Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

"Кантград", реж. А. Патлай, Театр.DOC

Будучи год назад в Калининградской области, разговаривала с местными, слышала истории, как заселялся этот край после войны, как живших на этой территории немцев постепенно выселяли: сначала, с 1946 года по их выбору к родственникам в Германии, Западной или Восточной, а в 1949-1951 годах оставшиеся в надежде жить в родном доме вынуждены были уехать в трудовые лагеря в ГДР. Слушала истории, как сюда по разнарядке вынуждены были ехать люди из других городов СССР, у многих не было особого выхода, такова была система, которая не учитывала личные нужды, были только нужды государства. В эти приморские селения, где местные промышляли рыбной ловлей, приезжали люди из городов, где не было морей, люди, которые всю жизнь занимались сельским хозяйством, а почва здесь зачастую песчаная. Ломались судьбы, но последующие поколения уже считали эти места своей родиной.
В документальном Театре.DOC состоялась премьера спектакля о том непростом времени, о последствиях войны, которая ломала судьбы не только погибшим и членам их семей. Спектакль поставлен по документальным интервью, которые в конце 80-х годов брали у переселенцев тех мест.

В этом спектакле столкнулись судьбы двух женщин, два мира: русская Екатерина, фрау Коркина, вынужденная приехать к мужу-партийцу, и немка Эмма Кляйн, которую полюбил русский офицер и, рискуя собой, спас её от выселения.

Как происходит процесс сближения победителей и побежденных, как пришлыми людьми осваивается чужая для них территория, как меняется менталитет человека, который ненавидит фашистов, убивших его родных, на территории этих самых "фашистов", где голодают их дети, умирают от голода старики и женщины? Откуда берется сочувствие и желание налить тарелку супа двум детям "врагов народа", когда и своих детей, в сущности, кормить нечем?
Как совмещаются в человеке ненависть и человеколюбие?

Советский офицер полюбил немку с двумя детьми и пытается добиться её расположения. Расположения женщины, которую уже изнасиловали несколько русских солдат.
Немка с двумя детьми, у которой есть муж в Германии, находит в себе силы и достоинство жить и работать так, чтобы её дети выжили в тяжелое, страшное время. Любит ли она этого русского офицера, для которого становится любимой женщиной, или приспосабливается к обстоятельствам ради детей?

Что происходит в душах отдельно взятых людей, которые живут внутри системы отношений, которую сломать невозможно, перечить которой означает смерть или зону?

Эмма - одна из немногих немок, которой удалось остаться на родной земле благодаря любви лейтенанта.
Екатерина Коркина была осуждена на 5 лет за то, что пыталась защитить немцев от произвола, творящегося в отношении них.

Очень непростой по эмоциям и нравственным вопросам текст артистами произносится, на мой взгляд, достаточно ровно, практически отстранено, как могут рассказывать о себе только люди, пережившие много и не желающие делиться этим как жертвы трагедии, не желающие жалости со стороны слушателя. Это практически констатация факта, а как его воспринимать - личное дело слушателя, зрителя.

По окончании спектакля было обсуждение. Зрители говорили о том, что воспринимали спектакль как очень эмоциональный, но мне как раз показалось, что актерское мастерство артисты сдерживали, не пытались искусственно вызвать эмоции у зрителей, иначе было бы совсем тяжело пережить эти полтора часа, что идет действие.

Две судьбы, два мира связывает между собой персонаж Александра Топурия: это и немец Краузе, отец Эммы, одновременно Иммануил Кант - то ли его реинкарнация, то ли сумасшествие отца Эммы.
Кант родился и умер в Кенигсберге, но родился он немецким гражданином, а умер россиянином - так уготовила ему судьба, ведь с 1758 по 1762 год Кенигсберг был в составе Российской империи.

Пьеса, в моем представлении, похожа на весы, основание которых и является этот Краузе-Кант, произносящий актуальные и для нашего времени слова. Судьбы женщин - две чаши, которые колеблются то туда, то сюда, но в итоге приходят в равновесие.

Жить в дружбе, помогать друг другу, вне зависимости от того, что было в прошлом, кто кому был врагом и завоевателем, ведь всё поменялось местами и русские офицеры творили то же, что творили немцы, когда зашли на нашу землю. И те и другие - просто люди, со своими чувствами, со своим нравственным воспитанием, которое позволяет или нет опускаться до преступлений и подлости, до насилия, либо подниматься до великодушия и сочувствия другому, иному, чужому.

Короткий спектакль сумел показать, как сдают люди экзамен на человечность.

Спектакль побуждает думать о себе, о своем отношении к тому или другому, искать и находить в себе мысли и чувства, которые не востребованы в обыденности.

Для меня этот спектакль - продолжение моих осенних размышлений о том, как сложно устроен мир, как многое зависит от отдельно взятого человека, который проявляет те или иные качества характера. Осенью под Курском я наслушалась историй пожилых женщин, которые ещё помнят войну, т.к. были детьми и в течение 2 лет были под немцами. Истории о том, как одни немцы расстреливали слабых, а другие носили лекарство для больных детей. Истории о том, как одни русские освобождали их деревни и села, а другие забирали коров-кормилиц, которых оставили немцы.

Истории о том, как важно и в толпе оставаться человеком.



На спектакль попала, увидев в фб приглашение от Ольги Лапшиной - актрисы, которая когда-то потрясла меня до глубины души, до истерики на спектакле Владимира Панкова "Красной ниткой". Очень люблю эту актрису, уважаю безмерно - талантливейшая актриса нашего времени.



Если пойдете на этот спектакль, останьтесь на обсуждение, услышите подробности и мысли, которые обращены к вам как к гражданину, как к личности.



Режиссер спектакля Анастасия Патлай и драматург Нана Гринштейн.




Очень нужный и своевременный спектакль.

В Доке была давно, он поменял площадку, его выгнали с прежней. Теперь у него два зала рядом, я даже попала сначала в Белый зал на другой спектакль, пришлось идти в другую арку: на оба спектакля было битком народу, так что выбирайте спектакль и бронируйте билеты заранее: http://teatrdoc.ru/events.php

Tags: Театр, Театр 16-17, Театр.Док
Subscribe

Posts from This Journal “Театр.Док” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments