Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Король Лир", реж. Н.В. Коляда, "Коляда-театр"


Первый раз "Король Лир" в постановке Коляды и с ним же в главной роли увидела в 2008 году. 9 лет смотрю этот спектакль хотя бы раз в год и поражаюсь, насколько он не утерял актуальности, насколько он про каждого из нас, насколько он остается живым, будто играется совсем недолго.
Первое ощущение в самом начале действия - это какой-то безумный детский сад, воспитательница ушла на свидание, тихий час превратился в громкий: на сцене куча народу, все одеты одинаково в колготки, поверх них - юбки из мешков для строительного мусора, все болтают языками - буквально, "ло-ло-ло", - у всех в руках разноцветные птицы-пищалки. Толпа одинаковых людей, которые ведут себя одинаково. Только один - Лир/Коляда - выходит в джинсах, но и он тут же раздевается и превращается в такого же паяца. Трагедия началась с детства, с игры.
Лир играет только с одной дочкой - Корделией. Возит её на санках в корыте, они смеются счастливо, видно, что любят друг друга. Из трех дочек Лир любит только одну. И только эта дочь, впитавшая любовь отца, возвращает ему эту любовь, две другие не в состоянии поделиться тем, чего они не получили. Обычная человеческая семья, совсем не королевская история, куда более частая, чем случаются короли.

Коляда живет, как ребенок, играя, позволяя себе свои желания, балуя своего внутреннего ребенка, так же позволяя и другим проявлять свои таланты - какая часть сценических находок принадлежит ему как режиссеру, а какая - придумки самих актеров, знают только они. Мне видится из зала, что каждый актер Коляды максимально сохраняет свои особенности в игре, что делает этот театр очень человечным, харизматичным, манким.



Он придумывает свои образы, неожиданные, потому не сходу их понимаешь, порой его простой язык кажется диалектом дальней местности, нужно переспросить-пересмотреть, чтобы понять.



Почему мешки из-под мусора?
Потому что тогда, в 2008, ставить было не на что, денег почти не было?
Да.
Потому что мешки эта красиво блестят в лучах софитов?
Да.
Потому что дети, балуясь дома без родителей, на себя напяливают всякую всячину и верят, что надели камзол?
Да.
Зачем эти мешки вдруг засунули в колготки? Ведь стало некрасиво.
А как люди из красивых деток превращаются в уродов, сначала нравственных, потом и физических: до 40 лет человек носит лицо, которое ему дано природой, после 40 - которое заслужил.



Лир веселится, напыщенный, важный, петухом горделивым ходит по сцене. Долго ли ему идти к трагической развязке?



Николаю Коляде Бог щедро надавал талантов, понимая, что и ответственность за эти таланты у него имеется, вынесет он все испытания огнем, водой и медными трубами. Он хорошо понимает про медные трубы, пройдя испытание унижением - примерно в том же далеком 2008 одна столичная критикесса назвала его театр "самоделкой". Правило бумеранга, однако, никто не отменял, и про неё известный театровед сказал, пусть и интеллигентно, что она слабо пишет. Не только слабо, но и очень зло, и зло это тоже имеет особенность возвращаться.



Из обычного мужчины в джинсах, обычного отца, любящего свою дочку и играющего с ней, пройдя путь от величия короля к величию человеческой души, Лир-Коляда снова превращается в отца, потерявшего всё самое дорогое - не королевство, не власть, не богатство - своих дочерей. В финале он снова надевает джинсы - судьба уготовила ему продолжение жизни. Круг замкнулся: человек прошел через соблазны и снова стал человеком.





В антракте за мной спускались по лестнице девушка и парень. Девушка ему говорит:
- Первые 10 минут мне хотелось уйти, было впечатление, что я пришла на шоу Полунина. Но когда началось действие, мне захотелось остаться.
- Всё раскроется во втором действии, - не выдержала я. - Вы в первый раз смотрите спектакля Коляды? Нравится?
- Да, первый, - с горящими глазами ответила девушка. - Уже нравится, я хочу досмотреть до конца.




Публика на спектаклях Коляды незаметно меняется. Да, по-прежнему узнаваемы лица постоянных зрителей Коляда-театра, мы так же киваем друг другу, радуясь неизменной преданности. И все же появились столичные театралы - пожилые дамы в бриллиантах, обсуждающие в антракте спектакли других театров, почти профессиональные зрители. Уже есть ощущение, что Коляда-театр стал модным: все говорят, и мне нужно посмотреть, что это такое.



И уже никто не назовет Коляда-театр самоделкой. Так много людей не могут ошибаться - не только в Москве, но в мире, - для них Коляда-театр - не фантик, не пустышка, даже не конфетка, а тот самый вкусный хлеб, который с чаем лучше всякого шоколадного маффина.

При том, что Коляда, действительно, сам себя сделал. Заслужил.



Уникальный театр. Уникальный Коляда. Уникальные актеры. Сегодня думала написать, что этот актер молодец, тот, а потом подумала - да про каждого так надо писать, абсолютно про каждого. Кого-то назовешь, другие незаслуженно окажутся в стороне, а писать поименно - список длинный.



Ирина Плесняева, Вера Цвиткис, Василина Маковцева, Константин Итунин, Сергей Колесов, Сергей Федоров, Максим Тарасов, Евгений Чистяков, Антон Макушин, Олег Ягодин.



Коляда везде и всюду говорит от себя, о себе - слушайте, услышьте, задумайтесь о себе, сделайте что-то важное, успейте.



Любите, будьте щедрыми, будьте добрыми не той миленькой добротой с правильными словами и репостами, а деятельной, без сюсюканья этого, без масок, за которыми страшное прячется. Надень красивую юбку хоть из мусора - вот тебе и прикрыто твое уродство.






Вот они, предки, восставшие из прошлого, смотрят в глаза зрителям - поняли вы нас?



Преданные зрительницы Коляда-театра подарили 10-килограммовый торт в виде сердца и вонзенной в него кометой - символом Коляда-театра. Поразил он нас в самое сердце, правда.



Поклоны после спектакля.


Tags: Коляда-театр, Театр, Театр 16-17
Subscribe

Posts from This Journal “Коляда-театр” Tag

  • "Дурак и дурнушка"

    Спектакль по двум пьесам Николая Коляды, поставленный Александром Ваховым с двумя прекрасными артистами Олегом Ягодиным и Ириной Плесняевой. Можно…

  • "Носферату", реж. Н.В. Коляда, Коляда-театра

    Я не люблю читать пьесы глазами, потому что не могу увидеть объемно события. Нет во мне режиссерского видения текста. Но сегодня после спектакля…

  • "Калигула", реж. Николай Коляда, Коляда-театр

    Гастроли Коляда-театра в Москве начались спектаклем "Калигула". Гай Юлий Цезарь Август Германик - римский император, живший в I веке, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments