Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

Коляда-Plays, день девятый

Фестиваль незаметно приближается к финалу. Николай Коляда будто специально создал программу по нарастающей: то ли все успели растрогаться-растаять на предыдущих спектаклях, то ли он так драматургию фестиваля срежиссировал, только среди участников и зрителей все больше восторженных отзывов и слез.
Сегодня я смотрела два спектакля: "Топ-модель" из Венгрии по пьесе Николая Коляды "Баба Шанель" и "Русская смерть" из Астрахани по пьесе Ирины Васьковской.
В венгерском спектакле роли бабулек играли мужчины, все песни исполнялись на русском языке. Так ли в оригинале спектакля, не знаю, но мне было приятно, что наши песни звучали, причём пели хорошо, особенно, исполнительница Розы. Явно профессиональная певица. Трактовка пьесы не сильно отличалась от спектакля самого Николая Коляды, с первого ряда были заметны некоторые профессиональные промахи, но в целом, спектакль получился веселым, каким и задумывался Колядой. Может быть, немного не хватило проникновенности в части "грустной", когда бабули вспоминают прошлое, но это можно отнести на волнение: зал был переполнен, чужой язык, другая сцена. У меня в первом действии не работали наушники, но пьесу знаю чуть не наизусть, просто смотрела на актёров. Во втором уже слушала перевод, который читала журналист из Москвы Лена Тришина: все её личные интонации, отношение к героям пьесы были слышны:)
Поставили спектакль Анна Варшави и Аннамария Силаги в г. Сегед, A&A production.
Астраханский спектакль пробрал до слез. И пьеса Иры Васьковской великолепная, и спектакль, благодаря изумительной игре актрис, замечательный получился.

Две сестры из российской глубинки, без личной жизни, старшая Валентина (Лидия Елисеева), младшая - с символическим именем Надежда (Юлия Даутова), ждут подарков судьбы в виде мужчины, который появится и решит все их проблемы - починит завалившийся забор, крышу, полюбит духовно и физически... Надя любит погулять, чтобы весело и шумно, до отчаяния, через веселье к страданию и обратно, Валя - из числа женщин, что в любом возрасте будет заботливой мамочкой кому угодно - и шапку велит надеть, и суп из топора сварит, и пьяного мужа на себе домой притащит, ещё и сапоги ему снимет, чтобы и ему было удобнее, и постель не испачкать. Две ипостаси русских бабонек.

Как тут не обойтись без любовного треугольника. Надя привела в дом случайного мужчину, который не помнит, как сюда попал. Извечная бабья жалость быстро создаёт вокруг обычного выпивохи ореол мужественности, опоры и надежи. Нет мужика рядом, так хоть помечтать о нем, когда хоть кто-то появляется, дорисовать ему все, что хочется увидеть.

Ира Васьковская создала точные образы людей, которые встречаются на каждом шагу. И разбитная бабенка в чулках в сеточку и лабутенах со стразами, и старшая сестра, которая в заботе о младшей перешла возраст, когда уже мало что светит из юношеских мечтаний о любви, и потертый жизнью, пропитанный алкоголем охранник из агенства "Русь", - в каждом теплится надежда на судьбоносную встречу, на любовь, которая осветит жизнь.

Да только мужичонка сбегает, прихватив выпивку, приготовленную хлебосольными дамами в надежде на любовь, и остаётся женщинам закатывать консервными крышками светящиеся лампочки в трехлитровые банки.
Надежда на любовь законсервирована...

Во врем действия вдруг всплыли из памяти ощущения от первого знакомства с Коляда-театром в мае 2006 года: первым, что я увидела у них на гастролях в Москве, в Современнике, был спектакль "Нежность" по пьесе Коляды в исполнении Сергея Федорова и Натальи Гараниной. Это был шок!
Сегодня подумала, что Ира Васьковская тоже обладает талантом проникать в душу своих героев, подобно Коляде: умение вытащить из глубин желаний светлое и пронзительное даётся не каждому драматургу. Ира это умеет, её пьесы трогают зрителей до слез. Вот и в этой пьесе, как в песне, "просто встретились два одиночества, развели у дороги костёр, а огонь разгораться не хочет, вот и весь, вот и весь разговор", да только банальная ситуация, случающаяся с тысячами людей, в каждом конкретном случае уникальна, как уникальны одиночества каждого из нас трёх героев пьесы.

Народу снова было битком, драматургу пришлось смотреть свой спектакль с балкона. Мне повезло оказаться по центру, наснимала фотографий. Недалёко от меня сидела Томочка Зимина: в свои 74 она не только выглядит прекрасно, но и бегает на все спектакли фестиваля, сегодня устроилась на полу на подушке, мы еле уговорили её сесть между нами, потеснились. В какие-то мгновения я успела снять, с каким наивным доверием она смотрит актёрские работы других - рот открыт от изумления, глаза горят, будто не актриса, знающая все хитрости профессии и саму пьесу, а ребёнок на сказочном представлении увидел настоящего Деда Мороза!

Очень хорошая работа Общедоступного театра "Периферия" из Астрахани в режиссуре Александра Беляева, который и Алексея-охранника сыграл.

Смотрю я спектакли фестиваля и радуюсь, что не мне судить, кому какой приз отдавать. По мне, так по поговорке "всем сёстрам по серьгам". Возможно, я практически всеядный и неразборчивый зритель, но мне так нравится находить что-то хорошее в каждом спектакле и не быть строгим придирчивым судьей. Коляда стремится создать тёплую дружелюбную атмосферу дорожелательности на фестивале, и мне это так симпатично, что я охотно покупаюсь на такую его режиссуру моего зрительского настроения. Бывает, что-то не понятно или не понравится, а потом думаешь: "Да какая разница, какое у меня есть право оценивать те или иные огрехи, ведь человеческие отношения, радость в душе, умение принять жизнь и людей такими, какие они есть, гораздо важнее". Судей и "педагогов-руководителей", знающих, как надо, и без меня хватает.

Многие хвалят и другие спектакли, на которые я не попала. Вечером одновременно по 2-4 спектакля идёт на разных площадках, 37 спектаклей за 10 дней не посмотреть. Радуюсь, что у екатеринбуржцев и гостей города и фестиваля есть возможность увидеть столько хороших спектаклей, причём, таких театров, которые в Москве никогда не были и вряд ли будут приглашены на гастроли. Если бы вы видели, с каким интересом участники фестиваля ходят смотреть спектакли друг друга, с какой жадностью обмениваются впечатлениями, учатся друг у друга чему-то, просто общаются.

Сегодня был заключительный актёрский клуб. День рождения драматурга Валерия Шергина. На этом фестивале был аншлаг из спектаклей по его пьесам. Это так здорово видеть, как он буквально на моих глазах из почти застенчивого артиста из Сарапула превратился в одного из самых интересных и востребованных драматургов России, и дальше будет расти: у него такие фантасмагорические тексты, такие яркие картины, такой феноменальный юмор в пьесах, какой-то добродушный, несмотря на видимую жестокость и кровожадность, такой фонтан идей, философская пропитанность тарантиновских кошмаров, что режиссерам есть в чем себя проявить, тексты наполнены таким разными образами, претворяй их и так, эдак.

Приятно смотреть, с каким оживлением, с какой радостью участники фестиваля общаются между собой в неформальной обстановке, с фуршетным столом - сухим вином, вкусными салатами, приготовленными с любовью в простом кафе "Матушка" за углом Коляда-театра. Хозяин кафе незаметно снуёт между гостями, подбирая пустую грязную одноразовую посуду, поднося новые порции салатов или канапе. Как здесь не вспомнить модное слово "кейтеринг" (как "ребрендинг" из пьесы "Баба Шанель"): наготовили, накормили, убрали, только по-колядовски, без пафоса и вычурности. Очень приятные люди, все по-домашнему вкусно и доступно по ценам, хорошую энергетику вкладывают в еду. Приеду на следующий года снова до фестиваля, снова буду жить недалёко и буду обедать-ужинать именно у них.

Очень тепло поговорили с Василиной Маковцевой: какая же она умничка, человек сдержанный вроде, а сколько всего у неё внутри благородного, великодушного, уважительного.

Порой думаю: как удивительно создаются контакты вокруг Коляды. Он сам притягивает к себе разных талантливых людей, способных по рождению, но умеющих развивать свой дар. И эти люди постепенно создают славу Николаю Коляде. Потому что Коляда-театр хоть и носит его имя, но такой успех не был бы возможен, если бы десятки людей не трудились как пчелы, не проявляли таланты на радость зрителям. Это такой большой улей с Коляда-"пчеломаткой" во главе, однако мёд носят рабочие пчелки, а все вместе делают огромное дело, создают Театр, Коляда-театр, который уже стал легендой во всем мире, будет вписан в театральные учебники как феномен не только творческой деятельности, но и менеджерской, ведь содержать частный театр с такой большой труппой, сделать его успешным, востребованным, самоокупаемым - тоже талант!

***

Леру Приходченко узнают в соседнем продуктовом магазине по роли в "Глухаре". Она радуется, как ребёнок:)
Меня тоже уже узнают, подходят и говорят приятные слова. Неожиданно и радостно: мне порой кажется, что я пишу для нескольких друзей, которые оставляют комментарии.
Никогда не знаешь, чем слово отзовётся.

Сегодня уже ухожу домой писать пост, вдруг окликнули: "Ольга! Хочу сказать, ваш пост про наш спектакль читали все артисты. И ещё: у меня после разговора с вами что-то в мозгу щелкнуло, повернулось".
Это так важно для меня, так трогательно - знать, что не случайно, не напрасно состоялась встреча, что человек был готов к восприятию чего-го нового и важного для себя, что получилось что-то значимое для обоих. Понимаешь, что не впустую идёт твоя жизнь, пусть маленькие, но дорогие подвижки происходят в тебе и в других, что есть ценное в общении, из чего складываются открытия и рост человеческой души.

Так человек это сказал про "в мозгу повернулось", что неожиданно из глубин памяти всплыло, как много лет назад один очень дорогой человек вот так же потёр виски и произнёс: "У меня там как будто что-то расширилось". Он тогда работу потерял, а я сказала: "Так это же здорово! Вы сами не смогли решиться на перемены, а судьба вас толкает к этому, ставит в безвыходное положение, значит, пришла пора слушать не маму, а свои желания". И ведь переменил он судьбу, рванул в Москву, и работу обрёл не хуже прежней, и круг общения поменялся, и даже любовь свою тут встретил, семью завёл, детки растут. Про расширение то вряд ли уже помнит, а я помню и радуюсь, что получилось у него. У них. Потому что случайно или нет, но и с его женой довелось общаться. Чудны твои дела, Господи, каких только встреч ты для меня не посылал...

Иду я в не_знаю_какую_сотню_раз за 10 лет и 11 ежегодных приездов сюда по ночным улицам Екатеринбурга, не выпив ни капли алкоголя, а голова кружится от переизбытка чувств так, что пошатывает от эмоций, ночных бдений за клавиатурой, от мыслей, рождённых спектаклями и глубочайшим общением с ... душами человеческими. Тепло и близость с другими людьми - невероятное счастье. Будто в груди что-то воздуха набирает, вздыхает глубоко, будто над землёй поднимаешься и становишься той самой вороной, про которую Коляда в "Рогатке" написал.

Пьесы Коляды и его учеников обладают удивительным качеством - искренней простодушностью, какой нам всем не хватает в жизни, пронизанной фальшью, опасениями, что тебя обманут, предадут, посмеются над тобой, больно ранят словом или делом, оттого включаются защитные механизмы от цинизма до агрессии. А у Коляды и его "потомков" подпитываешься бесхитростностью и прощением, добротой, и жить светлее становится с верой, что есть на свете и доброта, и принятие тебя, далекого от идеала, и любовь или хотя бы надежда на любовь.

Завтра ещё два спектакля, послезавтра закрытие фестиваля в Логиново с тремя традиционными читками пьес - хоть бы погода была хорошей, без дождя.
И все...

Tags: Екатеринбург, Коляда, Коляда-plays 2017, Любовь, я
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments