Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

О стержне

В фб сейчас вовсю обсуждают историю режиссера, фильм которого недавно прошел по тв. Дело не в фамилии режиссера или названии фильма, хотя знающие поймут, о чем речь.
Для меня вся эта история - не про конкретные детали, а про трагедию человека, который, будучи взрослым, талантливым, востребованным человеком, создавшим хорошие фильмы и до этого фильма, то есть, профессионально грамотным и креативным, не может найти себя.
Судя по тому, что многие о нем говорят как о человеке, с которым уже подобное случалось, могу предположить, что он - человек сомневающийся, или совестливый, как многие формулируют. К этому человеку я отношусь с уважением как к талантливому человеку. Творческий талант, уже проявивший себя в профессии, обладает некоторой степенью свободы: логично, что в творчестве трудно создать что-то интересное и талантливое, если постоянно придерживаться общепринятых рамок. Зачастую, гениальные картины/спектакли и т.п. создаются как раз из противоречия с рамками и правилами. Даже в научных коллективах нужен "дурак", человек, который спросит "а почему нет?", пока "образованные" объясняют, что так нельзя, и совершит открытие.

Когда мой сын в школе заявил, что хочет быть режиссером, я сначала даже всерьез это не восприняла. "У нас в роду никогда не было творческих, мы же не Бондарчуки, не Михалковы".

Меня саму мама "грамотно сориентировала" бросить идею стать врачом - "нищий профсоюз, ни путевок, ни премий, женский коллектив, сплетни, замуж не выйти", мама врачом работала, - и пойти учиться в энергетический. Волю мою она сломала ещё в детстве, потому МЭИ я и закончила, пережив кучу стрессов. Лет 10 после окончания института мне иногда снился сон про то, что я не только не защитила диплом, но даже тему для него не выбрала. Ночной кошмар.

Поэтому дать свободу выбора сыну было сложно: у меня не было опыта собственной свободы выбора. Есть протоптанная родителями дорожка, которая худо-бедно куда-то ведет. Куда ты попадешь, если сойдешь с этой дорожки - в болото, в терновую рощу, или к морю-океану? Риск.

Чем старше становилась я сама вместе с сыном, тем больше понимала, что я не хочу сыну своей судьбы, да и судьбы мужа, которая в чем-то была схожа с моей при выборе профессии.

Тем более, профессия режиссера предполагает сильную волю: именно режиссер имеет в голове конечную картину, именно он несет свою идею другим и должен добиваться исполнения его воли, если хочет получить ожидаемый результат.

Мы ездили с ним к психологу на консультацию по профориентации, он провел там 3 часа, отвечая на вопросы. Результаты были удивительно наглядные: результат по знаниям был похож на почти правильный шестиугольник - по шести направлениям сын показал хорошие результаты, а вот по устремленности был серьезный провал по направлению биология-география и резкий длинный луч в сторону образных предметов вроде литературы.

Мне было сложно решиться поддержать сына в его выборе, но я пошла в те самые терновые кусты, куда никогда не ходила.

Он учился легко, с радостью, удовольствием, интересом, учился на отлично, ректор его узнавал и пожимал руку, потому что сын часто пропадал в монтажке, где нужно кропотливо трудиться. Полет фантазии и талант - хорошо, но без трудолюбия он не проявится.

А на дипломе у сына вдруг сложилась очень сложная ситуация. Руководитель диплома, немолодая женщина, которую он очень уважал все годы учебы, стала вносить такие правки в его фильм, которые в корне меняли смысл его работы. Не просто детали нужно было исправлять, что допустимо, а всю концепцию фильма. Иными словами, он должен был снять её фильм, а не свой. В 20 лет в работе над дипломом это серьезная проблема. При том, что он шел на красный диплом, и был риск его не получить, несмотря на 5 лет отличной учебы.

Он спросил моего мнения по этому поводу. Кажется, даже не совета, а мнения. Я тоже переживала эту ситуацию, потому что мама вырастила меня удобной и послушной девочкой, которой всегда, всю жизнь было сложно идти против других людей, которая считала, что кто-то другой знает лучше, чем я, что я не могу доверять своему мнению, а должна полагаться на мнение более знающих. Это не раз подводило меня в важных вопросах, про некоторые события мне до сих пор больно думать, особенно, в вопросах, касающихся здоровья сына.

Я сказала ему тогда:
- Ты выбрал профессию режиссера, который в ответе за итог. Режиссер - профессия зрелых людей, которым есть что сказать миру, людям, это профессия четкой позиции, когда ты знаешь, что и зачем ты делаешь. Получается, тебе эта ситуация дана как экзамен на право называться режиссером, сможешь ли ты доказать другим, что ты можешь снимать свои фильмы. Ты сейчас выбираешь идти по гладкой дороге или по целине, прорубая путь другим: в институте ещё не снимали дипломных фильмов с актерами, там нет критериев оценок игровых фильмов, есть риск получить невысокую оценку. Ты готов к этому? Если да - отстаивай свое видение темы фильма.

Он отстоял свой фильм. Высокой ценой. Руководительница отказалась от работы с ним. Второй преподаватель, наслушавшись её рассказов про плохой характер сына, тоже отказался вести его диплом. Всё это незадолго до защиты диплома. Парню 20 лет.

Не буду утомлять подробными деталями происходившего тогда: он все преодолел, даже получил, в итоге, красный диплом, заслуженный годами труда. Потом его фильм показывали студентам.

Но для меня было не важно, что он получил красный диплом. Я по сию пору горжусь тем давним, одним из первых взрослых, выбором его как мужчины, как режиссера: в моих глазах он тогда сдал на отлично свой главный экзамен на право быть режиссером.

Режиссер, получив осуждающие отзывы о фильме, решил уйти из кино. Ему 36 лет, это красивый, умный мужчина, очень талантливый человек, уже снявший качественные фильмы, получавший за них награды. Ему бы работать и работать, и плевать на осуждение. Отступив от собственной работы, над которой работал, видимо, несколько лет, он как будто отказался от какой-то части себя. Уверена, что он делал честно и искренно и свои фильмы, и отречение писал так же честно и искренно. Как человек я ему очень сочувствую, понимая, что с такой обостренной совестью ему сейчас очень нелегко. Тем более, что теперь на него вообще со всех сторон посыпались обвинения черт знает в чем.

Я очень надеюсь, что рядом с ним есть люди, которые способны его поддержать в это сложное для него время. Стержень в нем оказался не мощный, не гибкий, а хрупкий, ломкий.

И я думаю не о том, что он дальше будет делать, а о том, почему он таким вырос, как его воспитывали, какой опыт ему давали, что в 36 лет, когда есть мозги, есть уже опыт, успехи - все то, что должно быть ему опорой на себя, на веру в то, что он делает - и делает хорошо (!), - он не может отделить плевелы от зерна. Либо понять, про что ты снимаешь фильм, чей заказ, сразу и отказаться, либо уже сделать свою работу хорошо и не отказываться от этой работы, даже если её, и его вместе с ней, гнобят люди, которые ему в подметки не годятся по уровню сделанной ими работы.

Человеческая трагедия. Драма духа.
Я от всей души желаю ему сдать этот сложный экзамен и найти в себе то, чему он может быть верен и доверять этому всю оставшуюся жизнь.
Tags: Наблюдения, Размышления, Судьба
Subscribe

  • Иван Бунин

    В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о…

  • Иван Бунин

    Мы встретились случайно, на углу. Я быстро шел - и вдруг как свет зарницы Вечернюю прорезал полумглу Сквозь черные лучистые ресницы. На ней был…

  • Иван Бунин

    Бледнеет ночь... Туманов пелена В лощинах и лугах становится белее, Звучнее лес, безжизненней луна И серебро росы на стеклах холоднее. Еще усадьба…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments