В первую же ночь после спектакля Коляды получила в ВК сообщение от девушки, с которой познакомились мы в Екатеринбурге этим летом на фестивале: "Всегда люблю читать твои посты и в голове сразу складывается картинка происходящего. К сожалению, эти гастроли в Москве я не смогу пропустить через себя - нет возможности приехать, но вот так читая - как-будто рядом нахожусь". Она из Питера.
В свое время я ходила на Любимовку, фестиваль драматургии, слушала читки пьес, а после них - обсуждения профессионалами, режиссерами, драматургами, критиками. И каждый раз удивлялась, что так много прошло мимо меня. Все-таки зритель откликается не на то, что говорят со сцены или с экрана, а на что-то свое, увиденным задетое. А остальное идет фоном.
Когда же другой человек делится своими мыслями, тебе открывается новый пласт смыслов, картина выглядит объемной, можно покрутить так и эдак. Сама я чаще через чувства пропускаю, отзывы, скорее, эмоциональные. Во всяком случае, сравниваю с тем, что писала о спектаклях лет 5-10 назад и думаю, что сильно поглупела. Те записи кажутся куда более умными:)
А когда читаешь тексты от умных мужчин, то картина становится более полной. Даже если не соглашаешься.
И вот что примечательно.
У Николая Коляды на стене - ссылки на очень разные отзывы о его спектаклях. Он как Плюшкин, все собирает в копилочку, и плохие отзывы тоже постит у себя. Люди-то разные.
Одна девушка, провозгласившая себя ведущей театральный блог (образование у неё к театру не имеет отношения), гордо, вместе с селфи себя уходящей со спектакля, сообщила, что первое действие еле вытерпела, что это не театр, а балаган, предварив текст "только, любители Коляда-театра, не кидайте в меня тухлыми помидорами". Пишу ей, что вообще-то, нужно было досмотреть до конца, может быть, тогда уж и мнение другим было бы, что я тоже как-то ушла в другом театре со спектакля, но не стала об этом нигде писать, т.к. это мое личное дело, что я не приняла этот спектакль.
Следом Коляда вешает на стену ссылку на жж-пост девушки с тэгом "я не театрал" - грамотный, умный разбор спектакля, интересно читать глубокие размышления.
Как писали в советских газетах, два мира - две судьбы. Одна - с претензией, другая - трудится, результаты разные, но каждая свою судьбу кует сама.