Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Обращение в слух", реж. М. Брусникина, Театр "Сфера"

Мир большой, в нем есть абсолютно всё: что ты ищешь, то и найдешь.

Марина Брусникина - режиссер, давно и успешно работающий с современной прозой и поэзией. Она берется за тексты, в которых есть мелодия, музыка, создает партитуру, раскладывает по голосам-актерам, показывает зрителю свое видение произведения - внимательное, деликатное. Она тщательно разбирает произведение, выделяя то, что важно для неё самой, на что читатель мог бы не обратить внимания. У Брусникиной абсолютный слух, она въедливо вчитывается в слова, дает возможность зрителю услышать автора, его позицию.
Спектакль "Обращение в слух" - Брусникина в квадрате, её суть, её примета. Она умеет не только слышать, но и услышать другого, к чему призывает своим творчеством.
Спектакль, поставленный по роману Антона Понизовского, затрагивает тему, близкую каждому думающему человеку в России, - тему Родины, родной страны, жизни разных россиян. Это некий срез современности, без пафоса, без политики. Откровенный разговор "на кухне" о том, что происходит с нами, о чем мы думаем, говорим.

Зал театра "Сфера" как нельзя лучше подходит к такой форме обращения к зрителю, скорее, кухонного общения со зрителем.
Сцена находится в центре зала, как арена в цирке - не спрятаться актерам от глаз зрителей, им приходится существовать среди них. НА сцене - стол, буквально, кухня, актеры обращаются не только друг к другу, но и к зрителям.

В свете софитов - номер элитного отеля в Альпах, в котором оказались в одной компании россияне- интеллигенты, могущие себе позволить подобный отдых. Молодой человек Федор рассказывает о том, что расшифровывает для профессора интервью, взятые у простых людей, россиян.

Записи эти оживают в спектакле особым образом: прожектор освещает одного из зрителей, который начинает свой монолог, рассказ о своей жизни. Мужчины и женщины, молодые и пожилые, неприметные россияне.



Женщина, выросшая в селе, доившая корову с малолетства, защитившая своего брата в пьяной драке. Стриптизер, выбравший среди зрителей девушку и вступивший в контакт с ней, предварительно извинившись, типа, работа такая - виртуозная игра Алексея Суренского, ведь и зрительницу адекватную нужно выбрать, и перед её парнем так извиниться, Чтобы он отошел, доверился, и девушку не испугать.



Грубость, пошлость, потребительство, пьянство, драки, горе, страхи - из этого сделана наша жизнь?
Можно ли оставаться чистенькими, не замараться, не замарать другого? Отличительная ли это черта России? Кто виноват и что делать? Власть ли в ответе за всё или личный выбор человека тоже что-то значит?
Жертва ты или насильник, манипулятор или актуализатор?

В антракте за моей спиной случился разговор мужчины и женщины средних лет.
Она:
- Когда я покупала билеты, я этого не заказывала.
Он:
- Ну, вот такое теперь подают в театре.

"Заказывала", "подают" - термины потребителя, посетителя ресторана, для которого окружающие люди - официанты.
Мир им обязан, обязаны ли они миру?

Оделись, ушли.
Зачем они приходили в театр, какие ожидания у них были?
Увидеть сказку? Развлечься? Отдохнуть?
Что их отпугнуло? Смогли ли они обратиться в слух, задуматься о том, о чем думать в суете дней не хочется?
И это тоже - люди, и это тоже - способ жить. В России ли только?

Естественное желание не нагружать себя выстраивает психологические защиты от услышанного. Ирония, черный юмор, скептицизм - на что только не отвлечешься.
Зрительница - спутнику, после рассуждения одного из "альпийских" героев о том, что евреев среди рабочих нет.
- Да полно. Да он сам похож на еврея, все признаки об этом говорят.
Театр - искусство образное. Говорит герой, а не актер, кем бы он ни был. Но сознание подменяет одно другим.

Я сидела в зале и вспоминала недавний разговор с новой знакомой о том, что ей душно жить в России, что она хочет переехать в другую страну. Вспомнила друга детства, который всегда был критически настроен к России - родился он на исходе СССР, семейная история его была сложной - мать была наркоманкой, бросила его почти сразу после рождения, растила его бабушка, боявшаяся разговаривать с ним откровенно, боявшаяся правды, в принципе. Например, вместо мороженого она, опасаясь ангины, покупала ему глазированные сырки, называя их мороженым. на что она рассчитывала - что он не узнает никогда правды? Вот он вырос, выучился в МГУ и уехал в Англию. И что же? В первый же приезд в Москву он рассказал, как у него украли ноутбук и как плохо работает местная полиция.
Правда, потом он женился на девушке, которую любил долго и преданно, у них родился ребенок, стало всё хорошо. Они уже не вернутся сюда никогда, думаю.

Где человек находит себя? Где для него Родина или то место, в котором ему хорошо?

Ту самую девушку из села, которая разбила бутылку водки, чтобы защитить своего пьяного брата, помести в шале, будет ли она счастлива?

Что является целью твоей жизни? Понимаешь ли ты, зачем ты родился и живешь, смог ли осуществить себя так, чтобы сказать себе: "А хорошая у меня жизнь, ей-богу"?

Мне показалось, что не все артисты осознают, что они делают в этом спектакле. Но для меня это не было важным. Важно то, что осознаю я про себя, про свою Родину, люблю ли я её в том виде, в каком она есть. Да, бывает, что Родина - неправильная. Да, порой пьяная и дурная.
Но это как мать свою, отца своего любить, несмотря на все гадости, которые от них получил за годы детства и юности, пока не отделился.

Потому что у отца и у матери своих горестей по макушку, и не все они могут решить, не ангелы, и ты не ангел совсем поэтому: вот и думай, в чем тебе жить, в говне, или, подобно Гераклу, просто взять лопату и очистить свой мир под себя, чтобы жить можно было с радостью.

А уж что увидели другие зрители, то их собственный мир. В спектакле тоже много всего - слушай и услышь. Себя, в первую очередь или во вторую...




P.S. В антракте увидела афишу спектакля, который смотрела в далекой юности. Смотрела и плакала, дыхание перехватило тогда. Рассвет жизни, когда каждое открытие своих чувств - потрясение. Цветок играла совсем не хрупкая девушка, округлая актриса - и вдруг это оказалось совершенно не важным. Магия театра сработала. Про национальность формы артиста не думаешь.



Tags: Театр, Театр 16-17, Театр Сфера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments