"Идиот" Достоевского уложен в час сорок времени и показан практически без слов, без текста, для умеющих читать, думать, понимать, уметь не только анализировать, но и синтезировать.
Мышкин - Ингеборга Дапкунайте.
С мужским составом мне крайне повезло:
Парфён Рогожин - Евгений Ткачук
Настасья Филипповна и Лебедев - Роман Шаляпин
Аглая и Ганя - Артем Тульчинский
Все трое - выпускники курса Олега Кудряшова (РАТИ-ГИТИС) 2006 года, из трех виденных мною - самый яркий, самый талантливый, самый запомнившийся, не в обиду будь сказано другим курсам, которые я просто видела меньше. Эти ребята - плюс Павел Акимкин, Юлечка Пересильд и другие - навечно в моей памяти невероятно талантливые, которым под силу абсолютно всё.
И спектакль это подтвердил. Ребята в отличной форме - физической и актерской, что они творили вместе с Дапкунайте, маленькой, хрупкой, трогательной, которую хотелось носить на руках, оберегать от всего. Ингеборгу или Мышкина - это уже не так важно.
С сайта спектакля: "Режиссер поставил перед собой парадоксальную задачу решить «Идиота» в эстетике «черной» клоунады. Он говорит, что «в нашем мире, среди всего прочего, утеряно две вещи: культура клоунады и восприятие Достоевского как живого ироничного человека». Все события будут разворачиваться в пространстве, созданном художником Павлом Семченко из театра «АХЕ», который зачастую прибегает в своих работах к сложному видео-маппингу, взаимодействующему с реальными объектами."
Как может прийти в голову соединить Достоевского и клоунаду? Это кажется невозможным, нарушением неких правил, стандартов, стереотипов. Насколько нужно быть талантливым человеком, чтобы воплотить эту безумную идею в жизнь? Ну, талантливым, да, и собрать в команду талантливых людей, имеющих мужество загореться безумной идеей и порушить те самые стереотипы.
Отважная идея, смелое воплощение, итог - личной мой дикий восторг от сдвига в голове, от возможности искать свой путь в жизни по-своему. Есть ли дорога к духовности через театр, через вызов строгим канонам?
В одной точке сошлись творческие и трудолюбивые люди. Талант плюс трудолюбие равны успеху всегда.
Клоунский грим, преображающий героев Достоевского в Пьеро и Искусителя. Костюмы-конструкторы, превращающие мужчину в женщину и обратно. Музыка и песни, превращающие зрителя Театр Наций в слушателя концерта Вертинского. Пантомима и клоунада, превращающие зрителя в думающего, внимательного, настроенного на внутреннюю работу над собой, потому что расслабиться, закрыть глаза и
Какая пластика у всех актеров! Что вытворяет Ингеборга - поет, будучи подвешенной вверх ногами, обнимающими талию Шаляпина, который похлопывает по её ягодицам, как по барабану.
Какие красавцы актеры, в какой физической форме Женя Ткачук - по его телу можно изучать анатомию.
О чем спектакль? Формально - о треугольнике любовных отношений. Но спектакль такой же перевертыш, конструктор, как все остальное - одно превращается в другое, только успевай следить и впитывать, обдумывать.
Во-первых, что же, и есть либерализм, если говорить вообще, как не нападение (разумное или ошибочное, это другой вопрос) на существующие порядки вещей? Ведь так? Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то-есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм (о, вы часто встретите у нас либерала, которому аплодируют остальные, и который, может быть, в сущности самый нелепый, самый тупой и опасный консерватор, и сам не знает того!). Эту ненависть к России, еще не так давно, иные либералы наши принимали чуть не за истинную любовь к отечеству и хвалились тем, что видят лучше других, в чем она должна состоять; но теперь уже стали откровеннее и даже слова "любовь к отечеству" стали стыдиться, даже понятие изгнали и устранили как вредное и ничтожное. Факт этот верный, я стою за это и... надобно же было высказать когда-нибудь правду вполне, просто и откровенно; но факт этот в то же время и такой, которого нигде и никогда, спокон-веку и ни в одном народе, не бывало и не случалось, а, стало быть, факт этот случайный и может пройти, я согласен. Такого не может быть либерала нигде, который бы самое отечество свое ненавидел. Чем же это все объяснить у нас? Тем самым, что и прежде, - тем, что русский либерал есть покамест еще нерусский либерал; больше ничем, по-моему.
Вот один из трех, кажется, кусков текста Достоевского, который вербально представлен в этом спектакле. Актуально, современно, своевременно? Вечно...
У Максима Диденко уже видела его "Конармию", поставленную в ШС МХАТ с курсом Дмитрия Брусникина 2 года назад. Тогда спектакль поразил, открыл для меня молодых актеров по-новому.
Этот спектакль продемонстрировал явный рост режиссера. Яркое, смелое высказывание четкой позиции человека и творца. Талантливейший режиссер, дай Бог ему возможностей высказываться и дальше на разных площадках, он делает необычные вещи, разрывающие стереотипы, выводящие из зоны комфорта и позволяющие взглянуть на привычное с точки зрения революционера, но революционера не воинствующего, желающего до основанья мир разрушить, а потом... хоть трава не расти, а думающего, что редкость.
Ингеборга Дапкунайте играла мужчину-ребенка, наивного, доверчивого, умного, но, боже, как нежно и трогательно смотрелись её чуть покрасневшие кисти рук на фоне огромных белых рук Шаляпина-Настасьи Филипповны. Спектакль похож на тренировку по фитнесу - круглая сцена-арена постоянно крутится, актеры ныряют в двери, лазают по лестнице наверх, сползают с высоты второго этажа друг на друга, ползают, кружатся, носят друг друга на руках, танцуют, дерутся, показывают пантомиму, смешную - где Достоевский и где смех? - замирают...
Сколько всего таится в этом спектакле, с одного раза не рассмотреть.
Любовалась Романом, Евгением и Артемом. Увидела их впервые в 2006 году в "Троянках" и других дипломных спектаклях - это было потрясение! Как мне невероятно повезло попасть на этот спектакль, на другие спектакли этого курса, влюбиться, испытывать жгучий интерес к этим ребятам, полюбить их сразу и бесповоротно, и по сию пору, увидев их на экране или на сцене, испытывать нежный трепет радости за них, за их востребованность, за их раскрывающиеся таланты.
Три мои подружки были влюблены в Женю, для каждой мысли о нем, общение с ним стали важными маяками в жизни.
Однажды вечером мы с подругой шли из театра, и я взахлеб рассказывала ей о курсе Кудряшова. Шедший впереди молодой человек оглянулся - я узнала Рому Шаляпина. Разговорились, задружились в ВК.
Спустя время случайно встретились в ЦИМе, спустились в буфет, там сидел за столиком Артем Тульчинский. Рома подвел меня к нему: "Помнишь, она дарила нам шоколадки после спектаклей?" Да, на каждом спектакле я дарила всем студентам шоколадки вместо цветов.
- Да, помню, - ответил Артём, глаза его затуманились ностальгически. - Мы ими закусывали.
Сегодня, зная, что они будут на сцене, я снова купила им шоколадки. На сей раз "Вдохновение", а не те, что покупала раньше. Ребята стали взрослыми, известными актерами. Цветы, подумала я, подарят им другие, а я им напомню их юность. 11 лет пролетели как один день.
Ингеборге тоже купила шоколадку:) Только линдтовскую, все-таки - европейская звезда!
(Помню, подарила шоколадки двум возрастным актрисам МХТ, очень известным. Вы бы видели их лица!! Такое изумление!! Не принято, да, принято - цветы. Но как сказал актер Олег Леушин, "актеры цветы не пьют и не едят").
Ингеборга не изумлялась, а очень искренно, как она умеет, разулыбалась.
А вот ребята изумились. Всматривались в лицо. "Это в память о дипломе", - сказала я каждому. Вспомнили ли, не знаю. Надеюсь, что да.
Цветов им, как ни странно, не подарил никто.
Огромное удовольствие получила сегодня в театре, спасибо всем причастным! Всё - режиссура, актерская игра, цвет, свет, костюмы, музыка - настолько сошлось в одной точке, настолько гармонично, талантливо, ярко.
Спасибо человеку, который меня вытащил на этот спектакль, случайно, неожиданно, и это такой праздник души случился, так вовремя, что я поразилась этому.
Прекрасный вечер!
Страница спектакля с фотографиями: http://www.theatreofnations.ru/performances/idiot
Репортаж о спектакле:
Меня сфоткали с шоколадками:)
UPD. ОТ Артёма пришло сообщение: "Ольга! Спасибо вам огромное, это было невероятно, такой флеш-бек на десять лет назад 🙂 мне очень приятно что вы помните нас и наши спектакли 🙂 спасибо вам за тёплые слова, постараемся вас не разочаровывать в дальнейшем 🙂"