Инсценировку Коляда писал по изначальному тексту романа без правок, выбирая то, что нужно именно ему, поэтому спектакль вышел вроде бы про то же самое, про что фильмы, однако остается ощущение, будто это какое-то другое произведение. Нет нескольких сцен, ставших классикой, вроде обнаженного инженера на лестничной площадке, есть сцены, которых нет в фильмах.
Традиционные для режиссуры Коляды массовые танцы и песни, конечно же, есть в спектакле в виде одесского шансона. Есть одесские веревки с бельем, огромное количество кошек (обыгрывание имени Кисы). Атмосфера одесского юмора как нельзя лучше подходит к событиям, происходящим с Кисой и Осей: без юмора всё происходящее видится человеческой трагедией, одесситы же все происходящее умеют увидеть сквозь призму юмора. Театр - это соединение трагедии и комедии, человек приходит в театр, чтобы выпустить чувства - посмеяться и поплакать, отчего в душе освобождается место для новых чувств, становится легче.
Мне повезло посмотреть спектакль трижды, в разных составах. Главные роли - Кисы и Оси - исполняли пары Коляда-Белов и Ягодин-Колесов. При том, что рисунок роли выдерживается каждым актером, впечатления все-таки разные.
Остап в исполнении Сергея Колесова - мужчина с опытом, умеющий сочувствовать своему партнеру, в нем есть понимание и принятие другого, несмотря на его неудобства.
Киса - Олег Ягодин
Светлана Колесова - Мадам Грицацуева
Киса убил Остапа, но посмотрите, как он обнимает обмякшее тело. Эта странная дружба, основанная на корысти, в спектакле Коляды обретает оттенок взаимной любви, парадоксальной, закончившейся трагедией: один убивает другого в результате краха идеи. Остап, легко переносивший все проколы Кисы, убит тем, кого он прощал.
Кто не сталкивался с тем, что прощеный не выносит великодушия простившего?
Уже на фотографиях, коих сделано очень много (их можно посмотреть, нажав на любое фото и пройти влево-вправо), я увидела, насколько лицо Кисы напряжено и трагично почти на протяжении всего спектакля.
Остап не подозревает о том, какое решение вызревает в мозгу Воробьянинова.
Решение принято.
Финальная сцена, Олег Ягодин.
Гладит стены театра.
На видео - финал спектакля с Кисой - Николаем Колядой. Он гладит стены своего - своего - театра. Коляда-театр на центральной улице уральской столицы - исполнившаяся мечта маленького мальчика из далекого села Пресногорьковка? Мечтал ли Коля, играя дорожной пылью или сидя на крыше и глядя вдаль, о том, что у него будет свой театр, носящий его имя, что он будет известен всему театральному миру? Или взрослый Николай упорно делал свое дело, каждый божий день, несмотря на критику, близкую к оскорблениям и унижению, несмотря на отсутствие денег, опираясь просто на собственную веру, что он делает любимое дело?
Сам Николай Коляда сделал этот спектакль про Кису-себя. И тот, и другой увидели некий дом для зрителей, для народа. Оба гладят стены.
Для одного это - трагедия, рухнула его мечта о богатстве, которое позволило бы ему делать то, что он хочет. Он в шоке от краха.
Второй выстроил свой театр, свою жизнь положил на то, что сейчас у него есть, делал, что хотел, невзирая на безденежье.
Киса Коляды гладит стены, смотрит в зал зрителям в глаза. Берет с собой кошку и ложится в ящик как в гроб, прикрывая за собой крышку. Оживший Остап посыпает ящик черной ватой как землей.
Сделал дело - свободен?
Это такой реквием Коляды по себе?
Финал страшный под безумство "Лимончиков".
Это очередной вызов Коляды судьбе. Кто-то написал ему, что это плохая примета - ложиться в роли в гроб. А я уверена, что приметы для Коляды - ерунда против его веры в театр, в себя, в то, что он делает.
Но слезы выступают.
Ещё одно видео с этого спектакля - моменты, которые любителям Коляда-театра передадут общее впечатление от спектакля.