Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"12 стульев", Реж. Николай Коляда, Коляда-театр, Екатеринбург, дубль два

У каждого человека есть свой особый путь к пониманию важных для него истин. Первый просмотр этого спектакля с самим Колядой в роли Кисы пришёлся на следующий после прилёта день: легла в местные 4 утра, наши два ночи, спала 4 часа, за день прошла 10 км, эмоций от общения и до спектакля хватило, сидела далеко-высоко, видела общую картину хорошо, лица плохо, энергетика актёров и любимого Коляды растворилась в первых рядах. Все первое действие, да простят меня любимые мои артисты, я вставляла спички в глаза - проблема это не их, а моя: колядовцы вообще, а рядом с Колядой на сцене, тем более, не лажают. Мне стыдно, но лукавить и лгать я не буду - лучше я честно скажу, что причина во мне, чем буду льстить. Эти люди настолько талантливы, настолько труженики, что в лести не нуждаются: им можно и нужно отдавать такое же искренное, какое они отдают нам, говорить откровенно, ибо они знают, что говорю всегда с любовью.
Сегодня сидела ближе, адаптация к разнице во времени случилась, я смогла воспринять вложенное. Хотя отмечу для тех, кто будет смотреть этот спектакль: столько красивого, мелькающего, сверкающего, медитативного, индийского в первом действии, такая музыка подобрана Колядой, что впадаешь в транс. Убаюкивает.
Разгул, природа, индийские коровы, срущие на пляже (коров на сцене нет, но я вспоминаю посты Коляды из недавнего отдыха на Гоа, это все как будто вошло в спектакль заодно с индийскими тканями). Театр Коляды образный, столько всего вмещающий, Коляда щедро насыщает действие своим внутренним миром, поэтому его спектакли можно смотреть бесконечно: сегодня одно увидел, завтра другое, третье... Один из зрителей смотрел в 9-й раз этот спектакль, из 11-ти показанных. И я могу ему только позавидовать:) У меня впереди третий, снова с Колядой.
Сегодня Кису играл Олег Ягодин, Остапа - Сергей Колесов.
Что говорить: артист особенный, гениальный, а других у Коляды не бывает (бывает артисты, у которых гениальность ещё раскроется), всегда работает личным опытом, собой, своей психофизикой, потому и спектакли обогащаются, в зависимости от исполнителя, разными взглядами на героя и смысл произведения.
Сегодня спектакль был гениальным. Особенно гениальным: как-то звезды, что ли, сошлись для меня, или дозрела сама...

Спектакль совершенно не похож на все, что до этого делали другие режиссеры в кино. В театре вовсе не видела этого произведения.
Спектакль долгий, но увлекает так, что не замечаешь времени.

Первое действие - практически оперетта: много музыки, песен, танцев. Такой ресторанный шансон, что ли. Когда люди, вынужденные подавлять свои чувства, не думать о себе и своих спрятанных ото всех чистых детских желаниях и мечтах, да и о взрослых, не очень чистых тоже (!), вдруг оказываются в ресторане, выпивают, слушают песни о любви, о желании обнять и прижаться к кому-то, кто так же хочет к тебе прижаться и обнять тебя, чтобы стало тепло, как в маминых руках, когда всхлипывал только что, чтобы плечики твои, худенькие или округлые, перестали трястись, затихли в руках того, кому ты дорог здесь и сейчас.

Понимают ли это непьющие, не знаю. Это отчаяние довериться другому, пьяное, наотмашь, лишь бы ощутить, что ты в добрых и сильных руках, сродни мечте. Часто это - иллюзия. Даже если трезвая. "Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад"...

Что даёт Коляда в своём театре? Эту самую возможность довериться, даже если ты трезв...

Смотрела во второй раз спектакль, во второй раз думала, что действие только внешне похоже на смотренные почти всеми фильмы про Бендера. Сейчас кажется, что фильмы все похожи друг на друга. А спектакль - как будто другой совсем, будто по другому тексту сделан, "по мотивам". Недаром Коляда взял за основу неотредактированный текст Ильфа-Петрова.

Сегодня вдруг подумала: а ведь Киса и Ося соединились в странную пару людей, которые через нужность друг другу - цель у них авантюрная, денег срубить, - полюбили друг друга. Остап уж точно любит Кису, чем более странной эта любовь выглядит. Понять, простить все выходки стареющего компаньона, при всей видимости потребительства, изначально заложенного в эти отношения, - это и есть любовь. Да и Киса - кому он нужен был, по большому счёту? Теща не доверяет ему, "женолюбу", спустившему имение её дочери. Пустой, никчемный человек, у которого ни семьи, ни денег, ни детей, ни работы нет. Зачем ему деньги-то?Есть желание поиметь бриллианты тёщи, чтобы "кобелировать" дальше, напоследок. Цель-то маленькая, эгоистичная: чтобы люди исполняли его желания, жили для него, делали, что он хочет, чтобы не обязательно любили, а чтобы он мог покупать их. Злой он? Манипулятор? Потребитель? Вселенское зло?
Но Остапу он вдруг нужен, и дело не в деньгах.

Киса - человек несчастный, не получивший достаточной любви человек. Заслуживший любовь? Её, вообще, нужно ли заслуживать?

Как и Остап, сын турецкого верноподданного, который не оставил Остапу ни копейки.
Одинокий, неприкаянный, перекати-роле.

Тянутся они денег заиметь, будто деньги им счастье дадут, грезят удачей, подарком судьбы, а теряют все.

Через все действие проходит тема кошек. И гладят их, и топят в ведре, и мяукают женщины на все кошачьи лады, и двигаются женщины-кошечки грациозно, любо-дорого посмотреть даже мне, женщине, представляю, как радуют мужчин в зале красивые ножки и лица актрис.

Кошка ходит сама по себе, как известно, и обижать себя не позволит, и на своём настоит. Коляда кошек знает, понимает хорошо, когда-то 11 кошек у него в квартире жили, хоронил-горевал, кошкины клички перекочевали в пьесы - Манюрка, Чичирка. Киса вот теперь есть...

Киса ли - кошка (кот)? Или Ося, который бродит всю жизнь неприкаянный?

Николай Коляда в недавнем интервью, в связи с открывающимся во вторник фестивалем, открыл карты: Киса - это он; ДК, построенный на бриллианты мадам Петуховой - его Коляда-театр на центральной улице Екатеринбурга, куда он приехал 15-летним подростком с штопанными локтями поступать в театральный.

Но по мне, так лукавит Коляда:) Не бегал он по стране за чужими деньгами-бриллиантами, а всю жизнь трудился в театре, в Екатеринбурге, и его имя, горящее кометой на проспекте Ленина, давшее жизнь серьезному театральному фестивалю, уральской школе драматургии, его личный вклад с Российский театр как драматурга, как режиссера, как педагога и отца для многих его учеников и просто зрителей, и для меня тоже, вдохновляют так много незнакомых, неизвестных ему людей на человеческие подвиги, пусть порой лично для себя - подвиг изменить траекторию, заложенную родителями, на свою собственную, стать хозяином своей кометы и управлят своей жизнью.
"Я не халявщик, я - партнёр", - говорилось в давней рекламе МММ.
Коляда - не халявщик, а великий труженик!

Такие размышления, совсем не связанные, на первый взгляд, со спекталем, заполнили голову.
А уж чувства...

Смотрела я на актёров, которые сегодня были в каком-то особом состоянии духа, и думала: какие же гениальные у Коляды актёры. Молодые пока себя не знают до конца, а те, кто у Коляды давно, - поражают диапазоном своих возможностей.

Какой был Остап у Ильи Белова - змеиный, струящийся, ускользающий, смешливый, не ухватишь за хвост, как рыба, угорь, извивающийся в воде.

Какой Остап у Сергея Колесова... Худой, жилистый, авантюрный, но с какой-то отчаянной, будто знает он о конечности своей больше, чем кажется, несмотря на просчитанность близкой прибыли, - и неуловимо щедрый к Кисе, будто отца он в нем увидел, того самого, который бросил его самого без копейки денег, - и подлец отец, да любимый. И жалованье ему готов платить, и 4 выходных дать ...

Почему Киса у Коляды ложится в ящик как в гроб, почему именно "погибший" Ося его хоронит, засыпая фанерный "гроб" темными кусками ваты как землёй?? Только в этой сцене появляются шахматные фигуры, изъятые драматургом-Колядой из действия. Кто выиграл, кто проиграл партию? Кто кому поставил надгробный камень шах и мат?

Крах мечты, осознание, что жизнь потеряла смысл - от потери денег или убийства друга-"подельника" - что толкает Кису в ящик? Сыграл в ящик...

Артисты сыграли отлично все! Переводишь глаза с одного лица на другое и видишь - не играют, а живут. Вернее, играют по-настоящему, внутри образа. Как дети, получая удовольствие от процесса.

Какая мощная Светлана Колесова - какая гармоничная пара Грицацуева-Бендер получилась у семейной четы Колесовых!!! Есть моменты, которые другие актёры так не сыграют, как это делают Светлана и Сергей!

Какая прекрасная сцена сыграна Верой Ирышковой и Никитой Борисовым!! Борисов вообще заметно вырос как актёр, расковался на сцене, это видно и в других спектаклях! Как он сегодня пародировал Кису-Ягодина!!! Вера просто филигранно отыграла Елену Станиславовну с её кокетством недолюбившей и недолюбленной женщины, которой уже ничего не светит, но надежда - не вера (!) - живёт.

Таня Бунькова, Антон Макушин, Саша Сысоев, Василина Маковцева, Валя Сизоненко...
Да все! Все молодцы! Хоть крошечные роли, хоть танцы-песни - все просто супер!

У меня впереди третий просмотр, снова Кису сыграет Коляда сам: это самая большая по тексту, по объёму его роль в собственном театре. Кисы у Ягодина и Коляды выражают разное. Но оба так незаметно, неуловимо ведут своего героя от бездумного веселья, "кобелирования" и разгула, от удовольствий тела к высокой трагедии души, что затихаешь в жутком понимании хода судьбы, результата выбора Кисы, и потом - выборов собственных...

Все весело да красиво, в глазах рябит от кабаре-варьете на сцене, а потом шарахнет тебя тишиной ужасом ответственности и ...

Овации длились минут семь, записала на видео.

Сильнейший спектакль по щедрости во всем. За красотой индийских сари и сверкающих слониками ковриков столько всего спрятано, что желающим увидеть это жутко становится. Послевкусие не смешное совсем.
Жизнь во всех её проявлениях.

Tags: Екатеринбург, Коляда, Коляда-театр, Театр 16-17
Subscribe

Posts from This Journal “Коляда-театр” Tag

  • "Дурак и дурнушка"

    Спектакль по двум пьесам Николая Коляды, поставленный Александром Ваховым с двумя прекрасными артистами Олегом Ягодиным и Ириной Плесняевой. Можно…

  • "Носферату", реж. Н.В. Коляда, Коляда-театра

    Я не люблю читать пьесы глазами, потому что не могу увидеть объемно события. Нет во мне режиссерского видения текста. Но сегодня после спектакля…

  • "Калигула", реж. Николай Коляда, Коляда-театр

    Гастроли Коляда-театра в Москве начались спектаклем "Калигула". Гай Юлий Цезарь Август Германик - римский император, живший в I веке, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments