Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Колбаса. Фрагменты", Реж. Антон Бутаков, Туймазинский государственный татарский драматический театр

Автора пьесы Валерия Шергина люблю нежной любовью: каждый раз поражаюсь, как ладно складываются в его воображении несоединимые вещи, как парадоксально он умеет мыслить, не осознавая, кажется, всей глубины своего таланта как дара свыше. Удивительный автор, в котором соединяются юмор, в том числе, чёрный, и оппозиционные взгляды на жизнь, цинизм/скептицизм и романтизм, вернее, его светлая составляющяя, не наивная, и вера в лучшее в человеке, глубокие философские мысли с шокирующими низкими высказываниями. Шергин - воплощение единства и борьбы противоположностей, обаятельный, трогательный, вызывающий желание одновременно обнять его и выпить с ним, параллельное и последовательное.
"Колбасу" привозят на фестиваль уже не в первый раз, но прежде не смотрела, читать глазами пьесы я не люблю, потому что нет у меня режиссерского видения, текст "слева - кто говорит, справа - что говорит" воспринимаю скучно, без игры. Мне нужно воображение другого, чтобы рассмотреть смыслы пьесы. Однако судьбе было угодно, чтобы впервые познакомилась с этой пьесой именно сегодня, именно в постановке Туймазинского театра (я и про город Туймазы-то не знала прежде), именно в постановке актёра Коляда-театра Антона Бутакова.

Билеты на спектакль купила в день приезда именно из-за Шергина и Бутакова, не подозревая, что добавится ещё один повод пойти именно на этот спектакль.

Три дня назад на актёрском клубе, читай, посиделках-поговорилках после спектаклей, специально устроенном Колядой для взаимных знакомств гостей фестиваля и новых творческих проектов, случайно разговорилась с человеком в тюбетейке Коляды. Коляде дарят кучу разных тюбетеек, и я в числе тех, кто мечтает увидеть Коляду в своём подарке. Носит же он только свои собственные, как правило. И вдруг - исключение! Сам Коляда поменялся тюбетейкой с актёром из Туймазы - тюбетейка затейливая, с маленьким кокетливым хвостиком.

Вот с обладателем тюбетейки Коляды мы и проговорили больше часа. Айнур Гайсаров, молодой талантливый человек из Туймазы с красивым именем Лунный Луч. Светлый человек. Каким ещё может вырасти ребёнок, для которого юный тогда мужчина, его отец, выбрал именно такое имя? Если юный мужчина так называет своего сына, это значит, он сделает все, чтобы его ребёнок вырос добрым, светлым и счастливым, потому что именно счастливый человек излучает свет.

Режиссерские работы Антона Бутакова я уже видела, как актёра знаю его с первых шагов у Коляды, когда более чем двухметровый Антон появился в "Трамвай Желание", я помню своё изумление соединением какого-то детского выражения его лица, огромного роста и тем, как он красиво раздвигал разноцветные занавеси на сцене.

Антон чуть вырос из своей юности, возмужал, однако в режиссуре пока отдаёт предпочтение внешним эффектам, что неудивительно. Поэтому сегодняшний спектакль, несмотря на моё внутреннее несогласие с какими-то режиссерскими находками, вроде поджопников к месту и не к месту, особенно, в аутентичной татарской среде, с некоторыми цитатами из спектаклей самого Коляды, что тоже вполне понятно (удержаться от влияния такого мощного авторитета в начале творческого пути сложно), с одной стороны, вызвал желание отстраниться, с другой, довёл меня до слез в финале.

Разбирать по косточкам спектакль поэтому не буду, я не критик, не актриса, не драматург и не режиссёр, хожу в театр, хоть и часто, но как зритель. У меня два критерия, в отличие от критиков, ждущих новых форм от театра. Пробрало-не пробрало и хочу пойти ещё раз-не хочу.

На этот спектакль, возможно, второй раз не попаду.
Но пробрало.

Огромная заслуга в этом - артистов. Начиная с Айнура, который играл далеко не главную роль. Артисты, исполняющие роли главные, порадовали очень. Благодаря артистам, спектакль я приняла всей душой. Роль Михаила, отца главного героя, сыграл гениальный артист (к сожалению, в программке не пометили, кто именно из двоих сегодня исполнял эту роль), которому может порадовать любой столичный театр.

Действие пьесы крутится вокруг свадьбы девушки Кати, которая вышла замуж за Сашку, любя другого. Есть ещё подросток, которому подарили поросёнка Борьку, вроде щенка, о котором мечтают многие дети как о Друге, преданном и верном. Подросток этот знает, что его отец изменяет его матери. Банальность, по сути, явление распространённое, но какому взрослеющему человеку не хочется верить в стабильность семьи как модели мира.

Вот и свадьба Кати - символ надежды на то, что стерпится-слюбится, что и родители живут долгую, как видится из юности, жизнь, что родители-то лучше знают, как правильно, что жить так, через терпение, можно и нужно.

Ан нет. Любви изменять нельзя. Изменять можно только в нелюбви. Надежда на "стерпится" сбудется, на "слюбится" - никогда. Прожить жизнь в терпении можно. А по-настоящему радоваться можно только в жизни с любовью.

Но решения принимают в одиночку, внутри себя, подчиняясь тем правилам, которые сам человек для себя выбирает, не важно, под влиянием родителей ли, общества ли. И самому потом отвечать придётся за свой выбор.

Рядом со мной сидели две женщины, мать, лет 70-75 и дочь, лет 40-45, одетая в весенние цвета радости. Они были без наушников с синхронным переводом, стало быть, татарки. Старшая женщина в платочке, как ни странно, реагировала на происходящее не только без осуждения, но живо, аплодируя в некоторых местах без оглядки на молчание зала. По окончании спектакля я спросила, понравился ли ей спектакль. Она ответила, что очень понравился. А её дочь добавила:
- Есть о чем подумать.

Возможно, профи от театра найдут, за что покритиковать этот спектакль завтра на обсуждении. Но театр создан для зрителей, самое важное происходит в душе каждого отдельно взятого зрителя. В своё время я не хотела отдавать сына в детский сад и, чтобы проводить с ним больше времени, пошла работать уборщицей. Некоторое время после этого, где бы я ни была, подмечала пыль и грязь в помещениях - это было моей работой, которую я должна была выполнять добросовестно, должна была подмечать грязь, чтобы другие потом видели чистоту как результат моего труда.

Так и критики-драматурги-режиссёры-артисты видят в театре спектакль иначе, чем я.
Мы смотрим на одно и то же с разных сторон, с разных точек зрения и знаний о том, каким должен быть театр. Мне нравится моё отсутствие таких знаний и возможность испытывать чувства вне зависимости от приемов, способов воздействия на зрителя и прочего. "Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад".

Меня спектакль пробрал.
Это заслуга артистов: несмотря на неполный зал, на отсутствие поддержки зрителей (мы с татарской бабулей порой хлопали чуть не вдвоём), они играли с таким удовольствием, с такой отдачей, с таким азартом, что поневоле переключаешься на их энергию и заражаешься их энтузиазмом. В финале аплодировали всем залом активно.

Так порадовало меня, что в неизвестном мне прежде маленьком башкирском городе Туймазы, в котором живёт 60 тысяч людей, - это минимум раз в 5 меньше, чем в моем Южном Бутове, которое только ленивый не прокатил в шутках, и в котором нет ни одного театра, - служат такие замечательные артисты! Отважные, талантливые, получающие радость от сцены и своего труда. Порадовало, что вместе со взрослыми профессиональными артистами на сцене работал школьник. По рассказам Айнура, в театр потянулись подростки, которые пишут стихи и много общаются, получая возможность выражать свои мысли и чаяния. Представить, что поздним вечером в МХТ собираются школьники ради общения друг с другом, невозможно. А в Туймазы - не вопрос.

Человеческое важнее профессионального, чаще всего. Для меня - точно. Профессионалов много, а человеческого вокруг - как, по-вашему?

По окончании спектакля пошла пешком от Камерного театра к Коляда-театру в надежде встретить там туймазинцев и высказать им свою благодарность. Но они не пришли, а завтра после обсуждения с критиками утром уезжают. Пусть прочитают хотя бы.

Актёрский клуб сегодня был спокойным и малочисленным. За столом разговорилась с двумя сёстрами: одна из Екатеринбурга, вторая приехала в гости из Новороссийска и предложила сходить на фестиваль, вычитав про него в интернете как про достопримечательность. Посмотрели они "Марьино поле" и "Страсть и стразы", оба спектакля им не пришлись по душе. А сегодня смотрели в Коляда-театре родной "Фальшивый купон", который им очень понравился. На актёрском клубе оказались благодаря приглашению Коляды. Они спросили меня про Коляду. Ну, тут Остапа меня понесло. Говорить о нем, о его театре, о его талантливых актерах, спектаклях могу бесконечно. С любовью. Проговорили больше получаса, пока не приехал за ними муж екатеринбурженки. Её сестра сказала, что теперь приедет как-нибудь специально, чтобы посмотреть что-то ещё в Коляда-театре: её взгляд из отсутствующего постепенно превратился в заинтересованный. А у местной сестрички глаза загорелись:)

Наш разговор слушала преданная поклонница Коляда-театра, приехавшая на выходные из Питера. Когда девушки ушли, она наклонилась ко мне и с улыбкой спросила:
- Ещё и их подсадила на Коляду?

Это ведь счастье - подсесть на Коляду. Хороший такой, правильный наркотик - не уходить в иллюзию-нирвану от правды жизни, а встретиться с этой правдой, с собой-неидеальным, со своей любовью и болью, чтобы найти в себе мужество принять это все, принять себя, отличного от "хорошего", чтобы суметь потом принять и другого - "плохого" - с любовью.

Быть открытым даже тому, кого не знаешь совсем, кто может покрутить у тебя за спиной пальцем у виска или сказать про тебя гадость, - высший пилотаж, которому я учусь у Коляды.
А Васька слушает, да ест.
Коляда тоже слушает разное про себя, заслуженное и совсем не заслуженное, и делает своё любимое дело -Театр.


Кто бы что ни говорил: делай, во что веришь, твори, что любишь, и будет тебе счастье и радость.
Tags: Екатеринбург, Коляда-plays 2017, Счастьюшко:)), Театр 16-17
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments