает, и принимает, и жалеет, и хочет лучшей судьбы для неё.
Более того, если мыслить реальными категориями, то фильм этот ничего и не поменяет. Так что и запрещать его не имеет смысла. Потому что идеологию на уровне государства можно поменять - или сделать вид, что поменять, - а менталитет российского, советского человека поменять, как показывает время, практически невозможно.
Фильм этот может лишь обнажить эту суть, показать, как в зеркале.
Но и это тоже много - увидеть себя во всей "красе" и попытаться измениться по своей воле, приняв хотя бы первое свободное по сути решение, сделать выбор, отличный от предыдущих.