Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Травиата", Музыкальный театр им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко

Музыкальный руководитель постановки и дирижер Феликс Коробов, режиссер-постановщик Александр Титель. Моя подруга Таня - большая любительница "Стасика" - пригласила меня однажды на постановку Тителя "Так поступают все женщины". Титель перенес действие оперы Моцарта в современность, но сделал это так "по-мужски", что я не смогла смириться с его видением и ушла в антракте, чем немало изумила Таню. Мне было стыдно, но такой прискорбный случай имел место.
На "Травиату" меня пригласили колядовцы, с которыми мы в январе на гастролях Коляда-театра общаемся мило уже несколько лет подряд. Человек и общение с ним для меня не менее важно, чем сам спектакль, поэтому я с радостью согласилась. "Готовь платок", - сказал мне Гера, человек сентиментальный, эмоциональный, который у Коляды часто плачет. Этим и сроднились.
"Травиату" впервые смотрела в Питере вместе с другими операми 10 лет назад. Уважаемый jeanix тогда предсказал мне, что я буду плакать. Я подумала, что вряд ли опера меня настолько проймет, но прав оказался он - в финале я разве что не рыдала.
И в "Травиате" Титель оторвался как мужчина: первая сцена начинается с волнующего выхода полногрудой женщины, достоинства которой мерно колышутся, пока она на высоких каблуках проходит через всю сцену мимо высоченных "аквариумов", в которых струей воздуха гоняют красные лепестки роз, должных настроить на фривольный лад. Для Страстной недели - прям самое то, конечно...

Когда сцену освещают софиты, у каждой колонны-аквариума оказывается по прекрасной девушке, однако внимание акцентировано на их хорошеньких ножках, раздвинутых на ширину виолончелей, стоящих между ног. Подумала: неужели музыканты в театре поголовно сексапильны и отважны для такой сцены? Однако, девушки на музыкальных инструментах не играли вовсе, оставив профессионализм оркестрантам в яме, не видимым зрителю.
Ну и слава Богу.

Опера создана на сюжет драмы "Дама с камелиями" А. Дюма-сына про жизнь, любовь и смерть дамы полусвета Виолетты.

Когда на сцене появилась Виолетта - Мария Пахарь - внимание моё на всё действие оперы было отдано ей. У неё не только превосходный голос и безупречная вокальная техника (партию Виолетты Верди написал настолько сложной, будто считал это "наказанием" за образ жизни куртизанки), но и соответствующая роли внешность: природа одарила её прекрасными данными, она очень женственна, соблазнительна, костюмы подчеркивают её природную сексуальность, что помогает погружению в действие. Не знаю, как Станиславский, а я поверила.

Альфред Жермон - Александр Нестеренко - тоже соответствовал характеру своего героя, был сдержан, скромен, одновременно страстен и благороден, и даже очки терял как-то очень по роли. Только такой человек, чистый, умеющий видеть прекрасное в другом, великодушный и самоотверженный, мог полюбить куртизанку и сделать ей предложение стать женой.

Банальная история куртизанки благодаря Верди превратилась в трагедию, вызывающую волнение, сочувствие и слезы у миллионов людей. Музыка настолько проникает в душу, что даже вставленные в оперу номера с артистами стриптиз-клуба не портят впечатления от классической музыки. Я была поражена почти полным обнажением девушек-"цыганок", и полуобнажением (говорят, раньше оно тоже было почти полным) статных красавцев-мужчин. В мозгу моем пронеслось удивление, как согласились на это артисты балета, хотя фигуры были явно не балетные. Но Гера пояснил, что этих артистов специально приглашают из ночного клуба, это профессиональные стриптизеры. Тем более было странно, что одна из девушек, не постеснявшаяся обнажиться до стрингов, уходя со сцены, прикрыла "хвостиком" из платья нижнюю часть спины.

Очевидно, эти наблюдения помогали мне несколько абстрагироваться от страданий главных героев. Я наслаждалась картинкой - сценография и костюмы впечатляют - и музыкой-вокалом.

Однако во втором действии слезы предательски стали подступать к глазам.
Во втором антракте мы с Герой выпили по маленькому бокалу шампанского и ... всё. Сочувствие к героям - Виолетте и Альфреду - хлынуло наружу вместе со слезами.

Я сидела в кресле и думала о том, как вредно жертвовать собой "ради любви". Ради любви нужно жить!
Вот если бы уже слабая здоровьем Виолетта не отказалась от Альфреда по просьбе его эгоистичного отца, то жила бы себе припеваючи (простите за такой тон, это тоже вроде защиты от пафосных высоких слов).

Ведь что происходит? Альфред любит Виолетту. Силой своей любви и веры в лучшую Виолетту спасает её от дальнейшего падения, дает ей возможность жить с любовью, верить в счастье.

Виолетта тоже любит Альфреда. Чем не счастье?

Появляется отец Альфреда и просит Виолетту отказать Альфреду под предлогом, что в случае их свадьбы сестра Альфреда останется без приданого. И Виолетта прогоняет Альфреда, возвращается в прежнее общество праздных прожигателей жизни.

Где тут жертва во имя любви, если Альфреду важно быть с Виолеттой? Это жертва в угоду отцу Альфреда.

Спрашивается, почему отец не может поделить деньги между сыном и дочерью так, чтобы обоим было хорошо? Почему всё достается сыну? Почему должна страдать женщина, которую любит сын? Ладно бы, причиной стало её небезупречное поведение. Но при чем тут приданое дочери?

В чем заключается любовь? Неужели в мыслях о счастье сестры и отца любимого мужчины? Разве он сам об этом просил, или делился с Виолеттой дилеммой, спрашивал совета, что делать?

Может, в те времена были какие-то другие нравственные и юридические законы. Но с сегодняшней точки зрения эти драма выглядит странно: он свободен, она свободна, они любят друг друга - в чем смысл такой игры в отказ от любви, в чем жертва, ради чего?

Обидно за ребят, короче.

На этом иронию оставлю.
Скажу, что пели все прекрасно. Спектакль пробрал.



После спектакля мы отправились на служебный вход поблагодарить Марию Пахарь, пригласившую Геру на спектакль - они дружат. Она была ещё в гриме, при этом домашняя, очень милая, с тоненьким голосом, трогательным, хорошо поставленным, при этом казалось невероятным, что эта девушка только что выдавала мощные звуки, заполняя огромное пространство театра.



Удивительно, как раздаются людям таланты, дающие власть над другими людьми - плакали не только Гера, смотрящий этот спектакль в -цатый раз, не только я, но и другие зрители. Магия волшебства ничуть не исчезла, когда я смотрела на Марию вблизи. Артист, играя другую личность, вкладывает себя, свой опыт, свой характер в предложенные обстоятельства, поэтому и главные роли отдают тем, кто соответствует масштабу личности своих героев.



С Герой мы впервые за несколько лет знакомства обсудили столько тем, говорили доверительно, искренне, не только о театре, и это человеческое открытие для меня было не менее важно, нежели сам спектакль. Каждый человек - непознанная планета, узнавание атмосферы которой всегда увлекает и побуждает думать о том, насколько мы все разные при всей видимой схожести.

Перед спектаклем я была уставшей так, что боялась уснуть. Но оказалось, что все происходящее со мной в театре восстановило мои силы.
Волшебная сила искусства!



UPD. В фб Мария Пахарь объяснила мне, не читавшей "Даму с камелиями", что дело не в приданом, а в репутации сестры Альфреда, которая в случае женитьбы на куртизанке пострадала бы нас только, что её уже не взяли замуж. Конечно, это проясняет силу жертвенности Виолетты. Но все равно жертва - все-таки ради сестры, а не ради любимого человека. Короче, всё равно обидно. Современные нравственные законы куда более мягки, это можно рассматривать с разных точек зрения. Но с точки зрения человека, это куда более справедливо: любовь не стоит таких жертв, у неё огромные силы, которые помогают преодолевать разные сложности.

Tags: МАМТ, опера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments