Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

Псково-Печорская лавра


В начале февраля я отправилась в Псков на Пушкинский фестиваль, который открывал спектакль Коляда-театра "Пиковая дама", наделавший шума и привлекший внимания к фестивалю больше, чем все остальные спектакли. В день приезда я сходила в Мирожский монастырь, снимала для Инги inga_ilm хорошо сохранившиеся фрески домонгольского периода. Во второй день утром сходила в Кремль с экскурсоводом: "туристов" было двое, я и Наташа, приехавшая на спектакли Коляды из Питера. Ощущения были своеобразные, семейные. Потом поехала в Снетогорский женский монастырь, о чем расскажу позже. На третий день колядовцы уже уезжали домой, вечером я собиралась пойти на питерский спектакль Эренбурга, а день был свободным, я хотела поехать в Изборск и Печоры. В турбюро сказали, что после январских каникул народ отдыхает и на экскурсии не ездит, поэтому автобусы в эти места не будут ходить до конца февраля. Я узнала, как добираться своим ходом, прикидывала, смогу ли за световой день успеть побывать в обоих местах и сфотографировать достойно, и тут мне предложили индивидуальную экскурсию. Цена была не маленькая, платить мне в одно лицо, поэтому поначалу я отказалась. Но через некоторое время я решила, что раз уж сюда выбралась, неизвестно, когда поеду в Псков снова, то все-таки решила разориться и на эту экскурсию, ибо деньги - дело наживное, а впечатления - на всю жизнь.

Итак, в воскресенье утром водитель, гид и я отправились по псковским местам.
Про Изборск, который мы посетили первым, расскажу позже, начну с рассказа про Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, которому уже больше 500 лет.

В святых местах я периодически бываю, в храмах благоговение испытываю, аура у таких мест на меня действует. При этом я совсем не из тех, кто истово молится, держит пост и пр. В Бога верю, но очень по-своему. Более того, недавно беседуя с психологом, которого знаю 25 лет, отвечая на его вопросы про мои любимые театры, услышала от него сказанное со вздохом: "Духовность и душевность - не одно и то же. Не сотвори себе кумира-театр".
Спорить я не стала, разумеется. Глупо доказывать, что я стремлюсь к монашеской жизни, если я к ней не стремлюсь, увы. Ну, вот, бездуховная, получается.

Однако история, приключившаяся со мной в Печорской лавре, говорит о том, что кто-то меня ведет за ручку. Моя гид Татьяна после этой истории не раз повторяла: "Ну, надо же, сколько лет сюда вожу людей, такое впервые, как вам повезло. И мне от вашего везения перепало!"

Пришла я к 10 утра к Псковскому Кремлю из своей гостиницы "Ольгинская", что на другом берегу от Кремля, меня уже ждала машина с приятным аккуратным водителем, и мой экскурсовод, буду называть её Татьяной для краткости.

Всю дорогу до Изборска она посвящала меня в исторические подробности края.

В Изборске было довольно пасмурно, солнце было скрыто плотными тучами, я даже удивлялась, потому что чаще всего в поездках природа словно помогает мне делать интересные кадры - солнце светит, можно и так снимать, и эдак - красота.

Когда мы приехали в Печоры, ещё сумрачно было.
Михайловский собор


Полувековая история монастыря, который находился в приграничной зоне, содержит массу событий, связанных, в том числе, с чудесами веры.

Далее, курсивом будут обозначены цитаты, взятые с сайта монастыря.



Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца “гласы поющих неизреченно и прекрасно” и ощутили благоухание “яко от множества фимиама”.



Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”.
Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка.




Постепенно монастырь прирастал храмами, расширялся. В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора. <...> Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда “убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи.

Мы подъехали к входу на территорию монастыря.





Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.
29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.



5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню - древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.
Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие - что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”.
Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.


Дух захватывало от увиденного: стены монастыря поднимались-опускались, создавая причудливую земную волну.



Среди белого снега купола храмов и роспись под ними казались чудом радости.







Михайловский собор





По этой дороге мы спустились вниз.



Тем временем, облака стали рассеиваться, проглядывало солнышко.





Богом Зданные пещеры - вход в пещеры, найденные в 1392 году.
"Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью".
При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.
Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек.
В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С.
Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.
От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, "ратных людей" - защитников монастыря.
В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.






Небо расчистилось, выглянуло солнце, я подумала - вот оно, наконец-то!





Такие красивые купола на Успенском храме!





Наверху колокольни несколько больших колоколов, которыми звонари управляют снизу ногами! Я такое впервые увидела. Три самых больших колокола подарены разными царями, в том числе, Иваном Грозным.







Видите, очередь в Пещеры?
Татьяна предложила мне туда сходить. Но мне не хотелось стоять в очереди, и не паломница я вовсе. Она сказала:
- Вообще, туда пускают только группы, которые благословляет по спискам священник. А сегодня пускают одиночных посетителей, такое бывает редко. Сходите.

Но я увлеклась съемкой колокольного звона.



Татьяна снова подошла:
- Оля, очередь рассосалась, идите. Положите 100 рублей справа в ящик, возьмите свечку и пройдете по пещере со святыми мощами.

Я послушалась, закрыла камеру - снимать там нельзя, - зашла в храм, положила сотню в ящик, но свечей не было. Татьяна, зашедшая за мной, спросила у служки, где свечи.
- Сегодня без свечей, там освещено. День памяти отца Иоанна.

Мне это ничего не говорило, я отправилась, куда мне сказали.
Внутри храма, на удивление, есть песчаные пещеры, их называют улицами. Захоронений там много. Но я шла по улице, освещенной тоненькими свечами, торчащими практически из стен. В полумраке я дошла до тупичка, в котором стояли несколько человек. Пройдя мимо них к кресту в торце, я вдруг услышала мужской голос:
- Приложись к кресту.

Ну, я перекрестилась и приложила лоб и губы к этому кресту, деревянному, кажется, очень темному. Повернула налево, увидела в тусклом свете свечи стоящего монаха - именно его голос я и услышала в темноте, - который велел мне приложиться к другому кресту. Я нащупала крест в стене, приложилась и к нему, собиралась пройти мимо монаха на выход. Но он велел мне встать на колени. Я опешила, но послушно встала на колени - под ногами был мягкий песок. В стене чуть над полом увидела отверстие, в котором виднелась крышка гроба.
- Положи руку на гроб и загадай желание.
В голове пронеслись птицами невнятные желания, помню только про сына с девушкой.

Встала, перекрестилась, монах помазал мне лоб миром, а я под влиянием минуты вдруг поцеловала руку монаху, будто прося благословения.

Когда мы вышли на улицу, Татьяна говорит:
- Оля, я много лет вожу сюда туристов, такое вижу впервые! Чтобы открыли захоронение, позволили прикоснуться. Как вам повезло!
- Да мне вообще-то часто везет, на людей, на события, - сказала я. Почему-то у меня было ощущение, что так и должно было случиться, как будто меня специально кто-то привел сюда.

Напротив стояли столы со стаканами и коробками. Татьяна предложила пойти посмотреть, что это. Видимо, и это ей было в новинку.

Инок за столом объяснил нам, что идет поминовение старца Иоанна.
Стаканы были граненые, их никто не мыл, инок наливал чай в те, из которых сегодня пили много людей.
Татьяна попросила налить ей чаю. Я поразилась, как можно пить из многоразового немытого стакана, но она спокойно стала пить чай. Инок протянул нам несколько овсяных печений и конфет из коробок. Я попросила его налить полстакана чаю.
Чай был очень вкусный, сладкий. Мы стояли с Татьяной посередине монастыря, пили чай в память отца Иоанна, и было так хорошо.

- Это старец Иоанн Крестьянкин. Он обладал даром предвидения, к нему приезжали за духовной помощью из разных городов, даже Путин был у него. Я была в Снетогорском монастыре, разговаривала с инокиней, она показала мне руки в мозолях и рассказала, что ещё недавно на этих пальцах были кольца с бриллиантами, она была крупной питерской бизнесвумен, успешной. Часто ездила в святые места. Приехала как-то к Иоанну, а он увидел её и говорит: "О, инокиня приехала". Женщина удивилась, оглянулась, никого, только она. Он и говорит: "Ты будешь служить в Снетогорском монастыре". С тех пор прошло несколько лет. Она почувствовала, что хочет служить Богу, продала бизнес, квартиру и стала служить в том монастыре, который предсказал ей Иоанн.



Несколько конфет с поминального стола я отнесла водителю.
Всю дорогу домой мы говорили о жизни, о людях. Уже когда я вышла из машины, водитель сказал мне, что я где-то испачкалась. Джинсы были в песке, сумка тоже - я даже не заметила, когда стояла на коленях, и не отряхнула песок.

Следующей фотографией того дня идет кадр со спектакля Эренбурга, на который я попала после поездки: на сцене стоят четверо юношей в белых подгузниках как в трусах - такой резкий контраст. Как-то иначе воспринимается фраза психолога "не сотвори себе кумира - театр".



Закончу цитатами отца Иоанна:

  • А нам надо усвоить, что все мы есть существенная ненужность и никому, кроме Бога, не нужны. Он пришёл и страдал за нас, за меня, за тебя. А мы ищем виноватых: евреи виноваты, правительство виновато, наместник виноват. «Примите, ядите, сие есть Тело Мое» — из-за меня Он был распят. «Пийте — сия есть Кровь Моя» — из-за меня Он её пролил. И я во всём участник. Зовёт, зовёт нас Господь к покаянию, восчувствовать меру своей вины в нестроениях жизни.

  • У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать.

  • Крылышки наши иногда повисают и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, — лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное, небо Божие, не исчезло.

  • Любовь к человечеству — словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью.

  • Tags: Мудрое, Псков, Россия
    Subscribe

    Posts from This Journal “Псков” Tag

    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 16 comments

    Posts from This Journal “Псков” Tag