Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Безымянная звезда", реж. А. Марин, Московский театр п/р Табакова

Михай Себастиан написал эту пьесу во время Второй Мировой, будто воплощая свои мечты о светлой любви, сочинил сказку с финалом, который словно опровергает возможность продолжения сказки в жизни. Обычно сказки заканчиваются свадьбой главных героев, типа, вот и всё хорошо. Что бывает дальше, остается тайной за семью печатями, потому что дальше случаются разные сложные события, ни одна семья не минует испытаний. "Ни одна звезда не отклоняется от своего пути", и это правда, потому что только в партнерских отношениях проявляются те особенности личности, которые никогда не изменятся, потому что они составляют основу характера, делают человека отличным от других, и только они либо приняты, либо нет партнером. Именно они проявляют, любят ли человека таким, какой он есть.
Себастиан (настоящее имя Иосиф Гехтер, он был евреем)в своих дневниках, которые у нас не очень известны, писал о событиях Второй Мировой, о гибели евреев, о том, что их лишили права служить в армии, но обязали принудительно работать под контролем военных. "Not only have you saved Russia, you have saved Europe." - "Вы спасли не только Россию, вы спасли Европу". Это ведь про СССР сказано, верно? Что сейчас подвергается сомнению в мире...
Видела эту пьесу в постановке Николая Коляды с Василиной Маковцевой (актрисой, сыгравшей главную роль в фильме Лозницы "Кроткая", который был показан на фестивале в Каннах) в роли Моны, со студентами Коляды, и со студентами ШС МХАТ, курс Золотовицкого-Земцова, выпуск 2006 года, где Мону играла Марьяна Спивак, которая тоже в этом году представляла в Каннах фильм Звягинцева "Нелюбовь", в котором снималась. Такое вот соединение разных актрис в одной роли у меня вчера случилось. Вчера Мону играла Анна Чиповская, которую я видела студенткой ШС МХАТ (курс К. Райкина, выпуск 2009 года)


Вчера мы ходили на спектакль с подругой Дашей, с которой познакомились в далеком уже 2005 году на почве спектаклей ШС МХАТ тогдашнего выпускного курса Золотовицкого-Земцова, на котором учились Марьяна Спивак, Максим Матвеев, Антон Шагин, Мирослава Карпович, Екатерина Вилкова. Сейчас это уже известные актеры, востребованные, активно снимающиеся в фильмах и играющие главные роли в театрах, где служат. Вспоминали, сравнивали тот студенческий спектакль, поставленный молодым режиссером Аленой Анохиной и нынешний, поставленный опытным режиссером А. Мариным.

У Коляды спектакль "Безымянная звезда", по общему мнению, получился первым неколядовским. Несмотря на традиционные смешные моменты - в частности, учениц мадемуазель Куку играют и мужчины-актеры в вытянутых на коленях детских колготках, - спектакль получился очень нежным, тончайшим, как аромат тех самых дорогих духов, которым должна быть окутана Мона.

Спектакль Анохиной был по-юношески чистым, романтичным, наполненным мечтами, недосказанностью.

Спектакль Марина в самом начале поразил штрихами, близкими к сальности, что выстроило дистанцию между мной и происходящим, которая постепенно стиралась: жизненные крайности, некий баланс между высоким и низким и удерживает человека в состоянии равновесия, нужно удерживаться от крайностей, если хочешь быть среди людей и, желательно, счастливым.

Встретились на короткую ночь два человека разного пола, из разных социальных слоев, с разным материальным достатком. Пересеклись орбиты двух планет, которые могли бы никогда не пересечься, если бы не случай. Вдруг эта два абсолютно разных человека ощутили необыкновенную близость душ, смогли раскрыться друг другу, доверить лучшие стороны своей личности.

Да, планеты не меняют своего пути. Да, не сложилась счастливая совместная жизнь двух любящих сердец. Да, Мона выбрала прежний образ жизни, мужчину, который не так романтичен, как Марин, но её муж Григ по-своему о ней заботится, по-своему боготворит, по-своему любит.

Любовь имеет разные формы, разный цвет.

Для меня лично этот спектакль стал привлекательным чисто внешне. Это спектакль-конструктор, хорошо продуманный, искусно придуманный, должный поразить зрителя роскошными актерскими находками, прекрасными костюмами (на глазах зрителей Земфиреску (Наталья Попова) из длинного форменного платья сооружает легкомысленное короткое платьице), интересной сценографией.

Марина играет юный продолжатель династии Табаковых Павел. Надо сказать, он прибавил в мастерстве по сравнению с прежними работами, которые я видела. Павел сумел передать бытовую беспомощность и романтичность своего героя.

Мона Ани Чиповской получилась эдакой сильной женщиной, пресыщенной богемной жизнью, но не романтичной, как принято представлять Мону обычно, а какой-то отчаявшейся, активной, возбужденной, нашедшей в маленьком городке и в Марине возможность наблюдать другую жизнь, но не участвовать в ней. Видится, что эта ночь, скорее, некое приключение для неё в монотонной жизни, не более, что это эксперимент, который лишь подтвердил верность её существования именно на своей орбите.



Очень понравилось, как исполняет своего Удрю Федор Лавров - ярко, вдохновенно исполняет он свою симфонию, написанную, кстати, сыном режиссера Александра Марина Дмитрием Мариным. Пожалуй, впервые прозвучала настоящая музыка Удри, и это было мощно, несмотря на отсутствие английского рожка.

Осталась в восторге от Алены Лаптевой в роли Мадемуазель Куку. Видела Алёну в других спектаклях Табакерки, она умеет перевоплощаться, ей подходят роли, где она полностью меняет свою физику на физику героини. Думаю, часть штрихов её образа она сама придумала.

Спектакль в целом мне понравился, были и смешные моменты, и трогательные, и просто красивые, хотя осталось ощущение, кто актеры играют каждый для себя, не было ощущения команды, работающей на единый результат. От других спектаклей Марина всегда исходил командный дух. Допускаю, что это был не лучший вариант исполнения, актеры тоже люди, всякое бывает, но потрясением спектакль для меня не стал. Хорошо сделанная крепкая профессиональная работа, а вот вдохновения мне не хватило для того, чтобы мои закоулочки души осветились. Спектакль обычно для поплакать:) Слезы не наворачивались. Многие в публике сравнивали спектакль с фильмом, где снимались Костолевский и Вертинская, но живой спектакль Марина мне понравился больше: с точки зрения сегодняшнего опыта игра Костолевского и Вертинской кажется неестественной, излишне театральной для экрана, а Табаков и Чиповская с коллегами сыграли живую историю - со своими акцентами, на которые имеют право, но живую.





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments