Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Круг чтения", Мхатовский вечер

Марина Брусникина сотоварищи уже более 15 лет устраивает мхатовские вечера, на которых представляет молодых авторов России - поэтов, писателей, драматургов. Именно благодаря ей я узнала прекрасного поэта Анну Русс, из любви к её стихам выросла любовь к ней самой, жизнь свела нас в редкие, но близкие отношения. С высоты прожитых лет видна какая-то неуловимая связь между событиями жизни и любимыми людьми. Брусникину как режиссера узнала и полюбила по спектаклю "Пролетный гусь", который смотрела раз 15, с тех пор стараюсь смотреть её новые работы. Николая Коляду узнала позже, полюбила и приняла как родного и очень близкого человека, радуюсь возможности общения с ним. Прошлым летом эти два режиссера, таких разных, но близких мне по духу, тоже сплелись: спектакль Брусникиной "Кот стыда", поставленный по трем пьесам драматургов, связанных с Колядой - двух учениц и одной победительницы его драмконкурса - приехал в Екатеринбург и получил приз за лучшую режиссуру. Марина обладает абсолютным музыкальным слухом, она слышит не только слово, хорошую литературу, но и чутко воспринимает дух текста.
Сегодня она выбрала для знакомства москвичей с молодой российской драматургией пьесу ученицы Николая Коляды Ангизы Ишбулдиной, "действующей" студентки 2 курса Уральской школы драматургии.
Перед выходом актеров Марина Брусникина процитировала письмо Коляды с благодарностью за выбор пьесы, что это комедия, которая будет востребована театрами.

Я была, наверное, единственной зрительницей в зале, которая могла сравнить две читки этой пьесы, ведь слышала её в исполнении актеров Коляды, которые представляли пьесу как победительницу "Евразии". Как много зависит не только от актеров, но и от зрителей, которые создают атмосферу зала: в Логиново, в уютной домашней атмосфере закрытия фестиваля "Коляда-plays", когда актеры сидят на лавочке, всеми любимые, текст слушался как невероятно смешной, очень родной и близкий.
В Москве он зазвучал как-то иначе, с точки зрения городского жителя, сквозь смех в зале просачивалась какая-то ностальгия по детству. По окончании спектакля было обсуждение пьесы, несколько молодых девушек говорили, что они из деревни, либо жили там летом с бабушками, что им это всё очень знакомо.

Пьеса называется "На кисельном берегу". Непроизвольно возникает ассоциация со сказкой, должна быть и молочная река.

Река, действительно, есть, она отделяет маленькую деревушку в несколько домов от большого мира, тут нет даже моста, и перебраться с одного берега на другой можно только на лодке, которую с противоположного берега вызывают красной кнопкой на дереве - включается сирена.

История начинается с того, что внук главной героини, которого недавно проводили в армию, умудрился из этой армии сбежать, за ним приезжает прапорщик, чтобы препроводить парня обратно в полк.

Несколько героев, повязанных родственными узами, обсуждают происходящее, пытаются спасти парня, постепенно выясняются подробности жизни каждого, возникают новые взаимоотношения между прапорщиком и местными жителями. Ничего фантастического, вроде бы, не происходит, но все события, тем не менее, кажутся невероятными именно в такой связке, какая есть в пьесе. Много смешных, парадоксальных поворотов, узнаваемых подробностей отношений, душевной теплоты и есть та самая деревенская незатейливая духовность, благодаря которой люди уживаются в ограниченном пространстве, учатся быть терпимыми друг к другу.

Конечно, на восприятие текста даже в читке влияет личность актера. Какую вкусную изюминку внес Валерий Трошин исполнением песен по ходу спектакля! Каждый раз это вызывало оживление в зале и аплодисменты.

По окончании спектакля Павел Руднев, помощник худрука МХТ по спецпроектам и театровед, предложил зрителям обсудить увиденное. Остались практически все зрители, высказывали мнение о пьесе.

Ангиза вышла к актерам, слушала, отвечала на вопросы. Рассказала, что у каждого из героев есть реальный прототип, но пьесу она начала писать после прочтения короткой заметки о том, что в Башкирии, откуда она родом, за дезертиром в деревню приехали двое прапорщиков и, вместо исполнения приказа, прожили в деревне 2 недели, ей стало интересно предположить, что же там происходило.

Пьеса не поднимает каких-то серьезных нравственных вопросов, не заставляет задуматься о чем-то глобальном - это рассказ о нескольких днях жизни деревенских жителей, бесхитростная история простой жизни простых людей. Как написал Коляда Марине Брусникиной: "Это такая история как "Любовь и голуби".

Действительно, в пьесе много всем понятного юмора, это история про жизнь без выкрутасов, несмотря на странные события, в ней происходящие. Сказка ли? Да всё может быть в этой жизни, почему нет? Когда хочется, чтобы было красиво и радостно, всегда можно представить реальность сказочно красивой.

Мне понравилось, что герои пьесы умеют понять и принять любого человека со всеми его особенностями. Побег из армии, измена жены, ранние беременность и роды внучки-школьницы. "Да кто ж знал?" Эти люди живут здесь и сейчас, не застревая в прошлом, не мечтая о будущем: "Случилось, да и ладно, и это переживем". Рефлексия, делающая из всего трагедию, простым людям чужда. Жить надо, а не страдать.

Валерий Трошин на обсуждении сказал, что вся наша страна имеет крестьянское мышление, я с ним согласна.
Нам так не хватает умения принять жизнь такой, какая она есть. Люди тратят столько своей энергии неизвестно на что, на какую-то борьбу, протесты, войны, ненависть, убийства. А люди из этой пьесы, из маленькой деревеньки умеют жить в мире друг с другом, с такими разными характерами, умеют прощать друг друга и сосуществовать по мудрой житейской логике "мы с тобой одной крови, ты и я".

На обсуждении выступила зрительница, упомянула имя Валерия Шергина как антипода Ишбулдиной. Я как услышала про Валеру, широко разулыбалась:) Девушку потрясло количество крови в услышанной ею пьесе. А мне стало смешно - Валера пишет с таким глубоким юмором, такие неожиданные повороты случаются в жизни героев, столько пластов смысла вскрывается за этими шокирующими кровавыми подробностями, что если обращать внимание только на "ужос-ужос", то мимо проходит практически всё. Я озорно подумала, как бы поставила Шергина Марина Брусникина на сцене МХТ:) Павел Руднев тоже улыбнулся и отметил, что и Шергин - тоже ученик Коляды. Я тут же вспомнила - вот она, цепочка ассоциаций, - как на одном из драматургических фестивалей кому-то из учениц Коляды известный драматург сказал: "Забудьте всё, чему вас учил Коляда, вы можете писать по-своему, а то все похожи на своего учителя". Я тогда поразилась: на мой взгляд, если ученики Коляды и похожи друг на друга и на учителя, то как раз умением выражать именно себя, а не подражать кому-то. Недаром именно "Коляда"-драматурги так востребованы современным театром: будь они похожи, не было бы интереса к их пьесам.

Для меня этот вечер стал особенным, теплым не только потому, что талантливую пьесу поставила талантливый режиссер и прочитали талантливые артисты. Удивительным образом я знаю и люблю всех этих людей, они соединились внутри меня в целый мир света и радости.
Половину актеров я много раз видела в любимых спектаклях МХТ, половину - младшую - актеров видела студентами в их дипломных спектаклях.
Очень рада была всех видеть и слышать на одной сцене.
Как хорошо, что есть все эти люди.
Следующий мхатовский вечер будет 1 июня, приходите.

Фото Марии Ивановой.
Фото Мария Иванова

Tags: Коляда, МХТ, Театр, Театр 16-17
Subscribe

Posts from This Journal “МХТ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment