Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Идиот", реж М. Диденко, Театр Наций

Боже мой, что за спектакль! Что-то невероятное! Сильнейшее впечатление от просмотра!

"Идиот" Достоевского уложен в час сорок времени и показан практически без слов, без текста, для умеющих читать, думать, понимать, уметь не только анализировать, но и синтезировать.

Мышкин - Ингеборга Дапкунайте.
С мужским составом мне крайне повезло:
Парфён Рогожин - Евгений Ткачук
Настасья Филипповна и Лебедев - Роман Шаляпин
Аглая и Ганя - Артем Тульчинский

Все трое - выпускники курса Олега Кудряшова (РАТИ-ГИТИС) 2006 года, из трех виденных мною - самый яркий, самый талантливый, самый запомнившийся, не в обиду будь сказано другим курсам, которые я просто видела меньше. Эти ребята - плюс Павел Акимкин, Юлечка Пересильд и другие - навечно в моей памяти невероятно талантливые, которым под силу абсолютно всё.

И спектакль это подтвердил. Ребята в отличной форме - физической и актерской, что они творили вместе с Дапкунайте, маленькой, хрупкой, трогательной, которую хотелось носить на руках, оберегать от всего. Ингеборгу или Мышкина - это уже не так важно.

С сайта спектакля: "Режиссер поставил перед собой парадоксальную задачу решить «Идиота» в эстетике «черной» клоунады. Он говорит, что «в нашем мире, среди всего прочего, утеряно две вещи: культура клоунады и восприятие Достоевского как живого ироничного человека». Все события будут разворачиваться в пространстве, созданном художником Павлом Семченко из театра «АХЕ», который зачастую прибегает в своих работах к сложному видео-маппингу, взаимодействующему с реальными объектами."

Как может прийти в голову соединить Достоевского и клоунаду? Это кажется невозможным, нарушением неких правил, стандартов, стереотипов. Насколько нужно быть талантливым человеком, чтобы воплотить эту безумную идею в жизнь? Ну, талантливым, да, и собрать в команду талантливых людей, имеющих мужество загореться безумной идеей и порушить те самые стереотипы.

Отважная идея, смелое воплощение, итог - личной мой дикий восторг от сдвига в голове, от возможности искать свой путь в жизни по-своему. Есть ли дорога к духовности через театр, через вызов строгим канонам?

В одной точке сошлись творческие и трудолюбивые люди. Талант плюс трудолюбие равны успеху всегда.

Клоунский грим, преображающий героев Достоевского в Пьеро и Искусителя. Костюмы-конструкторы, превращающие мужчину в женщину и обратно. Музыка и песни, превращающие зрителя Театр Наций в слушателя концерта Вертинского. Пантомима и клоунада, превращающие зрителя в думающего, внимательного, настроенного на внутреннюю работу над собой, потому что расслабиться, закрыть глаза и уснуть лениво внимать действию не получается. Каждое движение оправдано, все звуки, издающиеся актерами, что-то значат - тонкий писк "котенка" Мышкина, звериный рык Рогожина, женские арии Аглаи и Настасьи Филипповны, исполненные Артемом Тульчинским и Романом Шаляпиным в микрофон.

Какая пластика у всех актеров! Что вытворяет Ингеборга - поет, будучи подвешенной вверх ногами, обнимающими талию Шаляпина, который похлопывает по её ягодицам, как по барабану.
Какие красавцы актеры, в какой физической форме Женя Ткачук - по его телу можно изучать анатомию.

О чем спектакль? Формально - о треугольнике любовных отношений. Но спектакль такой же перевертыш, конструктор, как все остальное - одно превращается в другое, только успевай следить и впитывать, обдумывать.

Во-первых, что же, и есть либерализм, если говорить вообще, как не нападение (разумное или ошибочное, это другой вопрос) на существующие порядки вещей? Ведь так? Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то-есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм (о, вы часто встретите у нас либерала, которому аплодируют остальные, и который, может быть, в сущности самый нелепый, самый тупой и опасный консерватор, и сам не знает того!). Эту ненависть к России, еще не так давно, иные либералы наши принимали чуть не за истинную любовь к отечеству и хвалились тем, что видят лучше других, в чем она должна состоять; но теперь уже стали откровеннее и даже слова "любовь к отечеству" стали стыдиться, даже понятие изгнали и устранили как вредное и ничтожное. Факт этот верный, я стою за это и... надобно же было высказать когда-нибудь правду вполне, просто и откровенно; но факт этот в то же время и такой, которого нигде и никогда, спокон-веку и ни в одном народе, не бывало и не случалось, а, стало быть, факт этот случайный и может пройти, я согласен. Такого не может быть либерала нигде, который бы самое отечество свое ненавидел. Чем же это все объяснить у нас? Тем самым, что и прежде, - тем, что русский либерал есть покамест еще нерусский либерал; больше ничем, по-моему.

Вот один из трех, кажется, кусков текста Достоевского, который вербально представлен в этом спектакле. Актуально, современно, своевременно? Вечно...

У Максима Диденко уже видела его "Конармию", поставленную в ШС МХАТ с курсом Дмитрия Брусникина 2 года назад. Тогда спектакль поразил, открыл для меня молодых актеров по-новому.

Этот спектакль продемонстрировал явный рост режиссера. Яркое, смелое высказывание четкой позиции человека и творца. Талантливейший режиссер, дай Бог ему возможностей высказываться и дальше на разных площадках, он делает необычные вещи, разрывающие стереотипы, выводящие из зоны комфорта и позволяющие взглянуть на привычное с точки зрения революционера, но революционера не воинствующего, желающего до основанья мир разрушить, а потом... хоть трава не расти, а думающего, что редкость.

Ингеборга Дапкунайте играла мужчину-ребенка, наивного, доверчивого, умного, но, боже, как нежно и трогательно смотрелись её чуть покрасневшие кисти рук на фоне огромных белых рук Шаляпина-Настасьи Филипповны. Спектакль похож на тренировку по фитнесу - круглая сцена-арена постоянно крутится, актеры ныряют в двери, лазают по лестнице наверх, сползают с высоты второго этажа друг на друга, ползают, кружатся, носят друг друга на руках, танцуют, дерутся, показывают пантомиму, смешную - где Достоевский и где смех? - замирают...

Сколько всего таится в этом спектакле, с одного раза не рассмотреть.

Любовалась Романом, Евгением и Артемом. Увидела их впервые в 2006 году в "Троянках" и других дипломных спектаклях - это было потрясение! Как мне невероятно повезло попасть на этот спектакль, на другие спектакли этого курса, влюбиться, испытывать жгучий интерес к этим ребятам, полюбить их сразу и бесповоротно, и по сию пору, увидев их на экране или на сцене, испытывать нежный трепет радости за них, за их востребованность, за их раскрывающиеся таланты.



Три мои подружки были влюблены в Женю, для каждой мысли о нем, общение с ним стали важными маяками в жизни.
Однажды вечером мы с подругой шли из театра, и я взахлеб рассказывала ей о курсе Кудряшова. Шедший впереди молодой человек оглянулся - я узнала Рому Шаляпина. Разговорились, задружились в ВК.
Спустя время случайно встретились в ЦИМе, спустились в буфет, там сидел за столиком Артем Тульчинский. Рома подвел меня к нему: "Помнишь, она дарила нам шоколадки после спектаклей?" Да, на каждом спектакле я дарила всем студентам шоколадки вместо цветов.
- Да, помню, - ответил Артём, глаза его затуманились ностальгически. - Мы ими закусывали.

Сегодня, зная, что они будут на сцене, я снова купила им шоколадки. На сей раз "Вдохновение", а не те, что покупала раньше. Ребята стали взрослыми, известными актерами. Цветы, подумала я, подарят им другие, а я им напомню их юность. 11 лет пролетели как один день.
Ингеборге тоже купила шоколадку:) Только линдтовскую, все-таки - европейская звезда!
(Помню, подарила шоколадки двум возрастным актрисам МХТ, очень известным. Вы бы видели их лица!! Такое изумление!! Не принято, да, принято - цветы. Но как сказал актер Олег Леушин, "актеры цветы не пьют и не едят").

Ингеборга не изумлялась, а очень искренно, как она умеет, разулыбалась.

А вот ребята изумились. Всматривались в лицо. "Это в память о дипломе", - сказала я каждому. Вспомнили ли, не знаю. Надеюсь, что да.
Цветов им, как ни странно, не подарил никто.

Огромное удовольствие получила сегодня в театре, спасибо всем причастным! Всё - режиссура, актерская игра, цвет, свет, костюмы, музыка - настолько сошлось в одной точке, настолько гармонично, талантливо, ярко.

Спасибо человеку, который меня вытащил на этот спектакль, случайно, неожиданно, и это такой праздник души случился, так вовремя, что я поразилась этому.
Прекрасный вечер!

Страница спектакля с фотографиями: http://www.theatreofnations.ru/performances/idiot

Репортаж о спектакле:


Меня сфоткали с шоколадками:)
Фото Елены Васильевой.


UPD. ОТ Артёма пришло сообщение: "Ольга! Спасибо вам огромное, это было невероятно, такой флеш-бек на десять лет назад 🙂 мне очень приятно что вы помните нас и наши спектакли 🙂 спасибо вам за тёплые слова, постараемся вас не разочаровывать в дальнейшем 🙂"
Tags: Кудряши, Театр, Театр 16-17, Театр Наций
Subscribe

Posts from This Journal “Кудряши” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments