Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

"Осенняя соната", реж. Е. Половцева, "Современник"

Мать и дочь, что происходит между взрослой дочерью и стареющей матерью?
Мать, у которой не хватило душевных ресурсов быть рядом со своими дочерьми, когда они так нуждались в ней. Дочь, которая и любит, и ненавидит одновременно свою мать, испытывая по сию пору желание быть рядом с ней и страх не понравиться ей, быть недостойной своей прекрасной, великой матери, для которой она навсегда останется девочкой, которая недотягивает до матери во всем.
Эва (Алёна Бабенко) 7 лет не видела свою мать Шарлотту (Марина Неёлова), дождалась её в гости. Шарлотта недавно потеряла очередного мужа, одинока, продолжает свою карьеру, занимается собой. Казалось бы, вот дочь, которая её любит, скучает, живи да радуйся. У дочери свое горе - она потеряла единственного сына, рожденного от мужчины, которого она никогда не любила. Зачем вышла замуж?

Возможно, чтобы стать любимой, важной, значимой для кого-то? После смерти сына она забрала из больницы свою сестру. Шарлотта, увидев вторую дочь на инвалидной коляске, недовольна тем, что ей напомнили о том, что у неё есть и такая дочь. Она рождена для успеха, а тут такое... Не может быть у неё неудачных детей.

Встреча двух родных людей постепенно превращается в долгий сложный разговор о чувствах. С каждой минутой становится всё более ясно, насколько велика пропасть между двумя самыми близкими людьми. Нет не то что понимания, но даже желания понять друг друга, обиды прошлых лет перекрывают другие чувства, мать защищается от чувств дочери всеми способами: не может быть вины, нет стыда, для отсутствия в жизни детей у неё находятся свои причины.

Хочет ли дочь понять мать? Вся её жизнь подчинена желанию быть любимой, быть согретой, но от матери нет тепла и понимания. Можно ли простить мать за то, что жизнь сложилась так, как сложилась? Может ли Эва быть заботливой матерью своей сестре, будто реабилитируя свою мать и давая сестре то, в чем нуждается и она сама? Способна ли Шарлотта за обвинениями и обидами дочери увидеть сильнейшую любовь к ней?

Что сильнее - любовь ребенка к матери или материнская любовь? Бывает ли так, что у матери нет любви к детям?

Нет, мать не смогла обнаружить в себе материнские чувства ни к одной из дочерей. Привычка быть лучшей на сцене не позволила Шарлотте встретиться со своей виной перед дочерьми, пережить стыд и через это принятие себя неидеальной простить себя и принять своих неидеальных дочерей такими, какие они есть, и какие - неидеальные - любят её, нуждаются в ней и возвели мать на такой высокий пьедестал, с которого она своих дочерей не способна увидеть, они кажутся ей мелкими.
Человеческая трагедия.

Дуэт Бабенко и Неёловой, даже внешне похожих, как лодка ныряет то вверх, то вниз по волнам. Из разговоров постепенно проясняются судьбы обеих женщин, новые штрихи разворачивают чувства то в одну, то в другую сторону. Можно ли судить кого-то из этих женщин, или важно понять каждую, чтобы простить и героиню, и своих близких?
Обе актрисы виртуозно играют тончайшие движения души, за что им низкий поклон.

Получилось ли у актрис достучаться до закрытых дверок в душе зрителей?
Моей мамы уже нет. Невозможно сесть рядом и разговаривать, пусть с гневом и обидами. Нет человека - нет проблемы? Я больше не дочь. Только мать. Понимаю, что я - эстафетная палочка, но что передается со мной моим - маминым - потомкам, что досталось мне самой оттуда, от мамы, бабушки, от неведомой мне прабабушки, которая тоже пережила свое горе, свою нелюбовь от кого-то совсем для меня далекого?
Мать-дочь-мать... Неразрывная нить поколений.



Tags: Современник, Театр, Театр 17-18
Subscribe

Posts from This Journal “Современник” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments