Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

"Боюсь стать Колей", реж. М. Брусникина, МХТ

Поездатая история в двух направлениях

После пресс-показа спектакля, который сегодня состоялся, у Марины Брусникиной спросили, какой по счету спектакль она поставила. Она растерялась, говорит, я не считала, но точно больше 25. Поскольку нам выдали пресс-бумажки, а там есть список спектаклей Марины, в метро я посчитала - это 32-й спектакль Брусникиной, почти все я видела. Ещё недавно её называли молодым режиссером, а в связи с новым спектаклем в прессе уже увидела словосочетание "маститый режиссер Марина Брусникина". Сильно повеселилась:) Потому что нужно знать, насколько это тонкий, умный, интеллигентный и молодой, мобильный человек, скромный, с которым слово "маститый" не монтируется совершенно.

Я её люблю давно. Началась моя любовь со спектакля "Пролетный гусь", который смотрела раз 15, каждый раз пила валерьянку перед спектаклем, чтобы не разрыдаться в голос. Потом был "Белое на черном", который еле досмотрела до конца, всё мечтая, что вот сейчас кончится, вот сейчас, а он не кончался и не кончался, я думала, у меня там разорвется сердце, и чтобы ещё раз - да никогда. Но прошло время, я подумала - а как же артисты, как они проживают этот спектакль раз за разом, и был и второй раз, и третий. Брусникина дает возможность проживать свои чувства. Она не провоцирует зрителя на страдания, она предлагает умеющим сочувствовать возможность это осуществить. Делает мягко, не навязчиво, не провокативно: хочешь - пожалуйста, не хочешь - ну что ж...
У Брусникиной удивительное свойство - уметь слышать время. Не важно, сиюминутное или прошлое. Ей дано быть чуткой к настоящему в человеке, она умеет услышать то, что составляет суть уникальности каждого. Актриса Брусникина видит возможность показать важное через актера, режиссер Брусникина понимает, как раскрыть текст, музыкант Брусникина умеет подобрать актеров, звуки, песни - вместе с давней "соратницей" Алёной Хованской, с которой музыкальное совместное творчество началось давным-давно просто с песенных женских дуэтов в антракте за кулисами спектакля. Педагог по сценречи Брусникина умеет выстроить речь героев, интонации так, что сладко слушать, - даже ненормативную лексику, которая становится неотъемлемой частью личности героя, а не способом шокировать зрителя.

2


Марина Брусникина всегда берется за хороший литературный материал, вкусно написанный, с сочным русским языком, при этом обязательно затрагивающий тему, которая интересна ей самой как человеку, как гражданину. Она умеет увидеть в тексте больше, чем многие.
3


В этот раз Марина Брусникина взяла в работу пьесу Ивана Андреева, которая в прошлом году выиграла первую премию на конкурсе "Евразия", организованном Николаем Колядой. На "Евразии" Андреев уже дважды до этого был отмечен Колядой, и вот его пьесу приняли к постановке на сцене великого МХТ. Сначала была читка, из неё вырос полноценный спектакль, который, на мой взгляд, будет иметь большой успех у зрителей.
4


В нем соединились все составляющие: чувственный и хорошо выстроенный текст, близкий абсолютно каждому человеку, ибо найдется в нем всё - и про семью, и про гендерные отношения, и про любовь, и про нелюбовь, и про голубую любовь, и про страдания, и много смешного, и есть над чем задуматься, и есть что понять, и без антракта, и всего полтора часа, и музыка, и песни, и талантливые актеры, и практически пантомима, и для секса есть минутки, и даже - поразилась я - есть элементы "колядования", что вызвало у меня дополнительный восторг: говорят-говорят, а потом вдруг - бац, и пошли артисты петь-танцевать, очень по-нашему (колядовцы поймут:) ).
5


Итак, на сцене - купе плацкартного вагона, 6 полок вдоль и поперек. Дорога из Башкирии, откуда родом драматург, в Екатеринбург. Сколько уж наездил Иван Андреев, чтобы насобирать такой материал и написать пьесу практически по-чеховски, можно только догадываться.
6


Шесть пассажиров - семейная пара Николай и Тамара, молодой человек Алик, интересный мужчинка Колясик, женщина-мать Надя, девушка Полина, а ещё Толик, тот ещё джентльмен, 35 лет, Настя, уже не девочка, 20 лет.
7

8
Купе поезда, особенно, в плацкарте - всегда некий срез общества, я обожаю слушать попутчиков, в их рассказах - неприхотливая, порой затейливая жизнь человеческая, судьба, ибо человек случайным людям всегда готов выложить самое сокровенное: им можно не лгать, не притворяться, ведь новая встреча почти невероятна, а хранить в себе свои мысли и чувства порой так сложно.
9


Да и выговаривая накопленное и подавленное, формулируя словами, слушая своими же ушами, человек способен увидеть то, чего не видел внутри себя. Порой эти открытия ошеломляют, снимают шелуху, которая прикрывает истину.

Перед нами - знакомые всем типажи: муж-подкаблучник, жена-контролер, их, на первый взгляд, незавидное сосуществование вроде симбиоза.
10


А приглядишься, задумаешься и увидишь за всем этим нехитрую такую любовь с умением принять партнера таким, каков есть, без завышенных ожиданий, вывертов, трагедий, драмы.
Смотрят ведь в одном направлении.
11


Ай, да парочка - гусь да гагарочка.
12

13

14


Скучающая молодая мать, которой не особо хочется жить с мужем, - цветов не дарит, - она готова пофлиртовать со случайным спутником.
15


Молодой человек, ученый-палеонтолог, который едет к залетевшей от него девушке, первой в его жизни партнерше, которая, как выяснится позже, практически использовала его в своих целях. Он периодически пишет письма своей девушке Насте, в этих письмах чувствуется не столько любовь, сколько желание прислониться, прижаться, получить поддержку и тепло, которых он, похоже, не получил от мамы. Очкарик-девственник, для которого первая же девушка стала женой, при этом в туалете поезда получивший неожиданный секс с попутчицей.
16


Мужчинка Колясик - неопределенной ориентации:)
17


Вернее, вполне понятной, но безобидной. Хорошо видно, что эта ориентация у него взялась от многолетней жизни с мамой, сестрой и тетей - женоненавистником он не стал в силу своей незлобивости, но предпочитает ухаживать за мужчинами.
18

19


Девушка Полина, употребляющая ненормативную лексику, без которой и характера её не понять до конца (лексика запикана в связи с законом(!), а кто додумывает слышит эту лексику, стало быть, недослышал всё остальное), единственная из всех, пожалуй, способна на настоящее глубокое чувство, несмотря на видимость оторвы. Она пишет посты в блог, откровенные, с грубыми выражениями, на первый взгляд, циничные, но в них есть поэзия, умение видеть красивое в человеке.

Брусникина как режиссер в этом спектакле неожиданно для меня использовала практически гимнастику, боевые искусства и прочую физкультуру. Герои красиво "совокупляются" в трясущемся поезде, дерутся, даже получают травмы.
20


Традиционно для спектаклей Марины Брусникиной, артисты много и хорошо поют, создают атмосферу поезда звуками трясущихся ложечек в стаканах с подстаканниками, четко и отчетливо проговаривают текст, уделяя большое внимание интонациям, обходятся без длинных театральных пауз, должных подчеркнуть значение слова, момента.
21


И, безусловно, яркая актерская игра. Брусникина всегда точно подбирает актеров, которые к своему герою могут добавить красок из опыт собственной личности и из собственного характера.

Валерий Трошин и Янина Колесниченко играют семейную пару. Громко, ярко, сочно. Что Валера Трошин делает одними только глазами - любо-дорого посмотреть всегда.
23

24

25

26

27

28


Какая нежная и тёплая хабалка получилась у Яночки Колесниченко.
29

30


Вот уж под полтинник их героям по пьесе, а даже перебранки у них хоть ипривычные, но по сию пору окрашенные заботой друг к другу, - и не ссоры это вовсе, а просто способ уделить друг другу внимание.
31

32


Какой вкусный Колясик получился у Павла Ващилина! Слежу за его творчеством уже много лет и не перестаю восхищаться, как и Валерой Трошиным, и Яниной Колесниченко, и Аленой Хованской - актерами из команды Брусникиной.
33

34


Павел так выразительно сыграл завоспитанного женщинами мужчинку, что не полюбить его невозможно. Душка! Мягкий, обиходливый, быстро влюбляющийся, - какую гамму чувств, какие нюансы желаний показал Павел! Я хохотала так, что на меня оборачивались.

Молодую мать сыграла Юлия Ковалева, выпускница ШС МХАТ 2010 года (курс Золотовицкого-Земцова), которую я хорошо помню.
35

36


Эдакая не определившаяся в своих желаниях и чувствах молодая женщина, без привязанности к мужу, да и, пожалуй, к ребенку. Кстати, на сайте в списке исполнителей есть "дети", но нам их сегодня не досталось.
37


Девушка Полина - чудесная, нежная Олечка Литвинова, которую оказалось трудно фотографировать - её лицо настолько подвижно, мимика меняется ежесекундно.
38


Её Полина выглядит вербально грубой, циничной, но эти качества - скорее, следствие её работы, она - патологоанатом в больнице.
39


Хотя её выбор профессии тоже не случаен. Умная, резкая, умеющая говорить, что думает, излагать кратко свою правду, видную из её места в жизни и не мешающую жить другим. Смерть ушедшего, как ни странно, не мешает живым продолжать делать то, что они делали до этого.
40


Она видела так много мертвых, что не боится жить. Жить свою жизнь.
41


Наконец, молодой человек Алик в исполнении Данила Стеклова,
42


тоже выпускника ШС МХАТ 2013 года (курс Райкина), в котором стекловская порода чувствуется, при этом он совершенно самостоятельный актер, отличный и от деда, и от мамы.
43


Его Алик-очкарик не обладает умением обаять с первого взгляда, до его нутра нужно докопаться, что делает Полина неведомым другим людям способом. По сути, это счастье - встретить такую Полину, которая увидит в тебе самое важное для любви. Полина - воплощение таланта любить, счастье для везунчика.
44


"Боюсь стать Колясиком", - формулирует он, по сути, цель своей жизни.
Он не знает, чего хочет.
45


Он знает, чего не хочет, а в современном мире это само по себе уже много. Получится ли у него не превратиться в Колясика или в пещерного льва - во льва-неудачника, который не может охотиться и умирает в одиночестве в пещере, того ископаемого животного, которого они недавно обнаружили при раскопках?

Алёна Хованская
46

47

48


и Артем Арушанян (тоже выпускник ШС МХАТ 2010 года, курс Золотовицкого-Земцова, он ещё студентом мне запомнился),
49

50


играют роли небольшие, но зато сразу несколько. Это и проводники вагона, и хамоватый приставучий к Полине Толик, и уже не девочка Настя, та самая невеста, к которой едет Алик, которую Алёна Хованская пригвоздила к ясности своими интонациями как потребительницу и опытную пользовательницу мужчин.

Заканчивается ли история хэппи-эндом, каждый решит для себя сам.

Спектакль очень смешной, взрывы смеха обеспечены залу. Пролетает в одно мгновение.

Я редко что-то советую, потому что все мы очень разные, - что понравилось мне, не обязательно понравится другому. А этот спектакль могу посоветовать без сомнений: он человеческий, простой, в нем есть страсти, сомнения, открывшаяся бездна, противоречивая духовная высота с нецензурным налетом, который лишь обнажает возможность человека оставаться человеком вне зависимости от того, какие слова он произносит.

Зал Новой сцены маленький, создающий ощущение одного организма, соединяющий большую часть зрителей и всех актеров в целое, отчего происходящее на сцене становится и твоей частицей.
Я от души смеялась на этом спектакле. Моментами ком в горле вставал от проведенной штрихами, но просчитанной автором судьбы героя, его траектория видна и понятна. Иногда мурашки бежали по телу и щекотно поднимались волосы на голове от ощущения прикосновения к чужой жизни, к открытой и близкой душе, от откровенного до отчаяния доверия к тебе чужого, случайно встреченного, человека.

От желания вслед за героями не делать того, чего не хочешь, если не получается делать только то, что хочешь.

На мой взгляд, безусловная удача создателей спектакля, отличные актерские работы, теплые человеческие истории - подарок для зрителя.

P.S. После прогона У Марины Брусникиной брали интервью для тв, потом зрители задавали свои вопросы.



Одна из женщин, похожая на учительницу-борца за нравственность, настойчиво негодовала по поводу некоторых общеизвестных и повсеместно употребляемых слов, которые были законопослушно запиканы. Марина Брусникина вежливо объяснила, что без этих слов невозможно понять героиню, что она и так максимально убрала из спектакля слова, которыми в жизни объясняются многие. Я вставила что-то про краску, которой написана девушка. Женщина осталась при своем мнении. А я сейчас нашла текст пьесы и оценила весь масштаб деликатности Брусникиной. Купюры серьезные, но абсолютно без смысловых потерь для текста, однако именно это, пожалуй, помогло расставить акценты таким образом, чтобы внимание зрителя было направлено не на способ вербального общения между героями, а на суть происходящего между двумя личностями.
Браво!

UPD.
Режиссёр Марина Брусникина
Художники Николай Симонов, Николай Павлов
Художник по костюмам Мария Данилова
Художник по свету Мария Белозерцева
Музыкальный руководитель Алёна Хованская
Хореограф Ирина Га
Помощник режиссёра Александра Зотова

Много лет назад, в докризисные времена ходила я на спектакли Брусникиной с подарочками для любимых актеров - для всех. Команду Брусникиной люблю очень - актеры выглядят одной дружной семьей. Наплакалась у них на спектаклях от души, благодарна, что взяли из меня мои потоки слёз. Однажды попросила Марину Брусникину передать игрушку и художнику по свету Марии Белозерцевой. Так Мария не поверила!:) Типа, не может быть, чтобы зритель это сделал, это подарок от самой Марины, вроде розыгрыша:)
Мы-то, зрители, часто приходим "на актера", реже - на режиссера, это уже высший пилотаж осознания причины успеха, по себе сужу. А работу невидимых творцов оценивать сложнее, в глаза-то не бросаются.
Сейчас хочу отдельное спасибо сказать хореографу Ирине Га - сцены разных отношений "смонтированы" ею с юмором, актеры такие выкрутасы там совершают, кульбиты всяческие:) Я оценила.

Сценография Симонова и Павлова аскетичная, подобная духу плацкарты.
Костюмы хороши, по теме, больше всего мне понравилась форма проводников:)
Работу помощника режиссера не знаю, но подозреваю, что труд кропотливый, спасибо и Александре Зотовой.

Tags: МХТ, Театр, Театр 16-17
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments